От Марка 8 глава

От Марка, святое благовествование
Библейской Лиги ERV → Толкования Августина

Библейской Лиги ERV

1 В другой раз, в один из дней, к Иисусу пришло много народа, и им нечего было есть. Он же, призвав Своих учеников, сказал им:
2 «Мне жаль этих людей, потому что вот уже три дня они со Мной, а им нечего есть.
3 Если Я отошлю их домой голодными, они ослабеют в пути, а ведь некоторые из них пришли издалека».
4 Его ученики ответили:
«Где в таком пустынном месте найти столько хлеба, чтобы накормить этих людей?»
5 Иисус спросил их:
«Сколько хлебов у вас есть?»
«Семь», — ответили они.
6 Тогда Он велел народу сесть на землю, взял семь хлебов и, сказав благодарственную молитву, разломил хлебы и дал их Своим ученикам, и они раздали хлеб народу.
7 У них было также несколько небольших рыбин и, благословив, Иисус велел раздать и их тоже.
8 Люди поели и насытились. Оставшихся же кусков собрали семь полных корзин.
9 А было там около четырёх тысяч человек. Затем Он отпустил их
10 и, сразу же сев в лодку со Своими учениками, прибыл в окрестности Далмануты.
11 Пришли фарисеи и завели разговор с Иисусом. Они требовали от Него знамения с неба, чтобы искусить Его.
12 Глубоко вздохнув про себя, Он сказал:
«Почему эти люди требуют знамения? Правду вам говорю, что не будет знамения вам».
13 Затем, покинув их, Он снова сел в лодку со Своими учениками и отправился на другую сторону озера.
14 На этот раз у учеников в лодке ничего с собой не было, кроме одного каравая хлеба.
15 Иисус предупреждал их:
«Смотрите, берегитесь фарисейской закваски и Иродовой закваски».
16 И они стали обсуждать между собой, что это означает. «Он сказал так, потому что у нас нет хлеба», — говорили они.
17 Зная, о чём они говорят, Иисус спросил их:
«К чему рассуждаете о том, что у вас нет хлеба? Неужели вы всё ещё не видите и не понимаете? Неужели сердца ваши так очерствели?
18 Неужели, имея глаза, не видите? И неужели, имея уши, не слышите? Неужели вы не помните,
19 сколько полных корзин кусков хлеба вы набрали, когда Я поделил пять хлебов между пятью тысячами человек?»
«Двенадцать», — ответили они.
20 «Когда Я разломил семь хлебов для четырёх тысяч человек, сколько полных корзин кусков вы собрали?»
— спросил Он. «Семь», — ответили они.
21 Тогда Иисус спросил их:
«Неужели вы до сих пор ещё не понимаете?»
22 Иисус и Его ученики прибыли в Вифсаиду. Там к Иисусу привели слепого и попросили дотронуться до него.
23 Иисус взял слепого за руку и вывел из селения. Плюнув ему на глаза, Он возложил на слепого руки и спросил:
«Видишь ли ты что-нибудь?»
24 Тот поднял глаза и ответил:
«Я вижу людей, которые похожи на деревья, проходящие мимо».
25 Тогда Иисус опять возложил руки ему на веки, и тот человек широко открыл глаза, к нему вернулось зрение, и он снова стал хорошо видеть.
26 Тогда Иисус отослал его домой, говоря:
«Не заходи в селение».
27 Иисус со Своими учениками пошёл оттуда в селения Кесарии Филипповой. По дороге Он спросил учеников:
«Что говорят люди, кто Я Такой?»
28 И они ответили:
«Одни говорят, что Ты — Иоанн Креститель, другие, — что Илия. Третьи утверждают, что Ты — один из пророков».
29 Тогда Иисус спросил:
«А что вы думаете, кто Я, по-вашему, Такой?»
Пётр ответил Ему:
«Ты — Христос».
30 И тогда Иисус запретил им рассказывать о Нём кому-либо.
31 Затем Иисус начал говорить Своим ученикам, что Сын Человеческий многое должен будет выстрадать, что Он будет отвергнут старейшинами, главными священниками и законоучителями и будет убит, но на третий день воскреснет.
32 Он открыто сказал им об этом. А Пётр отвёл Его в сторону и стал укорять.
33 Но Иисус, повернувшись, взглянул на Своих учеников и сурово ответил Петру:
«Отойди от Меня, сатана! Не о Божьем ты думаешь, а о том, что люди считают важным».
34 Затем, позвав к Себе народ и Своих учеников, Иисус сказал им:
«Если кто хочет следовать за Мной, то должен забыть о собственных желаниях, взять свой крест и последовать за Мной.
35 Потому что кто хочет сохранить свою жизнь, тот потеряет её, а кто отдаст свою жизнь за Меня и Благую Весть, тот сохранит её.
36 Ведь какая польза человеку, если, приобретя весь мир, он потеряет свою жизнь?
37 Ну что может отдать человек, чтобы выкупить свою жизнь?
38 И если кто-нибудь из этого неверного и грешного поколения устыдится Меня и Моих слов, то и Я устыжусь того человека, когда приду во славе Своего Отца со святыми Ангелами».

