От Марка 11 глава

От Марка, святое благовествование
Библейской Лиги ERV → Толкования Августина

Библейской Лиги ERV

1 Когда они приблизились к Иерусалиму, то недалеко от Виффагии и Вифании, у Елеонской горы, Иисус послал двух учеников вперёд,
2 наказав им:
«Идите в селение, которое находится прямо перед вами. Как только вы войдёте туда, то увидите привязанного ослёнка, на котором ещё никто не ездил. Отвяжите его и приведите сюда.
3 А, если кто спросит вас: „Зачем вы это делаете?” — скажите: „Он нужен Господу. Он немедленно вернёт его обратно”».
4 Ученики пошли и нашли ослёнка, привязанного на улице у ворот, и отвязали его.
5 Некоторые из наблюдавших это спросили их:
«Что вы делаете? Зачем отвязываете ослёнка?»
6 Они ответили, как велел Иисус, и те разрешили им взять ослёнка.
7 Они привели его к Иисусу и положили на него свою одежду, и Он сел на него.
8 Многие люди расстилали на дороге свою одежду, а другие — ветви, которые срезали в полях.
9 Шедшие впереди и позади кричали: « „Осанна!” „Благословен Идущий во имя Господа!”
10 Благословенно наступающее Царство нашего отца Давида! Пусть будет слава Богу в небесах!»
11 Придя в Иерусалим, Иисус вошёл в храм и осмотрел всё вокруг, но, так как было уже поздно, Он отправился с двенадцатью апостолами в Вифанию.
12 Когда на следующий день они уходили из Вифании, Иисус захотел есть
13 и, увидев издали фиговое дерево, покрытое листьями, пошёл посмотреть, не найдёт ли Он зрелых фиг на нём. Но подойдя, Он не нашёл ничего, кроме листьев, потому что время созревания фиг ещё не настало.
14 Тогда Иисус сказал дереву:
«Пусть никто никогда не вкусит твоих плодов!» И Его ученики слышали это.
15 Когда Иисус пришёл в Иерусалим, Он вошёл во двор храма и стал выгонять тех, кто вёл там торговлю. Он опрокинул столы менял, скамьи торговцев голубями
16 и не позволял никому проносить свои вещи через храм.
17 Затем Он стал учить их: «В Писаниях сказано: „Дом Мой будет называться домом молитвенным для всех народов”, а вы превратили его в „разбойничье логово”!»
18 Услышав эти слова, главные священники и законоучители начали думать, как бы погубить Иисуса, так как они боялись Его, потому что весь народ поражался Его учению.
19 Когда наступил вечер, Иисус и Его ученики покинули город.
20 Следующим утром, проходя мимо фигового дерева, ученики увидели, что оно засохло до корней.
21 Пётр, вспомнив о дереве, сказал Иисусу:
«Учитель! Посмотри, фиговое дерево, которое Ты проклял, засохло».
22 Иисус ответил:
«Имейте веру в Бога.
23 Правду вам говорю: если кто скажет этой горе: „Поднимись и бросься в море!” — и не усомнится в сердце своём, а поверит, что то, что он говорит, сбудется, то Бог исполнит это для него.
24 Поэтому говорю вам: верьте, что всё, чего ни попросите в молитве, получите и будет оно ваше.
25 И когда молитесь, прощайте, если имеете что-либо против кого-то, чтобы ваш Отец Небесный мог простить вам ваши грехи».
26 [Но если не будете прощать других, то и Отец ваш Небесный не простит вам ваши грехи].
27 Иисус и Его ученики вернулись в Иерусалим, и, когда Он прогуливался во дворе храма, к Нему подошли главные священники, законоучители и старейшины
28 и спросили:
«Чьей властью Ты совершаешь всё это? Кто дал Тебе такую власть?»
29 Иисус ответил им:
«Я задам вам вопрос, и, если вы Мне ответите, скажу вам, чьей властью Я совершаю всё это.
30 Крещение Иоанна было с небес или от людей? Ответьте Мне!»
31 Они обсудили это между собой, говоря:
«Если мы скажем: „С небес”, Он скажет: „Тогда почему же вы не поверили ему?”»
32 А сказать:
«От людей», они боялись, так как все верили, что Иоанн действительно был пророком.
33 И они ответили Иисусу:
«Мы не знаем».
Тогда Иисус сказал им:
«И Я вам не скажу, Чьей властью Я это совершаю».

Толкования Августина

Стих 4

Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус — то есть когда Иисус засвидетельствовал силу Своего воскресения, — тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему (16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему. Ин 12:16.). ...Когда они размышляли над Писанием о том, что предшествовало страданиям Господним, и о том, что происходило во время них, то обнаружили, что Он, в соответствии со словами пророков, сидел на спине ослицы.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна. С1. 0278, 51.6.1 [CCSL 36:441−2].

Стих 7

Христос — Учитель уничижения, Который смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Флп 2:8.). Однако Он не теряет Своей божественности, когда дает нам пример уничижения... Разве великим делом было для Царя веков стать Царем человеков? Ведь не для того царем Израиля был Иисус, чтобы обложить их данью или войско их снарядить оружием и видимым образом истребить их врагов. Но Он был таким Царем Израиля, Который правит умами, учит вхождению в вечность, ведет в Небесное Царство тех, кто верит, надеется и любит.

Для Сына Божьего, Который равен Отцу, для Слова, через Которое все начало 6 ыть (Ср. 3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. Ин 1:3.)), стать Царем Израиля — не получение чести, но снисхождение. Это — знак проявленной жалости, а не преумноженной власти.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна. С1. 0278, 51.3.8 [CCSL 36:440−1].

