От Матфея 18 глава

От Матфея, святое благовествование
Библейской Лиги ERV → Толкования Августина

Библейской Лиги ERV

1 В это время ученики пришли к Иисусу и спросили:
«Кто самый великий в Царстве Небесном?»
2 Тогда Он подозвал к себе ребёнка, поставил его посреди них
3 и сказал:
«Правду вам говорю, что до тех пор, пока не изменитесь в сердце своём и не станете подобны детям, вы не войдёте в Царство Небесное.
4 Тот, кто станет покорным, подобно этому ребёнку, будет самым главным в Царстве Небесном.
5 Кто принимает такого маленького ребёнка во имя Моё, тот и Меня принимает».
6 «Тому же, кто побудит кого-либо из тех малых детей, верующих в Меня, согрешить, лучше было бы, если бы ему повесили на шею жёрнов и утопили в глубоком море.
7 Меня переполняет жалость к этому миру, так как он полон соблазнов, ведущих к греху. Их не избежать, но горе тому, по чьей вине появляются они.
8 И если рука или нога твоя виновата в том, что ты согрешил, отруби её и выкинь прочь, потому что лучше тебе войти в вечную жизнь безногим или безруким, чем при двух ногах и двух руках быть ввергнутым в огонь неугасаемый.
9 И если глаз твой виноват в том, что ты споткнулся, то вырви его и выкинь прочь. Лучше войти в вечную жизнь с одним глазом, чем иметь два глаза и быть ввергнутым в адский огонь».
10 «Смотрите же, не относитесь с презрением к этим малым детям, потому что их Ангелы на небесах всегда находятся с Отцом Моим Небесным.
11 [Потому что Сын Человеческий пришёл, чтобы спасти всех потерянных].
12 Что вы думаете? Если есть у кого-нибудь сотня овец и одна из них отбилась от стада, разве не оставит он оставшихся девяносто девять в горах и не пойдёт искать ту одну, которая отбилась от стада?
13 Правду вам говорю: если найдёт её, то обрадуется ей больше, чем остальным девяноста девяти, которые не заблудились.
14 Также и Отец ваш Небесный желает, чтобы ни один из малых детей этих не был потерян».
15 «Если твой брат из семьи Божьей согрешит против тебя, пойди к нему и поговори с ним наедине о своей обиде, и если он послушает тебя, то ты вернул себе брата.
16 Но если он не послушает тебя, то возьми с собой ещё одного или двух человек, чтобы всё было подтверждено устами двух или трех свидетелей.
17 И если он и их откажется выслушать, расскажи об этом церковной общине. Если же он откажется прислушаться и к мнению церковной общины, то относись к нему как к язычнику или как к сборщику налогов.
18 Правду вам говорю: когда вы будете судить здесь на земле, то это будет суд Божий. И когда пообещаете прощение здесь на земле, то это будет прощение Божье.
19 Истинно говорю вам: если двое из вас на земле согласятся вместе молить Бога о чём-либо, то чего бы вы ни попросили, всё будет исполнено для вас Моим Небесным Отцом.
20 Потому что там, где двое или трое соберутся вместе во имя Моё, и Я с ними буду».
21 Тогда Пётр пришёл к Иисусу и спросил:
«Господи, если кто-либо грешит против меня, то сколько раз я должен прощать этого человека? До семи раз?»
22 Иисус ответил ему:
«Говорю тебе, что это будет не до семи, а до семидесяти семи раз.
23 Поэтому Царство Небесное подобно царю, который захотел собрать долги со своих слуг.
24 Когда он стал с ними рассчитываться, к нему привели слугу, который задолжал ему десять тысяч талантов.
25 Но, так как слуга не мог расплатиться, господин приказал продать его вместе с женой, детьми и со всем его имуществом в уплату долга.
26 Тогда слуга упал перед ним ниц и стал умолять его: „Потерпи, и я расплачусь с тобой”.
27 Господин сжалился над слугой, отпустил его и простил ему долг.
28 Этот же слуга пошёл к одному из своих собратьев-слуг, который задолжал ему сто динариев, схватил его за горло и стал душить, приговаривая: „Заплати то, что ты мне должен”.
29 Тогда должник упал на колени и стал умолять его: „Потерпи, и я уплачу тебе”.
30 Но слуга этот не пожелал так сделать, а пошёл и посадил того должника в тюрьму, пока тот не уплатит ему долг.
31 Когда другие слуги увидели, что случилось, то очень огорчились и рассказали своему господину о том, что произошло.
32 Тогда господин призвал к себе слугу и сказал ему: „Негодный слуга! Ведь я простил тебе весь долг, потому что ты молил меня об этом.
33 Так разве не должен был и ты проявить милосердие к ближнему своему так же, как и я сжалился над тобой?”
34 И в гневе господин приказал бросить слугу для наказания в тюрьму, где он должен был отбывать срок заключения до тех пор, пока не выплатит весь свой долг.
35 Так же и Мой Небесный Отец поступит с вами, если от всего сердца не простите своего брата или свою сестру».

