От Матфея 12 глава

От Матфея, святое благовествование
Библейской Лиги ERV → Толкования Августина

Библейской Лиги ERV

1 Тогда же в одну из суббот, случилось Иисусу идти через пшеничное поле. Его ученики были голодны, поэтому они сорвали несколько колосьев пшеницы и стали есть зерна.
2 Фарисеи, увидев это, сказали:
«Смотри! Твои ученики делают недозволенное в субботний день!»
3 Тогда Иисус спросил их:
«Разве вы не читали о том, что Давид и те, кто были с ним, сделали, когда были голодны?
4 Он вошёл в дом Божий и съел хлебы, принесённые в дар Богу, хотя это и было запрещено законом и ему, и тем, кто был с ним. Только священникам разрешалось их есть.
5 И разве не читали вы в Законе Моисея, что в субботний день священники в храме нарушают субботу, но их не считают виновными.
6 Но скажу вам: сейчас здесь нечто, что превосходит в величии храм.
7 Если бы вы понимали, что имеется в виду в Писаниях, когда говорится: „Я хочу доброты от вас, а не жертв”, то не осуждали бы невинных.
8 Да, Сын Человеческий — Господин субботы».
9 После этого Иисус ушёл оттуда и отправился в их синагогу.
10 Там был человек с иссохшей рукой, и некоторые иудеи спросили Иисуса:
«По Закону ли исцелять людей в субботу?»
Они задали этот вопрос, чтобы потом обвинить Его.
11 Но Христос ответил им:
«Допустим, что у кого-то из вас есть овца, и она упала в яму в субботний день. Разве вы не схватите её и не вытащите наверх?
12 Человек же намного важнее овцы! Значит, Закон позволяет делать добро в субботу!»
13 Иисус сказал сухорукому:
«Протяни руку».
Тот протянул руку, и она тот час же выправилась и стала здоровой, как и другая.
14 Тогда фарисеи вышли и стали сговариваться, как найти способ погубить Его.
15 Однако Иисус знал о том, что замышляли фарисеи, и поэтому ушёл оттуда. Множество народа следовало за Ним, и Он всех исцелял,
16 предупреждая их о том, чтобы они не рассказывали о Нём другим.
17 Так случилось во исполнение того, что Бог сказал устами пророка Исаии:
18 «Вот Мой Слуга, Которого Я избрал, Мой Возлюбленный, к Которому Я благоволю. Я передам Ему Духа Своего, и Он провозгласит справедливость для всех народов.
19 Он не станет ни браниться, ни кричать, и люди не услышат Его голос на улицах.
20 Он не сломает согнутый камыш и не погасит мерцающий светильник. Он не остановится, пока не восторжествует справедливость.
21 И все народы будут надеяться на имя Его».
22 И привели к Иисусу слепого и немого, одержимого бесом, и Он исцелил его. И тот человек заговорил и прозрел.
23 И дивился народ, говоря:
«Может быть, Этот Человек и есть обещанный Сын Давидов?»
24 Фарисеи, услышав это, сказали:
«Он изгоняет бесов только властью Вельзевула, князя бесовского!»
25 Иисус знал их мысли и поэтому сказал им:
«Любое царство, разделённое на части враждой, погибнет, и любой город и любая семья, раздираемая распрями, не устоит.
26 И если сатана изгоняет своих бесов, то, значит, он сам против себя выступает. Так как же устоит царство его?
27 И если правда то, что Я изгоняю бесов властью Вельзевула, то чьей же властью изгоняют их ваши люди? Так ваши собственные люди покажут, что вы неправы.
28 Если же Я изгоняю бесов Духом Божьим, то это доказывает, что Царство Божье уже пришло к вам.
29 И если какие-либо люди захотят войти в дом сильного человека и украсть то, чем он владеет, то они сначала должны связать его. Только тогда они смогут разграбить его дом.
30 Кто не со Мной, тот против Меня, и кто не собирает со Мной, тот расточает.
31 И потому говорю вам: любой грех и злословие против Господа будут прощены, но злословие против Святого Духа не будет прощено.
32 Тот, кто скажет слово против Сына Человеческого, может быть прощён. Тот же, кто скажет против Святого Духа, не будет прощён ни в этом веке, ни в будущем».
33 «Вы знаете, что для того, чтобы получить хорошие плоды, нужно хорошее дерево, а для того, чтобы получить плохие плоды, нужно плохое дерево. Ведь дерево распознаётся по его плодам.
34 Отродья змеиные! Как вы можете сказать что-нибудь хорошее, если сами вы злые люди? Ведь слова идут от того, что наполняет сердце.
35 Добрый человек произносит добрые слова, идущие из сердца, наполненного добром, в то время как злой черпает злые слова из сердца, наполненного злом.
36 Но говорю вам, что в Судный день людям придётся отвечать за каждое неосторожно сказанное слово.
37 На основании твоих слов ты будешь признан невиновным, и на основании твоих слов ты будешь осуждён».
38 Тогда некоторые законоучители и фарисеи спросили Иисуса:
«Учитель, мы хотели бы, чтобы Ты сотворил для нас знамение».
39 Но Он сказал им в ответ:
«Злое и неверное поколение ищет знамения, но оно не будет ему дано, кроме знамения, данного пророком Ионой.
40 Потому что подобно Ионе, проведшему в чреве морского чудовища три дня и три ночи, и Сын Человеческий пробудет в могиле три дня и три ночи.
41 В Судный день жители Ниневии выступят против живущих сегодня и обличат их, потому что покаялись они в ответ на проповедь Ионы, а здесь же Некто, Кто превосходит в величии Иону!
42 В Судный день царица Юга выступит против живущих сегодня и обличит их, так как она явилась с другого конца земли внимать мудрости Соломоновой, а здесь же Некто, Кто превосходит в величии Соломона!»
43 «Когда из человека выходит нечистый дух, то скитается в пустыне в поисках покоя и не находит его.
44 И тогда он говорит: „Я вернусь в своё прежнее обиталище, которое покинул”. И когда он возвращается обратно к тому человеку, то находит обиталище пустым, выметенным и убранным.
45 Тогда он идёт и приводит с собой семь других нечистых духов, ещё худших, чем он сам. И они входят в того человека, и живут там все вместе, и жизнь этого человека становится ещё хуже, чем была прежде. То же произойдёт и со злыми людьми, живущими сегодня».
46 Пока Иисус говорил с народом, Его мать и братья стояли снаружи; они хотели поговорить с Ним.
47 Кто-то сказал Иисусу:
«Посмотри, Твоя мать и Твои братья стоят снаружи и хотят поговорить с Тобой».
48 В ответ Он сказал говорившему:
«Кто Моя мать и кто Мои братья?»
49 И, протянув руку к Своим ученикам, сказал:
«Вот Моя мать и вот Мои братья!
50 Да, тот, кто исполняет волю Моего Отца Небесного — Мой брат, сестра и мать!»

