От Марка 10 глава

От Марка, святое благовествование
Библейской Лиги ERV → Толкования Августина

Библейской Лиги ERV

1 Иисус покинул то место и отправился в Иудею и за Иордан. И вновь толпы народа стекались к Нему, и, по Своему обычаю, Он учил их.
2 Несколько фарисеев подошли к Нему и спросили, искушая Его:
«По Закону ли мужу разводиться с женой?»
3 Иисус спросил их:
«Что повелел вам Моисей?»
4 Они ответили:
«Моисей разрешил мужу писать жене разводное уведомление, а значит, и разводиться».
5 Иисус сказал им:
«Он написал эту заповедь, потому что вы отказывались принять наставления Божьи.
6 Но при сотворении мира Бог „создал их мужчиной и женщиной”,
7 „поэтому человек оставит своего отца и мать и соединится со своей женой,
8 и станут двое единой плотью”, так что их уже не двое, а лишь одна плоть.
9 То, что соединил Бог, пусть никто не разъединит!»
10 Когда они позже снова были в доме, ученики опять спросили Иисуса об этом,
11 и Он ответил им:
«Кто разводится со своей женой и женится на другой, тот прелюбодействует и грешит против своей жены.
12 И если она разводится с мужем и выходит замуж за другого, то она прелюбодействует».
13 Люди привели к Иисусу маленьких детей, чтобы Он прикоснулся к ним, но ученики укоряли их.
14 Иисус, увидев это, рассердился и сказал им:
«Пусть маленькие дети идут ко Мне. Не останавливайте их, потому что Царство Божье принадлежит таким, как они.
15 Правду вам говорю: кто не примет Царство Божье как ребёнок, тот никогда не войдёт туда».
16 И, обняв детей, Он возложил на них руки, и благословил их.
17 Когда Иисус уже собрался в путь, к Нему подбежал человек, преклонил колени и спросил Его:
«Учитель добрый, что я должен сделать, чтобы обрести вечную жизнь?»
18 Иисус ответил ему:
«Почему ты называешь Меня добрым? Никто не добр, кроме одного лишь Бога.
19 Ты знаешь заповеди: „Не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, не мошенничай, почитай отца и мать”».
20 Человек сказал Ему:
«Учитель, я следую этому с юности».
21 Иисус посмотрел на него и сказал с любовью:
«Одного тебе не хватает. Пойди, продай, что у тебя есть, затем раздай деньги бедным и обретёшь награду на небесах. Тогда приходи и следуй за Мной».
22 Но при этих словах юноша переменился в лице и отошёл опечаленный, потому что был очень богат.
23 Иисус посмотрел вокруг и сказал Своим ученикам:
«Как трудно тем, кто богат, войти в Царство Божье!»
24 Ученики удивились словам Иисуса, но Он вновь сказал им:
«Дети Мои, трудно войти в Царство Божье!
25 Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатым войти в Царство Божье».
26 Они же удивились ещё больше и спросили друг друга:
«Кто же тогда может спастись?»
27 Глядя на них, Иисус ответил:
«Это невозможно для людей, но не для Бога, потому что для Бога всё возможно».
28 Пётр сказал Ему:
«Посмотри! Мы всё оставили и последовали за Тобой».
29 Иисус ответил:
«Правду вам говорю, что нет никого, кто оставил бы дом или братьев, или сестёр, или мать, или отца, или детей, или земли ради Меня и Благовестия,
30 и не получил бы в этом мире в сто раз больше и домов, и братьев, и сестёр, и матерей, и детей, и земель. Однако, в то же время, они подвергнутся гонениям, но в будущем мире унаследуют вечную жизнь.
31 Многие из тех, кто сейчас первые, станут последними, последние же станут первыми».
32 Иисус и те, кто шли с Ним, были на пути в Иерусалим. Христос шёл впереди, а ученики, следуя за Ним, были полны удивления и страха. Он опять отозвал двенадцать апостолов в сторону и стал говорить им о том, что с Ним должно случиться:
33 «Послушайте! Мы идём в Иерусалим, и там Сын Человеческий будет предан в руки главных священников и законоучителей, и они осудят Его на смерть, и предадут язычникам.
34 Те же надсмеются над Ним, оплюют Его, будут бичевать Его плетьми, а потом убьют, но через три дня Он воскреснет».
35 Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея, подошли к Нему и сказали:
«Учитель! Мы хотим, чтобы Ты сделал для нас то, о чём мы попросим».
36 Иисус спросил их:
«Что вы хотите, чтобы Я сделал для вас?»
37 И они ответили:
«Когда Ты будешь во славе Твоей, позволь нам сесть с Тобой: одному справа, а другому слева от Тебя».
38 Иисус сказал им:
«Вы не знаете, о чём просите. Разве можете выпить горькую чашу, которую Я пью? Разве можете креститься крещением, которым Я должен быть крещён?»
39 Они ответили:
«Да, можем».
Тогда Иисус сказал им:
«Вы действительно выпьете горькую чашу, которую Я пью, и вы будете крещены тем же крещением, которым Я крещусь,
40 но не Мне дано позволять садиться справа или слева от Меня. Эти места предназначены для избранных Господом».
41 Когда остальные десять учеников услышали об этом, они рассердились на Иакова и Иоанна.
42 Тогда Иисус подозвал их к Себе и сказал:
«Вы знаете, что те, кто считаются правителями язычников, господствуют над ними, и вельможи их властвуют над ними.
43 С вами не так. Однако тот из вас, кто хочет стать великим, должен быть вашим слугой,
44 и любой, кто хочет быть первым среди вас, должен быть рабом всех.
45 Так как даже Сын Человеческий пришёл не для того, чтобы Ему служили, а для того, чтобы Он служил и отдал Свою жизнь как выкуп за жизни многих людей».
46 Затем Иисус и Его ученики пришли в Иерихон. Когда Он выходил из Иерихона со Своими учениками и множеством народа, у дороги сидел, прося милостыню, слепой Вартимей, сын Тимея.
47 Услышав, что это Иисус из Назарета, он закричал:
«Иисус, Сын Давидов, смилуйся надо мной!»
48 Многие заставляли его замолчать, но он кричал ещё громче:
«Сын Давидов! Смилуйся надо мной!»
49 Иисус остановился и сказал:
«Позовите его».
Слепого позвали и сказали ему:
«Мужайся! Вставай, Он зовёт тебя!»
50 Тогда слепой сбросил плащ, вскочил и подошёл к Иисусу.
51 Иисус спросил его:
«Что ты хочешь, чтобы Я сделал для тебя?»
Слепой ответил Ему:
«Учитель! Я хочу снова видеть».
52 Иисус сказал ему:
«Иди, твоя вера исцелила тебя».
И тот сразу же прозрел и пошёл вслед за Иисусом.

