Числа 11 глава

Четвертая Книга Моисеева. Числа
Библейской Лиги ERV → Толкования Августина

Библейской Лиги ERV

1 Народ стал жаловаться о своих невзгодах. Господь услышал жалобы и разгневался, и запылал среди народа огонь Господний, и сжёг часть края стана.
2 Народ воззвал к Моисею о помощи, и, когда он помолился Господу, огонь потух.
3 И назвали то место Тавера, потому что огонь Господний загорелся у них в стане.
4 Чужеземцы, присоединившиеся к израильскому народу, стали прихотливы в пище, и вскоре весь израильский народ начал снова роптать:
«Хотим мяса!
5 Мы помним рыбу, которую ели в Египте даром, и у нас были хорошие овощи: огурцы, дыни, репчатый лук и чеснок!
6 Теперь же мы совсем обессилели и не едим ничего, кроме манны!»
7 Манна была подобна кориандровому семени, а по виду напоминала древесную смолу.
8 Народ собирал манну, толок её в ступе и варил в горшках или же перемалывал в муку и делал из неё тонкие лепёшки, по вкусу напоминавшие сладкие лепёшки, испечённые с оливковым маслом.
9 Манна каждую ночь падала на землю, когда выпадала роса.
10 Моисей услышал жалобы народа. Каждая семья сидела у своего шатра и жаловалась, чем сильно разгневала Господа и глубоко огорчила Моисея.
11 Он спросил у Господа:
«Господи, почему Ты послал мне такую беду? Я — Твой слуга, так в чём же я провинился, чем разгневал Тебя? Для чего Ты возложил на меня ответственность за весь этот народ?
12 Ты ведь знаешь, что я не отец этого народа, знаешь, что я не родил его! Так почему же принуждаешь меня заботиться о нём словно нянька, носящая дитя на руках? Почему вынуждаешь меня нести их на руках в ту землю, которую Ты обещал нашим отцам?
13 Откуда мне взять мяса на весь этот народ! Они жалуются и говорят мне: „Дай нам мяса!”
14 Я один не могу заботиться обо всём этом народе, для меня это слишком тяжёлое бремя.
15 Если Ты и впредь будешь возлагать на меня их беды, то лучше умертви меня прямо сейчас, если принимаешь меня как слугу Своего. Тогда кончатся все мои беды!»
16 И ответил Господь Моисею:
«Приведи ко Мне семьдесят израильских старейшин, вождей твоего народа. Приведи их в шатёр собрания, и пусть они там стоят вместе с тобой.
17 Тогда Я сойду и буду говорить там с тобой. На тебе Дух уже сейчас, но Я дам и им часть этого Духа, и тогда они помогут тебе заботиться о народе, чтобы не тебе одному отвечать за него.
18 Скажи народу: „Подготовьтесь к завтрашнему дню. Завтра будете есть мясо, так как Господь слышал, как вы плачете, и слышал, как вы говорите: „Где нам взять мяса! Нам было лучше в Египте!” И вот теперь Господь даст вам мясо, и вы насытитесь им!
19 Вы будете есть это мясо не один, не два, не пять, не десять и даже не двадцать дней!
20 Будете есть это мясо целый месяц, будете есть его, пока оно вам не опротивеет! С вами это случится за то, что вы роптали на Господа! Господь обитает среди вас и знает ваши нужды, вы же плакали и жаловались Ему: „И зачем только мы ушли из Египта?!”»
21 Моисей ответил:
«Господи, здесь идёт 600 000 человек, а Ты говоришь: „Я дам им столько мяса, что им хватит его на целый месяц!”
22 Даже если бы мы закололи всех наших овец и крупный скот, то еды всё равно бы не хватило такому количеству народа на целый месяц! И даже если бы мы поймали всю рыбу в море, её всё равно бы на всех не хватило!»
23 Господь ответил Моисею:
«Разве силе Господа есть предел? Увидишь, Я сделаю всё, как сказал!»
24 Моисей вышел к израильтянам и обратился к людям, передав им слова Господа, а потом собрал семьдесят старейшин и велел им встать вокруг шатра собрания.
25 Тогда Господь сошёл в облаке и стал говорить с Моисеем. На Моисее был Дух, и Господь дал часть этого Духа семидесяти старейшинам, и как только Дух сошёл на них, они стали пророчествовать, но это произошло только один раз.
26 Двое старейшин, Елдад и Модад, не пошли к шатру, а остались в стане, хотя их имена и были в списке. Но Дух сошёл и на них, и они тоже стали пророчествовать в стане.
27 К Моисею прибежал юноша и сказал:
«Елдад и Модад пророчествуют в стане».
28 Иисус, сын Навина, с молодых лет помогавший Моисею, сказал ему:
«Господин мой, Моисей! Запрети им!»
29 Но Моисей ответил:
«Ты боишься, что народ подумает, что я им больше не вождь? Я бы хотел, чтобы весь народ Господний мог пророчествовать, чтобы Господь всем им дал Своего Духа!»
30 Затем Моисей возвратился в стан вместе с израильскими старейшинами.
31 Господь послал сильный ветер с моря, и он принёс в те края перепелов и разбросал их около стана. Перепелов было столько, что вся земля была покрыта ими метровым слоем; перепела были повсюду, на день пути в любую сторону.
32 Люди бросились собирать перепелов, собирали весь день, всю ночь и весь следующий день, и даже тот, кто собрал мало, набрал шестьдесят корзин. Они разложили мясо перепелов по всему стану
33 и стали его есть. Но Господь был сильно разгневан и сделал так, что, когда мясо ещё было у людей во рту и не было ещё съедено, их поражала страшная болезнь, приносившая смерть.
34 И назвал народ это место Киброт-Гаттаава, потому что там похоронили тех, у кого была прихоть насытиться мясом.
35 Из Киброт-Гаттаава народ отправился в Асироф и там остановился.

