От Марка 12 глава

От Марка, святое благовествование
Библейской Лиги ERV → Толкования Августина

Библейской Лиги ERV

1 Иисус стал учить народ и Своих учеников притчами:
«Один человек посадил виноградник, огородил его, вырыл яму для винного пресса и построил башню. Затем он сдал виноградник внаём нескольким виноградарям и отлучился.
2 В положенное время он послал к виноградарям слугу, чтобы тот получил с них причитающуюся ему долю урожая с виноградника.
3 Но они схватили слугу, избили его и отослали прочь ни с чем.
4 Хозяин виноградника послал к ним другого слугу, но они разбили ему голову и поиздевались над ним.
5 Тогда он послал третьего слугу, и того они убили. Он посылал и многих других: некоторых они избили, а других убили.
6 У него остался только один человек, его любимый сын. Он послал его к ним самым последним, говоря: „Они не могут отнестись к моему сыну неуважительно”.
7 Но виноградари сказали друг другу: „Это — наследник. Если мы убьём его, наследство будет наше”.
8 Тогда они схватили его, убили и выбросили его труп из виноградника.
9 Что же сделает хозяин виноградника? Он придёт, предаст виноградарей смерти и отдаст виноградник другим.
10 Разве вы не читали в Писаниях: „Камень, отвергнутый строителями, стал краеугольным.
11 Это совершил Господь, и видеть это чудесно”».
12 Иудейские предводители знали, что эта притча направлена против них и думали, как бы схватить Иисуса, но боялись народа. Поэтому, оставив Его, они ушли.
13 Позже иудейские предводители подослали к Иисусу некоторых фарисеев и иродиан, чтобы те поймали Его на слове.
14 Фарисеи и иродиане подошли и сказали Ему:
«Учитель! Мы знаем, что Ты правдив и Тебя не заботит, кто что подумает, потому что Ты не пристрастен, а учишь пути Божьему в соответствии с истиной. Правильно ли платить налоги цезарю или нет? Должны ли мы платить их или нет?»
15 Но Он знал их лицемерие и поэтому сказал:
«Зачем вы испытываете Меня? Принесите динарий и позвольте Мне на него взглянуть».
16 Когда они принесли монету, Иисус спросил:
«Чьё здесь изображение и чьё имя?»
Они ответили:
«Цезаря».
17 Тогда Он сказал им:
«Так отдайте цезарю цезарево, а Богу — Божье».
И они удивились Его словам.
18 К Иисусу подошли несколько саддукеев (саддукеи обычно утверждают, что нет воскресения из мёртвых) и спросили Его:
19 «Учитель! Моисей написал для нас, что если человек умрёт бездетным, то его брат должен жениться на вдове и иметь с ней детей для продолжения рода умершего брата.
20 Было семеро братьев. Первый из них женился, но умер, не оставив детей.
21 На этой женщине женился второй брат и тоже умер, не оставив детей. То же самое случилось и с третьим братом.
22 Ни один из семерых братьев не оставил детей. Последней умерла женщина.
23 При воскресении, когда люди воскреснут из мёртвых, кому она будет женой? Ведь она была женой семерых».
24 Тогда Иисус сказал им:
«Потому и заблуждаетесь вы, так как не знаете ни Писаний, ни силы Божьей.
25 Потому что, когда люди воскреснут из мёртвых, они не будут ни жениться, ни выходить замуж, а уподобятся Ангелам на небесах.
26 Что же касается воскресения из мёртвых, то разве не читали вы в книге Моисея о пылающем кусте и о том, как Бог сказал Моисею: „Я — Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова”.
27 Он — Бог не мёртвых, а живых. Вы глубоко заблуждаетесь!»
28 Один из законников подошёл к Иисусу и, слыша, как саддукеи и фарисеи спорили с Ним и как хорошо Христос отвечал им, спросил:
«Какая заповедь важнейшая из всех?»
29 Иисус ответил:
«Вот важнейшая заповедь: „Слушай, народ Израиля! Господь Бог наш есть Господь единственный,
30 и ты должен любить Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душой твоей, всем разумом твоим и всей силой твоей”.
31 Вторая заповедь такая: „Люби ближнего своего, как самого себя”. Нет никакой другой заповеди важнее этих».
32 Тогда законоучитель ответил Ему:
«Хорошо сказано, Учитель. Ты прав, говоря, что Бог — единственный, и нет другого, кроме Него.
33 И любить Его всем сердцем своим, всем разумом своим и всей силой своей, и любить ближнего своего, как самого себя, означает гораздо больше, чем все приношения и жертвы».
34 Когда Иисус увидел, что тот отвечает так разумно, Он сказал:
«Ты недалёк от Царства Божьего».
После этого никто не решался задавать Ему вопросы.
35 Когда Иисус учил народ в храме, Он сказал:
«Как могут законоучители говорить, что Христос — сын Давида?
36 Давид сам, вдохновлённый Духом Святым, сказал: „Господь сказал Господу моему: Сядь по правую руку от Меня, пока Я не повергну врагов Твоих к ногам Твоим”.
37 Давид сам называет Его Господом. Так как же Он может быть его Сыном?»
И множество народа внимало Ему с восторгом.
38 Иисус продолжал учить:
«Берегитесь законоучителей! Они любят ходить в длинных одеждах, принимать приветствия на площадях
39 и занимать самые почётные места в синагогах и на пиршествах.
40 Они, пожирающие имущество вдов и подолгу молящиеся напоказ, получат тягчайшее наказание».
41 Сев напротив ящика для сбора пожертвований, Иисус наблюдал, как люди клали в него деньги. И многие богачи клали много денег.
42 А одна бедная вдова, придя, положила две медные монеты, которые составляли всего один кодрант.
43 Тогда, призвав к Себе Своих учеников, Иисус сказал им:
«Правду вам говорю, что эта бедная вдова положила в ящик для пожертвований больше, чем все богачи,
44 так как те пожертвовали от своего избытка, она же отдала всё, что у неё было на жизнь».

