От Марка 9 глава

От Марка, святое благовествование
Библейской Лиги ERV → Толкования Августина

Библейской Лиги ERV

1 И сказал Иисус:
«Правду вам говорю, что некоторые из стоящих здесь ещё до своей смерти увидят Царство Божье, приходящее в силе».
2 Шесть дней спустя Иисус взял Петра, Иакова и Иоанна и повёл их одних на высокую гору. И преобразился Он перед ними.
3 Его одеяние стало таким ослепительно белым, что никакая прачка на земле не могла бы так отбелить.
4 Тут явились Илия и Моисей и стали беседовать с Иисусом.
5 Пётр заговорил, обращаясь к Иисусу:
«Учитель! Хорошо, что мы здесь, давай поставим три шатра: один для Тебя, один для Моисея и один для Илии».
6 Пётр не знал, что сказать, так как он и двое других учеников были сильно перепуганы.
7 Тогда явилось облако и накрыло их своей тенью, а из облака раздался голос:
«Это Сын мой возлюбленный. Повинуйтесь Ему!»
8 И тут же, посмотрев вокруг, они больше никого рядом с собой не увидели, кроме Иисуса.
9 Когда они спускались с горы, Он велел им никому не рассказывать о том, что они видели, пока Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых.
10 Ученики сохранили это событие в тайне, но между собой обсуждали, что значит «воскреснуть из мёртвых».
11 Они спросили Иисуса:
«Почему законоучители говорят, что сначала должен прийти Илия?»
12 Иисус им ответил:
«Да, сначала действительно должен прийти Илия, чтобы привести всё в порядок. Но почему в Писаниях сказано о Сыне Человеческом, что Он многое должен выстрадать и быть отвергнут с презрением?
13 Я должен вам сказать, что Илия уже приходил, но они жестоко с ним обошлись, сделав с ним всё, что они хотели. Так и было сказано о нём в Писаниях».
14 Когда они вернулись к остальным ученикам, то увидели вокруг них большую толпу и законоучителей, спорящих с ними.
15 Тотчас же, увидев Иисуса, весь народ изумился и побежал, чтобы приветствовать Его.
16 Иисус спросил их:
«О чём вы с ними спорите?»
17 Человек из толпы ответил Ему:
«Учитель! Я привёл к Тебе моего сына. Он одержим духом, который делает его неспособным говорить.
18 Когда этот дух набрасывается на моего сына и кидает его на землю, на губах у него появляется пена, он скрежещет зубами и впадает в оцепенение. Я просил Твоих учеников изгнать духа, но они не смогли».
19 Тогда Иисус обратился к ним с такими словами:
«Неверное поколение! Как долго Я должен быть с вами? Как долго Я должен терпеть вас? Приведите его ко Мне».
20 Мальчика привели к Нему. Когда дух увидел Иисуса, то сразу же поверг ребёнка в приступ эпилепсии, и тот, упав на землю, бился в судорогах и испускал пену изо рта.
21 Тогда Иисус спросил его отца:
«Как давно это с ним?»
Тот ответил:
«С детства.
22 Много раз дух бросал его в огонь и в воду, чтобы погубить. Но, если Ты сможешь что-нибудь сделать, сжалься над нами и помоги нам».
23 Иисус ответил ему:
«Почему спрашиваешь Меня: „Если сможешь? Всё возможно для того, кто верует”».
24 Отец мальчика сразу вскрикнул и сказал:
«Воистину я верую! Помоги мне, чтобы вера моя ещё более укрепилась!»
25 Когда Иисус увидел, что к ним приближается толпа народа, Он сказал нечистому духу:
«Я повелеваю тебе, дух, который делает мальчика глухим и мешает ему говорить: выйди и никогда больше не входи в него!»
26 Тогда дух, вскрикнув и повергнув мальчика в сильные судороги, вышел из него. Мальчик лежал как мёртвый, так что большинство людей подумало:
«Он умер».
27 Но Иисус взял его за руку и помог ему подняться.
28 После того как Иисус вошёл в дом, ученики спросили Его наедине:
«Почему мы не смогли изгнать духа?»
29 Иисус ответил им:
«Этот дух не может быть изгнан иначе как молитвой [и постом]».
30 Выйдя оттуда, Иисус и Его ученики пошли через Галилею. Иисус не хотел, чтобы кто-либо знал об этом,
31 потому что Он хотел быть наедине со Своими учениками и учить их. Иисус говорил им:
«Сын Человеческий будет отдан в руки людей, которые убьют Его, но через три дня Он воскреснет».
32 Но они не поняли эти слова, а спросить побоялись.
33 Иисус и Его ученики пришли в Капернаум. Когда они зашли в дом, Он спросил их:
«О чём вы рассуждали дорогой?»
34 Но они молчали, потому что по дороге обсуждали между собой, кто из них превосходит всех в величии.
35 Тогда Иисус сел и, призвав двенадцать апостолов, сказал им:
«Если кто-нибудь хочет быть первым, то он должен быть последним из всех и слугой всем».
36 Взяв ребёнка, Он поставил его перед ними и, обняв, обратился к ученикам:
37 «Кто принимает одного из этих маленьких детей во имя Моё, тот принимает Меня. И кто принимает Меня, тот принимает и Пославшего Меня».
38 Иоанн сказал Иисусу:
«Учитель! Мы видели человека, изгоняющего бесов Твоим именем, и попытались остановить его, потому что он не один из нас».
39 Но Иисус ответил:
«Не останавливайте его, потому что никто, творящий чудо Моим именем, в ближайшее время не сможет говорить обо Мне плохо.
40 Так как кто не против нас, тот за нас.
41 Итак, кто даст вам напиться воды, потому что вы — ученики Христа, тот, правду вам говорю, обязательно получит свою награду».
42 «Тому же, кто побудит кого из этих малых, верящих в Меня, согрешить, лучше было бы, если бы ему повесили на шею жёрнов и утопили в море.
43 И если рука твоя побуждает тебя согрешить, то отсеки её. Лучше тебе войти в жизнь увечным, чем иметь две руки и отправиться в ад, в огонь неугасимый,
44 [где червь неумолимо точит их и огонь никогда не угасает].
45 И если твоя нога побуждает тебя согрешить, отсеки её. Лучше тебе войти в жизнь хромым, чем иметь две ноги и быть ввергнутым в ад,
46 [где червь неумолимо точит их и огонь никогда не угасает].
47 И если твой глаз побуждает тебя согрешить, вырви его. Лучше тебе войти в Царство Божье с одним глазом, чем иметь два глаза и быть ввергнутым в ад,
48 где червь неумолимо точит их и огонь никогда не угасает.
49 Каждый из них будет просолен огнём [и каждая жертва будет посолена солью].
50 Соль хороша, но, если она становится безвкусной, кто же её снова сделает солёной? Имейте в себе соль и живите в мире между собой».