Толкования Августина

Стих 7

Какому миру горе от соблазнов, как не тому, о котором сказано: и мир Его не познал (10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Ин 1:10)? Это не тот мир, о котором сказано: Бог во Христе примирил с Собою мир (19 потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. 2Кор 5:19). Мир злой и мир добрый: в мире злом все — злые, в мире добром все — добрые. Мы часто слышим о поле: полно это поле; а каким плодом? Пшеницей. Но мы также говорим, и верно говорим: поле это полно плевел. Вот дерево, и оно полно плодов. А другой скажет: оно полно листьев. И говорящий, что оно полно плодов, говорит правду, и говорящий, что оно полно листьев, говорит правду тоже. Но полнота листьев не отменяет плодов, а полно¬та плодов не отменяет листву. Дерево полно того и другого: однако одно уносит ветер, а другое снимает сборщик урожая. Так что, когда слышишь: Горе миру от соблазнов, не страшись, люби закон Божий, и не будет тебе соблазна.

Проповеди С1. 0284, 81.PL 38.501.6.

Стих 15

Если кто-то совершил несправедливость по отношению к тебе и ты пострадал, что делать? Мы сегодня слышали из Писания: Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним (15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; Мф 18:15). А если ты пренебрежешь этим, то ты хуже его. Он совершил несправедливость и, сделав это, нанес себе тяжелую рану: а ты хочешь пренебречь раной брата твоего? Ты видишь, как он гибнет или уже пропал, и тебе все равно? Тогда хуже твое молчание, чем его преткновение.

Итак, если кто согрешает против нас, будем проявлять большую заботу и не о себе самих. Ведь славное дело — забывать обиды, но забывать твою обиду, а вовсе не рану брата. Значит, иди и обличи его между тобой и им одним, думая о его исправлении, не давя на его чувство стыда. А то может статься, что из стыдливости своей он начнет оправдывать свой грех, а ты тем самым человека, которого хочешь исправить, сделаешь еще хуже. Поэтому обличай его между тобой и им одним. И если он станет слушать тебя, ты приобретешь себе брата, потому что он мог бы пропасть, если бы с ним не стал говорить.

Источник: Проповеди Сl. 0284, 82.PL38.508.53.

Стих 17

Но если же не послушает, то есть если он предпочтет оправдывать свой грех как законный поступок, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послу-шает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь . Не считай теперь его одним из братьев твоих. Но и не отрицай его возможность спасения. Вот и язычников мы не считаем нашими братьями, но всегда молимся об их спасении.

Источник: Проповеди Сl. 0284, 82.PL 38.509.10.

Стих 18

Мы слышали, как Господь увещевает об этом, да с таким тщанием, что Сам добавляет: Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Как ты начинаешь принимать брата твоего за чужого, так связываешь его на земле; только смотри, чтобы было это справедливо. Несправедливые узы справедливостью разрываются. А когда обличишь его и придешь к согласию с братом твоим, ты разрешишь его на земле. Разрешишь на земле, будет то разрешено и на Небе. Большое дело сделаешь — не себе, а ему: ибо он много навредил — не тебе, а себе.

Проповеди Cl.0284,823 PL 38.509.19.

Стих 22

Итак, что же значит до седмижды семидесяти раз? Слушайте, друзья мои, эту великую тайну, это удивительное таинство. Когда Господь крестился, святой евангелист Лука привел Его родословную: в каком порядке, какой последовательности и из какой ветви пришло поколение, в котором родился Иисус. Матфей начал с Авраама и дошел до Иосифа по нисходящей линии происхождения. Лука же начинает отсчет в обратном направлении по восходящей. Почему один идет по нисходящей, а другой по восходящей? Потому что Матфей выбрал то поколение, из которого Христос пришел к нам: он начинает считать с момента рождения Христа в нисходящем порядке. Лука начинает считать в обратном порядке, с момента крещения Христа. Это — момент начала восхождения, потому что он начинает отсчет по восходящей. Заметьте, он насчитывает семьдесят семь поколений ! С кого он начал считать? Будьте внимательны! Он начал считать от Христа до самого Адама, который согрешил первым и нас родил с узами греха. Лука дошел до Адама и насчитал семьдесят семь поколений всего — от Христа до Адама и от Адама до Христа. И если ни одно поколение не пропущено, то нет и никакой вины, которая осталась бы непрощенной. Итак, он насчитал семьдесят семь поколений — такое число упоминает Господь, повелевая нам прощать грехи; а считать начинает с момента крещения, когда все грехи отпускаются . (Августин следовал за Иларием Пиктавийским, полагая, что слова Иисуса о неограниченном прощении являются сознательной аллюзией на историю Ламеха (24 если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро. Быт 4:24)

Проповеди СL. 0284, 83.PL 38.516.50.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.