От Матфея 21 глава

От Матфея, святое благовествование
Библейской Лиги ERV → Толкования Августина

Библейской Лиги ERV

1 По пути в Иерусалим, Иисус и Его ученики остановились в Виффагии, у Елеонской горы. Оттуда Иисус послал вперёд двух учеников,
2 наказав им:
«Пойдите в селение, которое перед вами, и там сразу же увидите ослицу на привязи и ослёнка рядом с ней; отвяжите их и приведите ко Мне.
3 Если кто-нибудь спросит вас, то скажите: „Они нужны Господу, но Он тотчас пошлёт их обратно”».
4 Всё это происходило во исполнение того, что было сказано пророком:
5 «Скажите народу Сиона: „Вот твой Царь кроткий едет к тебе верхом на осле. Он едет на ослёнке, рождённом от упряжного животного”».
6 Ученики пошли и сделали всё в точности, как велел им Иисус.
7 Они привели ослицу с ослёнком, положили на них свои одежды, и Он сел поверх них.
8 Толпы людей стали расстилать по дороге свои одежды, а другие срезали ветви с деревьев и раскладывали их на дороге.
9 Впереди и позади Него шли толпы народа, восклицая: «Осанна Сыну Давида! „Благословен Идущий во имя Господа!” Осанна Богу на небесах!»
10 Когда Иисус вошёл в Иерусалим, весь город был охвачен волнением и люди спрашивали:
«Кто это Такой?»
11 А из толпы отвечали:
«Это пророк Иисус из Назарета, Который находится в Галилее».
12 Иисус вошёл во двор храма и выгнал оттуда всех, кто занимался там куплей и продажей. Он опрокинул столы менял и скамьи торговцев голубями
13 и сказал им: «В Писаниях сказано: „Дом Мой будет называться домом молитвенным”, а вы превратили его в „разбойничье логово”!»
14 К Нему стали приходить в храм слепые и хромые, и Он исцелял их.
15 Когда главные священники и законники увидели все чудеса, которые Он творил, и услышали, как дети в храме восклицают:
«Осанна Сыну Давида!» — они вознегодовали
16 и сказали Ему:
«Ты слышишь, что они говорят?»
Иисус ответил им:
«Да. Разве вы никогда не читали в Писаниях: „В уста детей и младенцев вложил Ты слова хвалы”?»
17 И Он ушёл оттуда и пошёл в город Вифанию, где остановился на ночь.
18 Утром, когда Иисус возвращался в город, Он почувствовал, что голоден.
19 Увидев у дороги одинокое фиговое дерево, Он подошёл к нему, но не нашёл на нём ничего, кроме листьев. Тогда Он сказал дереву:
«Пусть же ты никогда больше не принесёшь никаких плодов».
И фиговое дерево тотчас засохло.
20 Увидев это, ученики удивились и сказали:
«Как это фиговое дерево вмиг засохло?»
21 Иисус ответил:
«Правду вам говорю: если будете верить и не усомнитесь, то не только сможете сделать то, что произошло с этим фиговым деревом, но если скажете этой горе: „Поднимись и бросься в море”, то так и случится.
22 Если вы веруете, то всё, о чём вы ни попросите в молитвах, будет дано вам».
23 Иисус пришёл в храм, и когда Он учил народ, то главные священники и старейшины подошли к Нему и спросили:
«Чьей властью Ты делаешь всё это? Кто дал Тебе такую власть?»
24 Иисус ответил им:
«Я тоже задам вам один вопрос, и если вы Мне ответите на него, то и Я вам скажу, чьей властью Я всё это делаю.
25 Откуда пришло крещение Иоанна: с небес или от людей?»
Обсуждая это между собой, они говорили:
«Если мы скажем, что с небес, то Он спросит нас: „Почему же вы тогда не поверили ему?”
26 Сказать же, что от людей, опасно из-за народа, так как все считают Иоанна пророком».
27 И они ответили Иисусу:
«Мы не знаем».
Тогда Он сказал им:
«И Я вам не скажу, чьей властью Я совершаю всё это».
28 «А что вы скажете об этой притче? У одного человека было двое сыновей. Он подошёл к первому и попросил: „Сын, пойди поработай сегодня в моём винограднике”.
29 А тот ответил: „Не хочу”, но потом передумал и пошёл.
30 Тогда отец пошёл к другому сыну и сказал ему то же самое. Тот ответил: „Да, господин”, но не пошёл.
31 Который из двух исполнил желание отца?»
Они ответили:
«Первый».
И сказал им Иисус:
«Правду вам говорю: сборщики налогов и блудницы попадут в Царство Божье раньше вас.
32 Потому что Иоанн пришёл к вам указать праведный путь, но вы не поверили ему, а сборщики налогов и блудницы поверили. Вы же, даже видя всё это, всё равно потом не передумали и не поверили ему».
33 «Послушайте другую притчу. Один человек посадил виноградник на своём участке земли, огородил его, выкопал в нём яму для винного пресса и построил башню, а потом сдал его внаём виноградарям и отправился в путешествие.
34 Позже, когда пришло время собирать урожай, он послал слуг к виноградарям за своей долей.
35 Но виноградари схватили его слуг и одного избили, другого убили, а третьего забросали камнями.
36 Тогда он послал к ним ещё больше слуг, но и с ними виноградари обошлись так же.
37 Наконец он послал к ним своего сына, говоря: „К моему сыну они отнесутся с уважением”.
38 Но когда виноградари увидели сына, то сказали друг другу: „Это наследник, давайте убьём его и захватим его наследство”.
39 Они набросились на него, вытолкали его из виноградника и убили.
40 Так как же по-вашему, что владелец виноградника сделает с этими виноградарями, когда придёт туда?»
41 Они ответили Иисусу:
«За такую жестокость он безжалостно их уничтожит и передаст виноградник другим виноградарям, которые отдадут ему его долю, когда придёт время собирать урожай».
42 Иисус сказал им: «Разве вы не читали в Писаниях: „Камень, отвергнутый строителями, стал краеугольным. Это свершил Господь, и видеть это чудесно”.
43 А потому говорю вам, что Царство Божье будет отнято у вас и отдано народу, исполняющему Его волю.
44 И тот, кто упадёт на этот камень, разобьётся; а на кого он упадёт, того раздавит».
45 Когда главные священники и фарисеи послушали притчи Иисуса, то поняли, что Он говорит о них,
46 и захотели схватить Его, но побоялись народа, считавшего Его пророком.