Толкования Августина

Стих 1

Исключая день, в который Иисус это произнес,1 и день, когда произошло памятное преображение на горе, между ними получается, как и сказано, шесть дней. Лука же, считая начало и конец, то есть первый день и последний, говорит: дней через восемь2 , принимая тем самым часть за целое.

О согласии евангелистов.

Примечания

  • 1 — См. 1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. Мк 9:1
  • 2 — См. 28 После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. Лк 9:28

Стих 3

Что солнце для глаз плоти, то Господь для очей сердца. Что оно для плоти, то Он для сердец.

Проповеди. С1. 0284, 78.38.490.53.

Стих 7

Там был Моисей, был Илия. Не сказано: «Они — сыновья Мои возлюбленные».

Одно дело — Единственный Сын, другое — усыновленные. Он повелел все то, что принесло славу закону и пророкам.

Проповеди. С1. 0284, 78.38.491.41.

Стих 24

В чем смысл слов Господа: Когда Сын Человеческий придет, найдет ли Он веру на земле? (8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? Лк 18:8.) Он сказал это о вере совершенной — такую веру редко встретишь на земле. Тем не менее Церковь Господа полна ее: кто бы пошел в нее, если бы в ней не было веры? Кто не сдвинет горы, если вера полна? (Ср. 20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; Мф 17:20, 21 Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет; Мф 21:21.) Взгляните на самих апостолов: не оставили бы они все, что у них было, не попрали бы надежды века, не пошли бы за Господом, если бы вера их не была велика. И все же, если бы полна была у них вера, не сказали бы Господу: Умножь в нас веру (5 И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру. Лк 17:5.). Обрати внимание и на то и на другое: на веру и на несовершенство ее. Когда отец приводит для исцеления сына, одержимого злым бесом, Господь спрашивает его, верит ли он, на что отец отвечает: Верую, Господи! помоги моему неверию. Вера проявляет себя, когда он говорит: Верую, Господи; несовершенная вера — когда говорит: ...помоги моему неверию (Ср. 12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, Евр 10:12.).

Проповеди. С1. 0284, 115.38.665.42.

***

Когда не хватает веры, молитва погибает. Кто же молится о том, во что он не верит? Так и блаженный апостол, поощряя молитву, говорит: Всякий, кто призовет имя Господне, спасется (21 И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Деян 2:21; Ср. 13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Рим 10:13.). Показывая, что вера есть источник молитвы (вот и ручей не будет течь, если исток его высохнет), он говорит: Но как же они призовут Того, в Кого не поверили? (14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? Рим 10:14.) Потому будем верить, чтобы молиться (Ср. 24 Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам. Мк 11:24; 22 и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите. Мф 21:22.), и станем молиться, чтобы не иссякла та вера, которою молимся!

