Исаия 29 глава

Книга пророка Исаии
Библейской Лиги ERV → Толкования Августина

Библейской Лиги ERV

1 Бог сказал:
«Взгляни на Ариил, в котором Давид расположил свой лагерь. Продолжай праздновать год за годом.
2 Однако Я накажу Ариил, наполнив его печалью и слезами, и он станет подобен алтарю.
3 Я армии вокруг него стяну, шатры войны вокруг него раскину.
4 Ариил, Ты будешь побеждён и на землю брошен. Я услышу речь твою, из праха восстающую; как голос призрака твои слова будут звучать, как шёпот, раздающийся из пыли.
5 Чужеземцев, живущих среди тебя, станет так много, что они подобны будут пыли, а множество людей жестоких словно мириады соломинок на ветру.
6 Затем Господь тебя землетрясением и громом накажет, а также штормами и грозами, ветрами и всепожирающим огнём.
7 И как в ночном кошмаре, многие народы выйдут на битву с Ариилом и, окружив, его накажут.
8 И даже для наступающих армий всё покажется сном, их желаниям сбыться не суждено. И, как голодному снится, будто он ест, пробудившись же, он всё ещё голоден, как жаждущему снится, будто он пьёт, проснувшись же, он всё ещё томим жаждой, так будет и с этими армиями. Вот то же произойдёт с теми народами, которые войной идут против Сиона, их желаниям сбыться не суждено».
9 Взгляните и удивитесь, вы опьянеете, но не от вина! Взгляните и удивитесь, вы упадёте, но не пиво свалит вас с ног!
10 Господь заставит вас закрыть глаза, Господь вас усыпит (глаза ваши — пророки), покроет ваши головы Господь (провидцы — ваши головы).
11 Я говорю вам о том, что случится, но вы не понимаете меня, для вас мои слова словно слова в запечатанной книге.
12 Вы можете передать книгу тому, кто умеет читать, и попросить его прочитать, но он вам ответит:
«Я не могу, эта книга запечатана».
Или можете попросить прочитать того, кто не умеет читать, и тот человек откажется, потому что он не умеет читать.
13 Владыка Мой говорит:
«Эти люди утверждают, что любят Меня, они оказывают Мне честь на словах, но сердца их далеки от Меня и почитание их не что иное, как простые человеческие правила, которые они запомнили.
14 Поэтому Я и дальше буду удивлять этих людей Своими чудесами, их мудрецы утратят свою мудрость и не смогут ничего понять».
15 Эти люди попытаются скрыть свои замыслы от Господа, они своё зло творят во мраке, говоря:
«Нас никто не увидит, никто нас не узнает!»
16 Вы безрассудны и думаете, что глина — это то же самое, что и горшечник. Вы думаете, что вещь может сказать сделавшему её:
«Не ты меня сделал!» Разве горшок говорит горшечнику, что тот ничего не понимает?!
17 Ещё немного, и земля Ливана будет плодородна, словно лес густой.
18 И глухой услышит слова книги, и слепой увидит сквозь мрак и туман.
19 Господь сделает бедных счастливыми, бедные возрадуются о Святом Израиля.
20 Так будет, когда исчезнут жестокие люди и те, кто с радостью совершает зло.
21 (Те люди сеют ложь о добрых людях, пытаются поймать на слове людей в суде, стремятся уничтожить невиновных).
22 Поэтому вот что Господь (Господь, освободивший род Авраама) говорит роду Иакова:
«Теперь Иаков не будет стыдиться и не узнает позора.
23 И тогда, увидев всех своих детей, сотворённых Мной, Иаков станет почитать Моё имя, потому что они станут почитать Святого Иакова и благоговеть перед Богом Израиля!
24 И тогда многие из тех, кто заблуждался и грешил, поймут свою неправоту. Они постоянно жаловались, но сейчас образумились».

Толкования Августина

Стих 10

Ведь нам говорят: «Если они не могли уверовать, то в чем грех человека, если не делает он того, чего не может сделать? Если же они согрешили, не уверовав, то могли уверовать и не сделали этого». Далее, что ответить нам в отношении другого свидетельства пророка Исаии, которое предлагает апостол Павел, говоря: Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились, как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и угии, которыми не слышат, даже до сего дня (7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились, 8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня. Рим 11:7−8).

Вы слышали, братие, предложенный вопрос и, несомненно, видите, сколь он глубок, но мы ответим на него, как сможем. Иудеи не могли уверовать, поскольку предсказал это Исаия пророк; а пророк предсказал это, поскольку Бог предузнал, что будет так. И если спросят меня, почему они не смогли уверовать, я быстро отвечу — потому что не захотели, ибо Бог предвидел их злую волю и через пророка предвозвестил это, как Тот, от Кого не может быть сокрыто будущее. Но ты скажешь: «Пророк приводит некую причину этого, а не их волю».

Какую же причину приводит пророк? Бог дал уму дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, и ослепил глаза их, и ожесточил сердце их. Отвечаю, что и это заслужила их воля. Ибо таким образом ослепляет и ожесточает Бог, покидая и не предоставляя помощи; может делать Он это по Своему тайному суду, но суд этот не может быть несправедлив. Это положение вообще обязано сохранять непоколебимым и непреступным благочестие верующих, как и апостол сказал, когда разбирал он тот же самый сложнейший вопрос: Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак (14 Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак. Рим 9:14).

Итак, если невозможно, чтобы была неправда у Бога, то, когда помогает Он, делает это по милосердию, а когда не помогает — делает это справедливо, поскольку все делает не случайно, но по Своему суду. Ведь если справедливы суждения святых, то насколько более справедливы суды освящающего и оправдывающего Бога?1 Итак, они справедливы, но сокрыты.