Толкования Августина

Стих 7

Глупцы! Каким же образом станет вашим наследство? Потому что вы убили Его? Пускай убили Его, но наследство не будет вашим. Неужели вы думаете, что Спящий не восстанет?

Он спал, когда вы ликовали, убив Его. Вот и в другом псалме говорит: «Я спал»1. Они неистовствовали и хотели убить меня, Я же спал: ибо если бы не желал, не спал бы. Я сплю, потому что имею власть отдать жизнь и власть имею опять принять ее (17 Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Ин 10:17.). «Я ложился, спал и восставал»2. Так пусть неистовствуют иудеи, пусть будет земля отдана в руки нечестивых, пусть повесят на древе, прибьют гвоздями, пронзят копьем (Ср. 63 и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; Мф 27:63; 31 И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. Мк 8:31, 34 и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет. Мк 10:34; 33 и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет. Лк 18:33.): разве Спящий не восстанет!? (Ср. 14 Посему сказано: "встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос". Еф 5:14; 4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Рим 6:4.)

Примечания

  • 1 — 6 Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня. Пс 3:6 (в переводе Вульгаты).
  • 2 — См. сноску
  • 1 —

Августин Иппонский, Толкование Псалмов. С1. 0283, 38.40.10.3 [CCSL 38:456].

Стих 16

Образ императора на монете отличен от его образа в его сыне: и здесь и там — образ, однако на монете он иной. Один в сыне, и другой на золотой чеканке. Вот и ты — монета Божия, однако насколько лучшая, ибо и разумением, и всей жизнью ты знаешь, Чей образ в себе несешь и по Чьему образу создан! (Ср. 26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. 27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. Быт 1:26−27; 2 Вы — наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; 3 вы показываете собою, что вы — письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца. 2Кор 3:2−3.) Обычная же монета не знает, что несет на себе образ Царя.

Августин Иппонский, Проповеди. С1. 0284, 9.41.351 [CCSL 41:125−6].

Стих 17

Мы — монеты Божьи; как монеты из сокровищницы, ушли мы в скитания. В блуждании истерлось то, что было на нас запечатлено1. Однако явился Тот, Кто обновит нас, ибо Сам нас создал, и Он Сам ищет монету Свою, как ищет свою кесарь. Потому говорит: Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Ср. 21 Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Мф 22:21; 25 Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Лк 20:25.). Кесарю — монеты, Богу — самих себя.

Примечания

  • 1 — Т. е. образ Божий.

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна. С1. 0278, 40.9.36 [CCSL 36:355−6].

***

Кесарь ищет образ свой — возвращайте! Бог ищет образ Свой — возвращайте! Да не потеряет в вас кесарь монету свою, да не потеряет в вас Бог монету Свою. Они же не нашлись, что ответить: ведь посланы были, чтобы оклеветать Его.

И ушли, говоря, что никто не смог Ему отвечать. Почему так? Потому что обломились зубы во рту их (Ср. 7 Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня. Пс 3:7.).

Августин Иппонский, Толкование Псалмов. С1. 0283, 39.57.11.49 [CCSL 39:719].

Стих 24

У людей, не знающих ни Писания, ни силы Божией (Ср. 29 Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, Мф 22:29.), нет этой надежды, которая восстанавливает утраченное, оживляет умершее, освежает испорченное, соединяет разделенное, бесконечно хранит тленное и бренное. Господь обещал это сделать и, уже совершив обещанное, дал нам веру.