Толкования Августина

Стих 6

Разъясняя вам Священное Писание, я как бы преломляю для вас хлеб.

Вы же, как испытывающие голод, принимайте его и воспевайте пищу сердцем хвалящим (Ср. 1 Давида. Славлю Тебя всем сердцем моим, пред богами* пою Тебе. //*В переводе 70-ти: пред Ангелами. Пс 137:1.). Обогатившись на пиршестве, не будьте скудными в делах добрых. Что я раздаю вам — не мое. Что вы вкушаете, вкушаю и я. Вы этим хлебом живы, жив им и я.

Проповеди. С1. 0284, 95.38.581.15.

Стих 8

Будьте правдивы и помните о корзинах: даже малые куски не пропали.

А поскольку вы принадлежите Церкви, то и они вам на пользу.

Проповеди. С1. 0284, 95.38.581.39.

Стих 10

Марк придерживается той же последовательности событий после чуда с семью хлебами, что и Матфей, однако Матфей вместо названия местности Далмануфа, встречающегося в некоторых рукописях, говорит о пределах Магдалинских. За обоими названиями, без сомнения, стоит одно и то же место. Однако большинство рукописей, включая Евангелие от Марка, не упоминают ни о какой другой местности, кроме как о пределах Магдалинских 1.

О согласии евангелистов. С1. 0273, 2.51.106.215.5.

Примечания

  • 1 — См. разночтения в соответствующем месте NTG. — Прим. ред.

Стих 34

Суровым и тяжким кажется то, что Господь повелел: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя! (Ср. 24 Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, Мф 16:24; 23 Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Лк 9:23.) Однако заповедь Его не сурова и не тяжела, ибо Он Сам помогает ее исполнить... Если что-то в заповедях и строго, то смягчает эту строгость любовь (Ср. 29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; 30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко. Мф 11:29−30.).

Проповеди. С1. 0284, 96.38.584.48.

***

Последуй скорее этому наставлению, мой драгоценный друг 1 : возьми крест свой и следуй за Господом (Ср. 24 Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, Мф 16:24; 23 Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Лк 9:23.). Когда обратил я внимание на то, что домашние заботы отвлекают тебя от занятий божественным, то понял, что скорее крест твой несет и направляет тебя, нежели ты несешь его. Господь, повелевающий нам нести крест наш, дабы беспрепятственно следовать за Ним, разве не смертность плоти нашей крестом обозначает? Это она распинает нас, доколе смерть не поглотит ее победно (Ср. 8 Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. Ис 25:8; 14 От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня. Ос 13:14; 54 Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. 55 Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? 1Кор 15:54−55.). Значит, сам крест этот должен быть распят и пронзен гвоздями страха Божьего; иначе другой крест, сопротивляющийся распущенным и свободным членам нашего тела, мы не сможем нести. Следовать Господу можно только неся крест; как же ты будешь следовать за Ним, если ты не Христов?

Послания. С1. 0262, 243.57.11.578.1.

*1 Данное письмо Августина адресовано некоему Лаэту. — Прим. ред.

Стих 35

Повеление потерять свою душу не означает, что каждый из нас должен умертвить себя — это было бы неискупимым преступлением. Тем не менее оно требует от нас умертвить в душе то плотское, чем услаждается наша текущая жизнь в ущерб жизни будущей. Вот что значит «возненавидеть душу свою и потерять ее». Ценность этого проясняется, когда Господь открыто говорит нам о плодах обретения души: Ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную (25 Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Ин 12:25.).

Послания. С1. 0262, 243.57.5.572.11.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.