Трактат на Евангелие от Иоанна 53.5.2−6.2. TLG 2022.029, 35.945.47−948.9.

Примечания

  • 1 — См. 1Кор 16:30.

Стих 13

Лия усыновила детей своей рабыни, подвигнутая к этому стремлением иметь многочисленное потомство. Мы находим в Писании, что имя ее рабыни «Зелфа» переводится как «уста идущие»1.

Итак, под этой рабыней Лии, если обратимся мы к Писанию, понимаются те, у которых в отношении проповеди евангельской веры уста идут навстречу ей, а сердце не идет. Ведь написано о некоторых: Этот народ чтит Меня устами, сердце же его далеко отстоит от Меня. Подобным людям апостол говорит: Проповедуя не красть, ты крадешь; говоря: «Не прелюбодействуй», прелюбодействуешь (22 Проповедуя не красть, крадешь? говоря: "не прелюбодействуй", прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Рим 2:22).

Примечания

  • Против Фавстаманихея 22.55. С1. 0321, 22.55.650.9.

Примечания

  • 1 — Этимология имени Zilpa неизвестна. — Прим. ред.

* * *

Итак, друзья мои и ближние мои приблизились ко мне и встали напротив меня, и ближние встали вдали (12 Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали. Пс 37:12)1. Понимаете ли вы, что я сказал? Я сказал о ближних, которые приблизились и, однако, встали вдали. Ведь приблизились они телом, но далеко отстоят сердцем. Кто столь близок телом, как те, кто воздвигли Христа на крест? Кто столь далек сердцем, как те, кто хулили Его?

Послушайте об этой удаленности от пророка Исаии, посмотрите на эту близость и эту удаленность: Народ этот чтит Меня устами, — вот, приближается он телом, — но сердце его далеко отстоит от Меня. Одни и те же близки, одни и те же далеки, — близки устами, далеки сердцем. Однако, поскольку вдали встали страшащиеся апостолы, мы можем более уверенно и ясно отнести эти слова к ним и думать, что одни из них приблизились, а другие встали вдали; хотя и Петр, который отважно последовал за Христом, был все еще столь далек, что, будучи подвергнут допросу и смутившись, трижды отрекся от Господа, с Которым обещал умереть вместе.

Толкование Псалмов 37.17. С1.0283, SL38, 37.17.15.

Примечания

  • 1 — Синод, перевод: Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали.

Стих 14

Возможно, Пелагий предположит, что имя Христа необходимо для того, чтобы посредством Его Евангелия мы научились, как нам надлежит жить, а вовсе не для того, чтобы оказала нам помощь Его благодать и благодаря этой помощи мы смогли бы жить хорошо. Но пусть хотя бы на основании этого он признает, что в душе человеческой имеется прискорбное помрачение, так что человек знает, как следует ему укрощать льва, однако не знает, как должен он жить. Неужели достаточно ему для того, чтобы узнать это, свободного решения и естественного закона?

Это — та премудрость слова (17 Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. 1Кор 1:17), которая упраздняет Крест Христа. Но Бог сказал: Погублю мудрость мудрецов (19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. 1Кор 1:19), поскольку не может быть упразднен этот Крест. Несомненно, разрушается эта мудрость юродством проповеди, которым спасаются верующие1. Ведь если естественной способности, заключенной в свободном решении, достаточно и для познания, как надлежит жить, и для добродетельной жизни, тогда Христос напрасно умер (21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер. Гал 2:21), а значит соблазн креста прекратился (11 За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы. Гал 5:11).

Вы, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, не покорились праведности Божией. Ибо Христос есть конец закона (3 Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, 4 потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего. Рим 10:3−4), и Он же — Спаситель порочной человеческой природы, к праведности всякого верующего в Него.

О природе и благодати 40.47. Cl 0344, 40.47.267.27.

Примечания

  • 1 — Cм. 18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. 1Кор 1:18

Стих 16

А в отношении тех, на ком пребывает гнев Божий, поскольку и ими хорошо пользуется Бог для научения других, кого благоволит Он избавить, апостол рассуждает далее: Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле (17 Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они — лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта. Ис 9:17). И ниже, делая вывод касательно обоих родов людей, апостол говорит: Итак, кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает (18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. Рим 9:18), — разумеется, ни с кем не делает Бог этого по некой несправедливости, но с обоими родами людей поступает по Своему милосердию и истине.

И однако, все еще возбуждает сомнение дерзкая немощь тех, кто пытаются думать о неисследимой глубине судов Божиих согласно предположениям человеческого сердца. Противопоставляя себе это возражение, апостол говорит: Ты скажешь мне: «За что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?» (19 Ты скажешь мне: "за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?" Рим 9:19). Станем считать, что сказано это нам. Ведь что иное, кроме того, что ответил апостол, должны отвечать также и мы? А если и нас смущает подобное, поскольку и мы люди, то всем вместе нам надлежит послушать говорящего: А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «Зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почести, а другой — для поругания (20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?"21 Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? Рим 9:20−21)?

Если бы эта масса была чем-то средним в том смысле, что она не заслуживала бы ничего доброго и ничего злого, то небезосновательно показалось бы несправедливым, если бы из этой массы создавались сосуды для поругания; однако поскольку из-за свободного решения первого человека вся эта масса от одного первого человека идет в осуждение, то несомненно, что сосуды для почести создаются из нее не по собственной их праведности, поскольку никакая праведность не предшествует благодати, но по милосердию Божию, тогда как создаваемые для поругания должны быть относимы не к несправедливости Божией (ведь невозможно, чтобы была несправедливость у Бога), но к Его суду.

Послания 186. 50. С1. 0262, 186.57.6.59.10.

« 28 глава ИсИсаия 29 глава ERVБиблейской Лиги AICАвгустин 30 глава »


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.