Стих 9

«Осанна!», как говорят знающие еврейский язык, это голос молящего, более выражающий чувство, нежели обозначающий нечто.

И в латинском языке тоже существуют подобные слова, именующиеся междометиями. Так в печали мы говорим: «Увы!», в радости говорим: «О!», когда удивляемся: «О, как замечательно!» Здесь «О» означает не что иное, как чувство нашего удивления.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна. С1. 0278, 51.2.9 [CCSL 36:440].

Стих 12

Рассказывая о втором дне, Марк опустил то, что совершено было в первый день, а именно изгнание из Храма торговцев и покупателей. С другой стороны, Матфей, повествуя о проклятии смоковницы во второй день, когда Господь утром возвращался в город из Вифании, опустил события, описываемые Марком: как Господь пришел в этот город, как Он вечером покинул его и как на утро ученики Его изумились, когда проходили мимо засохшей смоковницы. К тому, что произошло во второй день, когда была проклята смоковница, Матфей прибавил деяния третьего дня, когда ученики удивились, увидя засохшее дерево, и когда они услышали ответ Господа на свой вопрос о силе веры (Ср. 12 И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, 13 и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников. 14 И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их. 15 Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! — вознегодовали16 и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу? 17 И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь. 18 Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; 19 и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. 20 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? 21 Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет; 22 и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите. Мф 21:12−22.).

Источник: Августин Иппонский, О согласии евангелистов. С1. 0273, 2.68.131.234.10.

***

Разве Христос хотел есть, когда Он искал плоды на дереве? И разве, найдя их, Он стал бы их есть? Разве Христос жаждал, когда говорил самаритянке: Дай Мне питъ? (7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ин 4:7.) Когда на Кресте говорил: Жажду ? (28 После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Ин 19:28.) Чего жаждал, чего алкал Христос, как не наших добрых дел?

Августин Иппонский, Толкования Псалмов. С1. 0283, 38.34.2.4.2 [CCSL 38:314−5].

Стих 13

Те, кто были свидетелями Христовых чудес, но не понимали, что они означают, когда рассказывали о них людям понимающим, удивлялись только самим чудесам. Другие же и чудесам удивлялись, и их смысл понимали. Вот так же и мы должны быть в школе Христовой. Кто же говорит, что Христос совершал чудеса только ради чудес, может сказать и то, что, когда Он искал плоды на дереве, их там быть не могло. Ибо еще не время было собирания смокв, — свидетельствует евангелист. И все же, испытывая голод, Он искал на дереве плод. Так что же, Христос не знал того, о чем знал крестьянин? Неужели известное возделывателю дерева не было известно этого дерева Создателю? Следовательно, когда Он искал плодов на дереве, то давал ученикам понять, что изголодался по чему-то другому и что нечто другое Он ищет. Дерево это бесплодное, покрытое листьями, Он находит и проклинает, и оно засыхает.

В чем же провинилось дерево, не давши плода? Разве неплодоносносгь — вина самого дерева? Однако есть люди, которые могут не приносить плоды по своей собственной воле. Бесплодие — вина тех, для кого плодовитость зависит от воли. Вот иудеи имели слова закона, но не следовали им в делах и при «совершенном лиственном покрове» не приносили плодов.

Августин Иппонский, Проповеди. С1. 0284, 98.38.592.39.

Стих 15

Об изгнании торговцев из храма рассказывают все евангелисты, однако Иоанн делает это совсем в другом порядке... Иоанн говорит, что Он вошел в Иерусалим, когда была иудейская Пасха, и что, сделав бич из веревок, изгнал из Храма торгующих. Из этого становится ясно, что Господь сделал это дважды: первый случай упомянут был Иоанном, а второй — тремя другими евангелистами (Ср. 12 И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, 13 и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников. Мф 21:12−13; 15 Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; 16 и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь. 17 И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников. Мк 11:15−17; 45 И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих, 46 говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников. Лк 19:45−46; 13 Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим14 и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. 15 И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. 16 И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. 17 При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня. Ин 2:13−17.).

Августин Иппонский, О согласии евангелистов. С1. 0273, 2.67.129.231.15.

Стих 23

Он действительно сказал «вам», но не «Мне»1 и не «Отцу», хотя человек никак не может этого делать без Божьего дара и без Его промышления. Несмотря на то, что среди людей и не существует примера совершенной праведности, это все же не невозможно: праведность стала бы такой, если бы обрелось желание, достаточное для такого дела.

Примечания

  • 1 — Т.е. Сыну.

Августин Иппонский, О духе и букве. С1. 0343, 35.63.223.10.

Стих 28

Боясь оказаться побитыми камнями, а еще более боясь сказать правду, они на правду ответили ложью и тем самым оболгали себя (Ср. 12 не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою. Пс 26:12.). Они сказали: Не знаем (33 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю. Мк 11:33.). И поскольку они закрыли себя от Него, сказав, что не знают того, о чем знали, Он не открыл Себя им — ведь они не удосужились постучать. Сказано: Стучите, и отворят вам (7 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; Мф 7:7; 9 И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, Лк 11:9.).

Они же не только не постучали, чтобы им отворили, но и загромоздили подход к двери своим отрицанием. И Господь говорит им: И Я вам не скажу, какою властью это делаю (27 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю. Мф 21:27; 33 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю. Мк 11:33; 7 И отвечали: не знаем откуда. Лк 20:7.).

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна. С1. 0278, 2.9.12 [CCSL 36:16].



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.