Толкования Августина

Стих 20

Теперь же, дабы сообщить эту истину1 , Господь поступил пророчески. В случае с этим деревом Он желал не только явить чудо, но этим чудом сообщить нечто, относящееся к будущему. Таких примеров поучения и убеждения нас много, хотя бы мы и сопротивлялись.

Для начала: чем согрешило дерево, не принеся плода? Даже если бы на нем не было плода в должное время, то есть когда созревают плоды, то и тогда не было бы вины дерева, ибо дерево, не имея чувств, не может быть повинно. К тому же, как мы читаем у другого евангелиста, говорящего о том же самом, еще не время было собирания смокв. 13 и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. Мк 11:13 Это было время, когда смоковница покрывается нежной листвой, что бывает, как знаем, до созревания плодов. Тут мы представляем себе, что день страданий Господа приближался, и мы знаем, когда Он пострадал. И чтобы выразить это ясно, евангелист, которому мы должны верить, замечает, что смоковнице не время было приносить плоды. Но если бы это было только чудо, чтобы его явить, но если бы в нем не было некоего пророческого прообразования, то куда бы достойнее милосердию и милости Господа было, найдя засохшее дерево, вернуть его к жизни. Это более стало бы соответствовать исцелению Им больных, очищению прокаженных, воскрешению умерших.

Наоборот, будто бы вопреки Его обычному правилу милосердия, Он нашел зеленеющее дерево, еще не дающее плодов, поскольку время не пришло, но готовящееся дать плоды, — и что же Он делает? Иссушает его. Он как бы говорит человеку: «Мне нет радости в иссушении дерева. Поступая так, Я хочу довести до тебя, что действую не без основания, но ради того, чтобы ты научился: Я не дерево проклял, не бесчувственному дереву принес наказание; но Я тебя устрашил, кто бы ты ни оказался, — чтобы ты не подвел Христа, когда Он взалкает, дабы ты мог надеяться оказаться в поре созревания плодов, а не во время покрывания листвой».

Я должен сообщить вам то, что всегда надо помнить при истолковании Писания. Все, что говорится или делается, надо понимать либо буквально, либо образно, но бывает, что надо соединить то и другое — буквальное толкование и образное значение. Итак, Христос, желая дать нам поучение, хочет, чтобы мы приносили плоды, и предлагает нам такой образ — этот образ не вымысел, но достоин похвалы.

*1 Истина, о которой идет речь, в целом касается народного завета — об этом Августин рассуждает выше. Более конкретно: истина выражается в том, что для Израиля пришло время принести плоды.

Проповеди 89.3 — 6

С1. 0284, 89.PL 38.555.36−558.31.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.