Толкования Августина

Стих 1

Народ в пустыне заслужил упрек не потому, что захотел мясной пищи, а потому, что, мечтая о еде, взроптал на Господа.

Источник: Исповедь, С1. 0251, 10.31.72

Стих 4

Разве мы не видим, что израильтяне во вред себе получили то, к чему стремились с предосудительным вожделением? Ведь они захотели есть мясо, когда им с неба, как дождь, посылалась манна (См. Исх 16). Ведь они с презрением относились к тому, что имели, и неразумно желали того, чего не имели. Они словно не желали лучшего — чтобы, смирив высокомерие, собирать пищу, которая была, но чтобы появилась та, которой не было по недостоинству желания. Ведь когда нам доставляет удовольствие зло, а не добро, мы должны скорее просить Бога, чтобы добро нам доставляло удовольствие, а не чтобы зло исчезло.

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна. C1. 0278, 73.1.13.

Стих 17

Это означает: «Я дам им Святого Духа, Которого уже дал тебе». Следовательно, если даруемый имеет началом того, от кого он даруется, поскольку не получил от кого бы то ни было еще, кроме как от того, от кого происходит, — то следует признать, что Отец и Сын суть одно начало Святого Духа, а не два. И как Отец и Сын суть единый Бог, а по отношению к творению — единый Творец и Господь, так же по отношению к Святому Духу Они суть одно начало1.

Примечания

  • 1 — Попытка блаж. Августина описать систему отношений «внутри» Святой Троицы получила дальнейшее развитие в так наз. Filioque (лат. «и от Сына») — прибавлении к Символу Веры, по которому Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына. Данное прибавление получило распространение у Римо-католиков и отвергается православными.

Источник: О Троице. С1.0329, SL50.5.14.25.

Стих 33

И народ в пустыне заслужил упрека не потому, что захотел мясной пищи, а потому, что, мечтая об еде, возроптал на Господа.

Исповедь, 10.XXXI.46

***

Некоторым нетерпеливым людям Господь Бог, разгневавшись, предоставил то, чего они хотели, так же, как в свою очередь из милосердия отказал апостолу1. Ведь мы читаем, что и каким образом просили и получили израильтяне, однако после исполнения желания их нетерпение было сурово наказано.

Примечания

  • 1 — Ср. 8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. 9 Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. 2Кор 12:8−9

Августин Иппонский, Послания 130. CSEL 44:70.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.