Толкования Августина

Стих 11

Жена связана законом, доколе жив муж ее (39 Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. 1Кор 7:39.). Как следствие, связан и муж ее, пока жена его жива. Эта связанность делает невозможными прочие связи без прелюбодейства; в случае такой связи из двух супругов получаются четыре развратника: если жена выйдет замуж за другого и если муж женится на другой.

И хотя более распутствует тот, кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой (это прелюбодеяние упоминает Матфей) (9 но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Мф 19:9.), прелюбодеем считается не только такой человек, но, как сказано у Марка, тот, кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

Источник: О супружеской неверности. С1. 0302, 2.9.8.391.12.

***

Образованный в вере знает, что брак создан Богом, и потому союз от Бога, а развод от дьявола. Тем не менее в случае прелюбодеяния следует развестись с женой, поскольку она не захотела быть таковою, не сохранив супружеской верности.

Трактат на Евангелие от Иоанна. C1. 0278, 9.2.9. [CCSL 36:91]

Стих 13

Всякий, кто поставлен судьей над собственной волей, может, подходя к таинствам, начать новую жизнь лишь после того, как раскается в жизни ветхой. От такого покаяния свободны при крещении только дети, поскольку они еще не могут пользоваться свободой воли. Однако им при освящении отпускается первородный грех через веру тех, кто их приводит к крещению, чтобы как они унаследовали от других, то есть родителей, скверны преступлений, так теперь молениями и заступничеством других очистились.

Проповеди. С1. 0284, 351.39.1537.13.

Стих 18

Итак, один только Бог благ и благости потерять не может. Он не соучаствует в чьей-либо благости, потому что благость Его есть Он Сам. Человек же, если он благ, получает благость от Бога, потому что сам по себе благим быть не может. Через Его Духа становятся люди благими — если кто становится таковым, — будучи способны по своей тварной природе через собственную волю принимать и удерживать в себе то, что подает нам Тот, Кто благ Сам в Себе. Отвергая Его, мы не имеем собственной благости.

Послания. С1. 0262, 153.44.5.409.6.

Стих 19

Этот богатый человек спросил благого Учителя, что ему делать, чтобы наследовать жизнь вечную (Ср. 16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Мф 19:16; 18 И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Лк 18:18.), однако он назвал Иисуса благим учителем, считая Его обычным человеком, не более. Но Он благ, ибо Он — Бог. Отвечает богатому человеку, что если тот захочет войти в жизнь вечную, то должен исполнять заповеди: избавиться от горечи злобы и беспутства, не совершать убийства, не прелюбодействовать, не красть, не лжесвидетельствовать, да явится суша1 , и почитать мать и отца, и любить ближнего (Ср. 17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. 18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; 19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Мф 19:17−19; 20 знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Лк 18:20.).

Августин Иппонский, Исповедь. С1. 0251, 13.19.6 [CCSL 27:255].

Примечания

  • 1 — 9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] Быт 1:9; Ср. 11 Ты рассек пред ними море, и они среди моря прошли посуху, и гнавшихся за ними Ты поверг в глубины, как камень в сильные воды. Неем 9:11; 6 Он превратил море в сушу; через реку перешли стопами, там веселились мы о Нем. Пс 65:6; 29 Верою перешли они Чермное море, как по суше, — на что покусившись, Египтяне потонули. Евр 11:29. Августин начинает Гл. 19 13-й книги Исповеди описывая, как Бог обращается к людям: «Прежде, однако, омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих (16 Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; 17 научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. 18 Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю. Ис 1:16−18), да явится суша» [Исповедь 13.19.24).