Толкования Августина

Стих 26

Говоря так, Он хотел, чтобы из исповедания фарисеев было понятно, что, не веруя в Него, они тем самым выбрали пребывать в царстве дьявола, которое не может устоять против разделения в себе. Поэтому пусть фарисеи выбирают то, что пожелают. Если сатана не может изгнать сатану, то они ничего не смогли найти против Господа. Но если может, то пусть они внимательнее посмотрят на себя и покинут его царство, которое не может устоять против разделения в себе.

Стих 32

Против этого бескорыстного дара1 , против этой милости Божией, говорит нераскаявшееся сердце. Таким образом, сама эта нераскаянность есть хула на Духа2 , которая не проститься ни в сем веке, ни в будущем. Ведь против Духа Святого, Которым они крестятся, (Которым) отпускаются все их грехи и Которого получила Церковь, так что кому она отпустила грехи, тому они отпускаются, (такой человек) говорит весьма дурное и крайне нечестивое слово или в помышлении, или даже своим языком. Тогда как терпение Божие ведет его к покаянию, но по упорству своему и нераскаянному сердцу он сам себе собирает гнев на день гнева и откровение праведное суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его (4 Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? 5 Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, 6 Который воздаст каждому по делам его: Рим 2:4−6). Итак, это нераскаянность. Так неким одним именем мы можем, так или иначе, назвать и хулу, и слово против Духа Святого, которому нет прощения вовек. Это, говорю я, нераскаянность, против которой выступал и предвестник3 , и Судия4 , призывая: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (2 и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Мф 3:2); (17 С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Мф 4:17). Против нее Господь отверзал уста в евангельских проповедях и против нее проповедовал, что само Евангелие должно быть проповедано во всем мире. И после того, как воскрес из мертвых, Он сказал ученикам, что так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день; и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима (46 И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, 47 и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Лк 24:46−47). И одна лишь нераскаянность не имеет никакого прощения ни в этом веке, ни в будущем, потому что раскаяние получает прощение в этом веке, которое сохраняется и в будущем.

Примечания

  • 1 — Дара Святого Духа: ранее в этой проповеди Августин вел речь о совершенной любви как даре Святого Духа, которым прощаются грехи и которым воедино собирается народ Божий. Нечистые духи противятся этому дару.
  • 2 — Непрощаемым грехом Иисус называет отказ от покаяния. Августин верит в то, что прощается любой грех. А потому единственной ситуацией, в которой грех не может быть прощен, является та, в которой человек, не надеясь на спасение, не приносит раскаяния.
  • 3 — То есть Иоанн Креститель.
  • 4 — То есть Иисус Христос.

Источник: Проповеди.

