От Матфея 16 глава

От Матфея, святое благовествование
Библейской Лиги ERV → Толкования Августина

Библейской Лиги ERV

1 Фарисеи и саддукеи пришли к Иисусу и, желая испытать Его, попросили Его совершить чудо, чтобы им было с неба знамение Божье.
2 В ответ Он сказал им:
«На закате солнца вы говорите: „Будет хорошая погода, так как небо багровое”.
3 На рассвете же говорите: „Сегодня будет ненастно, так как небо багровое и сумрачное”. Вы умеете различать, как выглядит небо, но не способны различить знамения этого времени.
4 Злое и неверное поколение ищет знамения, но оно не будет ему дано, кроме знамения Ионы».
И покинув их, Он ушёл оттуда.
5 Ученики Иисуса переправились на другую сторону озера, но забыли взять с собой хлеб.
6 Тогда Иисус сказал им:
«Осторожно! Берегитесь фарисейской и саддукейской закваски».
7 Они стали обсуждать это между собой:
«Он, наверное, сказал это потому, что мы не взяли с собой хлеб».
8 Иисус же знал, о чём они говорят, и поэтому спросил их:
«Маловерные, почему говорите между собой, что у вас нет хлеба?
9 Неужели вы так до сих пор ничего и не поняли? Вспомните о тех пяти хлебах, которые накормили пять тысяч человек, и о тех корзинах, что вы наполнили.
10 Разве вы не помните о тех семи хлебах, что накормили четыре тысячи человек и о том, сколько корзин вы наполнили остатками?
11 Как это вы не понимаете, что Я не о хлебе говорю, а о том, что вы должны остерегаться фарисейской и саддукейской закваски!»
12 И тогда они поняли, что Иисус предостерегает их не от хлебной закваски, а от фарисейского и саддукейского учения.
13 Когда Иисус пришёл в окрестности Кесарии Филипповой, то спросил Своих учеников:
«Что говорят люди, кто Я такой?»
14 Они ответили:
«Некоторые говорят, что Ты Иоанн Креститель, другие — Илия, третьи же, что Ты — Иеремия или один из пророков».
15 Иисус спросил их:
«А что вы говорите, кто Я Такой?»
16 Симон Пётр ответил:
«Ты — Христос, Сын Бога Живого».
17 В ответ Иисус сказал ему:
«Блажен ты, Симон, сын Ионы, потому что ты узнал это не от людей, а от Моего Небесного Отца.
18 Я говорю тебе также, что ты — Пётр, и на камне этом Я создам Церковь Мою, и силы смертные не одолеют её.
19 Я дам тебе ключи от Царства Небесного. Когда ты будешь судить на земле, то это будет суд Божий. И когда пообещаешь прощение на земле, то это будет прощение Божье».
20 И приказал Иисус Своим ученикам никому не говорить, что Он — Христос.
21 С того времени Иисус стал говорить Своим ученикам, что Он должен пойти в Иерусалим и претерпеть многие страдания от рук старейшин, главных священников и законоучителей. Он также объяснил им, что должен быть убит, а на третий день после этого должен воскреснуть из мёртвых.
22 Пётр отвёл Его в сторону и стал Ему прекословить:
«Господи, не дай Бог! Да не будет этого с Тобой!»
23 Тогда Иисус повернулся к Петру и сказал ему:
«Уйди прочь, сатана! Ты препятствуешь Мне, так как думаешь не о Божьем, а о человеческом».
24 И сказал Иисус Своим ученикам:
«Если кто хочет идти за Мной, то должен забыть о собственных желаниях, принять на себя крест страданий и следовать за Мной,
25 потому что тот, кто хочет сохранить свою жизнь, потеряет её, тот же, кто отдаст жизнь за Меня, сохранит её.
26 Потому что какой прок человеку, если, приобретя весь мир, он потеряет свою жизнь? Что может отдать человек, чтобы выкупить свою жизнь?
27 Сын Человеческий придёт во славе Отца Своего с Ангелами Своими. И тогда Он воздаст каждому по его делам.
28 Правду вам говорю, что некоторые из вас, кто сейчас здесь находится, ещё до смерти своей увидят Сына Человеческого, идущего, чтобы править в Царстве Своём!»