Стих 20

Он отошел с печалью, и стало видно, как он соблюдал заповеди закона. Думаю, что он так ответил более из самонадеянности, нежели по правде.

Августин Иппонский, Послания. С1. 0262, 157.44.4.474.21.

Стих 21

Я, пишущий эти строки, крепко возлюбил деяние, о котором Господь говорит богатому юноше: Пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною (Ср. 21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Мф 19:21; 22 Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Лк 18:22.). Не своими силами, но с помощью благодати Божией я сделал так. И не потому, что я не был богат (хотя мне это и может быть поставлено в заслугу), но и сами апостолы, некогда поступившие так, тоже не были богаты (Ср. 18 Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, 19 и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. 20 И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. 21 Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. 22 И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. Мф 4:18−22; 14 Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним. Мк 2:14.). Тот, однако, кто оставляет как то, что имеет, так и то, что хотел бы иметь, оставляет весь мир.

Августин Иппонский, Послания. С1 0262, 157.44.4.485.15.

Стих 22

С печалью ушел он, не последовал (Ср. 22 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Мф 19:22.). Он искал хорошего наставника, но воспротивился Учителю и, презрев Его учение, ушел с печалью, связанный своими страстями. Он ушел с печалью, неся на плечах своих тяжелое бремя алчности.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна. С1. 0278, 34.8.11 [CCSL 36:315].

Стих 23

У богатых наслаждение обманчиво, труд бесплоден, страх вечен, превосходство непрочно; они начинают неосмотрительно и кончают раскаянием. Вот каково их обладание всем, к чему они — скорее из жадности, чем из-за благоразумия — стремятся в этой смертной доле. У благочестивых же — иная надежда, плод иных трудов, иное воздаяние за опасности.

Августин Иппонский, Послания. С1. 0262, 203.57.316.1.

Стих 33

Этими словами Господь предсказал, какую Он примет смерть. Он хотел прояснить для них не то, что эта смерть на кресте, но что иудеи предадут Его язычникам, то есть римлянам. Ведь Пилат был римлянин, которого римляне направили управлять Иудеей.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна. С1. 0278, 114.5.19 [CCSL 36:642−3].

Стих 37

Посмотрите на глубину происшедшего: они упомянули о славе, а Он хотел, чтобы смирение шло впереди величия и чтобы самим смирением проложен был путь к вершине. Ведь даже те ученики, из которых один хотел воссесть по правую, а другой по левую руку, тоже искали славы (Ср. 20 Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. 21 Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем. 22 Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. 23 И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим. Мф 20:20−23.). Они знали, куда хотят, но не видели ведущего туда пути. Господь же, дабы они должным путем вернулись на родину, призвал их на этот путь. Ибо родина высоко, а путь внизу. Ибо родина — жизнь во Христе, а путь — смерть со Христом (Ср. 25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Мф 6:25; 35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Мк 8:35; 24 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее. Лк 9:24, 33 Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес. Лк 7:33.). Родина — пребывание во Христе, путь — страдание со Христом. Тот, кто отвергает путь, зачем ищет родину?

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна. С1. 0278, 28.5.15 [CCSL 36:279].

Стих 38

Он имел в виду, конечно же, чашу смирения и страдания.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна. Cl. 0278, 28.5.27 [CCSL 36:279].

Стих 45

Он жил без вины и умер без вины: разделил с нами наказание, но не разделил вины. Смерть — наказание за вину: Господь Иисус Христос принял смерть, но не принял грех. Без вины разделяя с нами наказание, Он изгладил и вину, и наказание (Ср. 21 Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом. 2Кор 5:21; 15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Евр 4:15, 26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. 27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, 28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение. Евр 9:26−28, 1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. 2 Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. 3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, 4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. 5 Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. 6 Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. 7 Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже. 8 Сказав прежде, что "ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, — которые приносятся по закону, — Ты не восхотел и не благоизволил", 9 потом прибавил: "вот, иду исполнить волю Твою, Боже". Отменяет первое, чтобы постановить второе. 10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа. 11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. 12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, 13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его. 14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых. 15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано: 16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, 17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более. 18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них. Евр 10:1−18.).

Августин Иппонский, Проповеди. С1. 0284, 231.116.248.42.

Стих 46

В Евангелии от Марка два слепых1 описаны так, что один из них представлен как человек известный и в этих местах знаменитый. Это видно из того, что Марк приводит как его имя, так и имя его отца. Подобное почти не встречается в рассказах о многочисленных случаях исцеления Господом... Едва ли можно сомневаться, что этот Вартимей, сын Тимеев, пережил утрату высокого положения и теперь слыл несчастнейшим человеком, ибо он был не только слеп, но и просил милостыню.

Примечания

  • 1 — Т.е. в 22 Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему. 23 Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? 24 Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. 25 Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно. 26 И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении. Мк 8:22−26 и в данном отрывке.

Августин Иппонский, О согласии евангелистов. С1. 0273, 2.65.125.227.17.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.