Стих 33

Когда Он говорит: Признайте дерево хорошим и плод его хорошим, то это не наставление, но спасительная заповедь, которой необходимо следовать. А то, что Он говорит: Признайте дерево худым и плод его худым, то это — не заповедь, чтобы ты так поступал, но напоминание, чтобы ты остерегался. Ведь Он сказал это против тех, кто считал себя, хотя они были худыми, способными на добрые речи или добрые дела. Это, говорит Господь Иисус, невозможно. Ибо прежде должен измениться человек, чтобы изменились [его] дела. Ведь если человек пребывает в том, что есть зло, он не может поступать хорошо; а если пребывает в том, что есть благо, не может поступать плохо.

Стих 40

Сам Спаситель показал, что пророк Иона, брошенный в море, попавший во чрево чудовища морского и извергнутый оттуда на третий день живым, послужил прообразом Спасителя, Который пострадал и на третий день воскрес. Он упрекает иудейский народ, сравнивая его с ниневитянами, поскольку ниневитяне, для обличения которых был послан пророк Иона, покаянием усмирили гнев Божий и заслужили милость. И вот здесь больше Ионы (41 Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы. Мф 12:41; 32 Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы. Лк 11:32), говорит Господь Христос, имея ввиду Самого Себя. Те слышали слугу и исправили свои пути; эти же слышали Господа и не только не исправились, но, вдобавок, убили Его.

Проповеди 72А.1. Cl. 0284,72А. MiAg 1.155.15; PL 38:467.

Стих 42

Для Христа не важно было быть больше, чем Иона, и быть больше, чем Соломон: ведь Он — Господь, а они были слуги. Но кто же те, которые презрели Самого Господа, тогда как чужеземцы послушали Его слуг?

Стих 45

Когда в таинствах происходит отпущение грехов, дом очищается. Но в нем непременно должен обитать Святой Дух. Однако Дух Святой обитает только в тех, кто кроток сердцем. Ведь Бог говорит: Где место покоя Моего? И отвечает на этот вопрос: На смиренном и сокрушенном и на трепещущем пред словом Моим (Ис.66:1−2). Поэтому когда Он стал обитать, Он наполняет, управляет, действует, удерживает от зла, побуждает к добру, делает желанной справедливость, так что человек творит добро с искренней любовью, а не из страха наказания. Но та страсть, из-за которой ты стал дурным, изгнанная из человека, то есть из твоего ума, когда были отпущены твои грехи, ходит по безводным местам, ища покоя (Мф.12:43), и, не найдя покоя, эта страсть возвращается домой и, придя, находит его вычищенным, берет с собою семь других духов, злейших себя, и бывает для человека того последнее хуже первого. Берет с собою семь других. Что означает семь других? Сам ли нечистый дух состоит из семи? Что это значит? Числом семь обозначается совокупность. Целиком [дух] вышел, целиком вошел, и если бы вошел один! А что значит берет с собою семь других? Их не было, когда [человек] был зол, но будет иметь этих других, если ложно добр.

Внимайте, и я, если смогу, объясню, насколько мне удастся, свои слова. Святой Дух сообщается нам семикратным действием, чтобы в нас был дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страх Господний (Ис.11:2−3). Этому семикратному добру противопоставь семикратное зло: дух глупости и заблуждения, дух безрассудства и малодушия, дух невежества и нечестия и дух гордыни против страха Божия. Эти семь духов — злые. Какие же семь других еще злейших? Другие семь злейших основаны на лицемерии: один — злой дух глупости, другой худший — лицемерная мудрость; злой дух — дух заблуждения, другой худший — лицемерная истина; злой дух — дух безрассудства, другой худший — лицемерное благоразумие; злой дух — дух малодушия, другой худший — лицемерная храбрость; злой дух — дух невежества, другой худший — лицемерное знание; злой дух — дух нечестия, другой худший — лицемерное благочестие; злой дух — дух высокомерия, другой худший — лицемерный страх. Первые семь были невыносимы: кто же вынесет четырнадцать? Поэтому, когда к порочности была прибавлена лицемерная истина, то эти новейшие духи неизбежно хуже для человека, чем были прежние.

Стих 49

Вот матерь Моя и братья Мои

Разве не исполнила волю Отца Дева Мария, которая положилась на веру и в вере зачала, была избрана, чтобы нам от Нее родилось спасение среди людей, сотворена Христом прежде, чем Христос творится в Ней? Исполнила, поистине исполнила волю Отца Святая Мария: и потому для Марии важнее и блаженнее было быть ученицей Христа, чем Матерью Христа. Потому Мария была блаженна, что, прежде чем повиновалась, носила в утробе Учителя. Святая Мария, блаженная Мария, но Церковь лучше, чем Дева Мария. Почему? Потому что Мария — это часть Церкви, святая часть, необыкновенная часть, великая часть, но всего лишь часть целого тела. А если [часть] целого тела, то, конечно, тело важнее, чем его часть. Глава — Господь, и весь Христос — глава и тело. Что мне сказать? Мы имеем Божественную главу, мы имеем главой Бога.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.