Толкования Августина

Стих 18

"Святой Петр, ревностнейший последователь Иисуса Христа, за свое высокое исповедание Его Божества: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго», — удостоился от Спасителя услышать в ответ: «Блажен еси, Симоне... Аз тебе глаголю, яко ты еси Петр (Petrus), и на сем камени (petra) созижду Церковь Мою" (16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. 17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; 18 и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; Мф 16:16−18). На "сем камени" (petra), на том, что ты сказал: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго", на этом исповедании созижду церковь мою".

Слово в день Петра и Павла

***

Данное толкование парафраз священника Антония Одайского из его работы "Святоотеческое толкование Евангелия от Матфея 16:18"

Блаженный Августин (†430), основатель западно-христианского богословия, вдохновлявший карфагенские соборы против римской централизации [Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов. Т.4: Лекции по истории древней церкви — М.: Мартис, 2002, стр.286.], утверждает, что Церковь основана на камне, от которого апостол Петр получает имя (fundata est super petram, unde Petrus nomen accepit), подобно тому, как слово «христианин» происходит от имени «Христос» (christianus a Chisto vocatur). Этот камень есть Сам Христос, Церковь основана во Христе (Petra enim erat Christus, ICor.X,4; …fundatur in Christo, ICor.III,11) [Tractatus 124, PL 35, col.1975.]: «И все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (4 и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. 1Кор 10:4), — «Ибо никто не может положить иного основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (11 Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. 1Кор 3:11). В других своих текстах блаженный Августин камнем считает вероисповедание апостола Петра, и Церковь основана Христом не на человеке, но на этом вероисповедании [John Rotelle. Works of St Augustine, Sermons, Vol. 6, Sermon 229P.1 — New Rochelle: New City Press, 1993, p.327.]. Апостол Петр олицетворял Церковь, когда исповедовал божественность Иисуса Христа, хотя согласно блаженному Августину, ключи от Царствия Небесного получил не homo unus, sed unitas ecclesiae (не «один человек, но единство Церкви») [Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов. Т.4: Лекции по истории древней церкви — М.: Мартис, 2002, стр.285.]. Как считает проф.Болотов, в апостоле Петре Августин не видит ни главу, ни начальника Церкви, хотя все же высшее средоточие преимуществ Церкви, но о преемстве высокого положения апостола Петра бл.Августин не думает [Там же, стр.285−286.].

Стих 19

Господь наш Иисус Христос, в последние дни земной жизни Своей, в дни Своего служения роду человеческому, избрал из среды учеников Своих двенадцать Апостолов для проповеди Слова Божия. Между ними апостол Петр за свою пламенную ревность удостоился занимать первое место (2 Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Мф 10:2) и быть как бы представительным лицом всей Церкви. Поэтому и сказано ему, по преимуществу, после исповедания: "и дам ти ключи Царствия Небеснаго: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на Небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на Небесех". Ибо эти "ключи" и право "вязать и решить" получил не один человек, но Единая Вселенская Церковь. А что действительно Церковь получила это право, а не одно исключительно лицо, то обратите внимание на другое место Писания, где Господь то же самое говорит и ко всем Апостолам Своим: "Приимите Дух Свят", — и вслед за тем: «Имже отпустите грехи, отпустятся им: и Имже держите, держатся" (22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. 23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Ин 20:22−23); или: "елика аще свяжете на земли, будут связана на Небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на Небесех» (18 Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Мф 18:18). Так, Церковь связывает, Церковь разрешает; Церковь, основанная на краеугольном Камне — Самом Иисусе Христе (20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, Еф 2:20), связывает и разрешает. Да убоятся же и связанные, и разрешенные: разрешенные, чтобы не подпасть опять тому же; связанные, чтобы не остаться навсегда в том же состоянии. Ибо "пленицами своих грехов, — говорит Премудрый, — кийждо затязается" (22 Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится: Притч 5:22); а кроме Святой Церкви нигде нельзя получить разрешения.

Источник: Слово в день Петра и Павла



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.