Так пусть говорит с тобой об этом твоя вера и не обманется надежда твоя, если даже любовь твоя изнывает ныне! Об этом размышляй, этим обильно и верно утешайся!

Августин Иппонский, Послания. С1. 0262, 263.57.4.634.11.

Стих 31

В этой жизни нет более ценного качества, нежели любить то, что достойно любви. Избрать это — мудрость; ничем не отвернуться от этого — крепость; не соблазниться — воздержанность; не возгордиться — праведность. Почему мы выбираем то, что особенно любим, потому ли, что не находим ничего лучшего? Но это — Сам Бог, и если Ему мы предпочитаем или приравниваем кого-либо, то, любя их, мы ничего не знаем о любви к себе. Настолько лучше становится нам, насколько ближе мы подходим к Нему; лучше уже не бывает. Мы приближаемся не ногами, но любовью, и настолько воспринимаем Его присутствие, насколько чиста та любовь, через которую к Нему приближаемся. Ведь в физическом смысле Он никаким местом не удерживается, и, следовательно, к Нему, Который вездесущ и все наполняет (Ср. Пс 138.), следует идти не ногами, но нравами. А нравы наши обыкновенно оцениваются не по тому, что человек знает, но по тому, что он любит: добрая или злая любовь рождает добрые или злые нравы (Ср. 33 Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы. 1Кор 15:33.).

Августин Иппонский, Послания. С1. 0262, 155.44.4.443.7.

Стих 37

Не умирало то, через что была создана Мария; умирало то, из чего она была создана. Не умирала вечность божественности, умирала немощь плоти. Он ответил так, чтобы верующие могли понять разницу: Кто и через кого пришел. А пришел через женщину-мать Бог и Господь неба и земли. Будучи Господом мира и Господом неба и земли, Он, конечно же, и Господь Марии. Будучи Творцом неба и земли, Он является также и Творцом Марии. В соответствии же со сказанным: Родился от жены, подчинился закону (4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, Гал 4:4.), Он — Сын Марии. Господь Марии, Сын Марии, Марии Творец, рожден от Марии. Не удивляйся, что Он и Сын, и Господь, и не только Марии, но и, как сказано, Сын Давида; и потому Сын Давида, что Он — Сын Марии. Услышь апостола, сказавшего ясно: Который родился от семени Давида по плоти (3 о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти Рим 1:3.). Услышь и то, что Он Господь Давида, о чем пусть сам Давид здесь говорит: Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня (1 Псалом Давида. Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Пс 109:1.). Господь Сам говорил об этом иудеям, когда опровергал их (Ср. 41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: 42 что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. 43 Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: 44 сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? 45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? 46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его. Мф 22:41−46; 41 как говорят, что Христос есть Сын Давидов, 42 а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, 43 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? 44 Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему? Лк 20:41−44.). Как Давида Он Сын и Господь — Сын Давида поплоти, Господь же Давида по Божеству, — так же Марии Он Сын по плоти и Господь Марии по величию.

То есть не была она матерью Его Божества, но через Его Божество должно было свершиться чудо, о котором она просила, а Он ей ответил: Что Мне и Тебе, Жено? (4 Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Ин 2:4.) И чтобы не думала, что Я не принимаю Тебя как Мать: Еще не пришел час Мой (4 Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Ин 2:4.). Я узнаю Тебя, когда немощь, которой Ты мать, окажется на кресте.

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна. С1. 0278, 8.9.22 [CCSL 36:87−8].

***

Слова Господа, поставленные двумя евангелистами вслед за ответом книжника, следует понимать как произнесенные для того, чтобы слушающих наставить относительно Его власти и чтобы отвратить их от учения книжников, которые о Христе знали лишь то, что по плоти Он от семени Давида. Не ведали они, что Он — Бог и потому есть Господь даже Давида.

Августин Иппонский, О согласии евангелистов. С1. 0273, 2.74.143.246.16.

Стих 43

Что может быть величественнее того, братья, что и Закхей войдет в Царство Небесное за половину своего состояния (Ср. 1 Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. 2 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, 3 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, 4 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. 5 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. 6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью. 7 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; 8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. 9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, 10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Лк 19:1−10.), и вдова за две лепты, и оба равно станут владеть им? Что может быть значительнее того, что одно и то же Царство для богатого измеряется сокровищами, а для бедного — сосудом холодной воды? (Ср. 42 И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей. Мф 10:42.)

Августин Иппонский, Толкования Псалмов. С1. 0283, 40.111.3.5 [CCSL 40:1627].



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.