Проповеди. С1. 0284, 115.38.665.19.

Стих 34

Взгляните на дерево: оно укрепляется сначала внизу, чтобы затем расти ввысь. Оно укрепляет свой корень в земле1 , чтобы вершина устремилась в небо. Разве не опирается оно на то, что внизу?2 А ты хочешь горнего достичь без любви ( Ср. 12 Имение богатого — крепкий город его, и как высокая ограда в его воображении. Притч 18:12) — то есть без корня устремляешься в небо? Но это падение, а не рост!

Примечания

  • 1 — Лат. in humili. — Прим. Ред.
  • 2 — Лат. in humilitate.— Прим. Ред.

Проповеди. Cl. 0284, 117.38.671.39.

Стих 38

Человека, о котором рассказывал Иоанн и по поводу которого Господь произнес последующие слова, не следует противопоставлять сообществу учеников, как если бы он был еретик, который отвергал это сообщество. Напротив, он был из числа тех, кто еще не решился приобщить себя к таинствам христовым, но кто имени христианина благоволит. Люди такого рода даже поддерживают христиан и оказывают им услуги только потому, что те — христиане. Это о них Господь говорит, что они не потеряют награды своей (Ср. 42 И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей. Мф 10:42). И не потому, что они могут чувствовать себя в безопасности по причине расположения, которое они оказывают христианам, — ведь и Христовым крещением они еще не очищены и в союз с Ним не приняты. Тем не менее они настолько руководствуются милосердием Божием, что, пребывая такими, могут безопасно покинуть век сей. Еще до того, как они присоединятся к числу христиан, такие люди действительно являются более полезными, нежели те, кто, получив имя христианина и доступ к Христовым таинствам, дают такие советы, что, если следовать им, попадешь в вечную погибель.

Источник: О согласии евангелистов . С1. 0273, 4.6.7.401.20.

***

Нечто от кафоличности может быть и вне Церкви, и имя Христово может пребывать вне Христовой общины, как это случилось, например, когда именем Христа изгонял бесов тот, кто не ходил с учениками. С другой стороны, и в Церкви может существовать притворство: например, среди тех, кто веку сему возвещает словами, но не делами, хотя само притворство и не кафолично. Подобно тому как в Церкви встречается то, что не кафолично, так и вне ее можно встретить то, что кафолично.

О крещении. С1. 0332, 7.39.77.363.5.

Стих 39

Не следует смущаться, когда божественная сила проявляет себя через людей, которые не принадлежат или пока еще не принадлежат к Церкви, то есть через тех, в которых не обитает или пока еще не обитает Бог, как это было в случае с тем, кто именем Христа изгонял бесов, хотя сам еще не был Его учеником (Ср. 49 При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Лк 9:49). Сам Христос позволил ему продолжать, поскольку многим людям он засвидетельствовал имя Христа. Господь говорит, что в последний день многие скажут: «Именем Твоим мы творили многие чудеса». Не ответил бы им на это: «Не знаю вас» (Ср. 22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? 23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. Мф 7:22−23), если бы они уже принадлежали к Божьему храму, нахождение в котором и делает блаженными. Сотник Корнилий, который еще до своего полного обновления был принят в этот храм, видел посланного к нему ангела, который сказал ему, что молитвы его услышаны и жертвы приняты (Ср. 3 Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий! 4 Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Деян 10:3−4).

Послания. С1. 0262, 187.57.12.113.20.

Иное толкование

Те, кто строго держатся предписаний, понуждают нас осуждать мятежных, не давать псам святого (Ср. 6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас. Мф 7:6, 26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Мф 15:26; 27 Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Мк 7:27), считать язычником презирающего Церковь, отвергать от целого ту часть тела, которая вводит в соблазн (Ср. 30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. Мф 5:30, 8 Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; 9 и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную. Мф 18:8−9; 42 А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море. 43 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, 44 где червь их не умирает и огонь не угасает. 45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, 46 где червь их не умирает и огонь не угасает. 47 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, 48 где червь их не умирает и огонь не угасает. Мк 9:42−48). Эти люди настолько будоражат мир внутри Церкви, что пытаются раньше времени отделять зерна от плевел (Ср. 29 Но он сказал: нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, 30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою. Мф 13:29−30.). Однако, будучи ослеплены таким заблуждением, они сами оказываются отделенными от единения со Христом.

О вере и делах. С1. 0294, 4.6.41.9.

Например, тот, кто изгонял бесов именем Христа, но не следовал за Его учениками, конечно, не был против них и был с ними настолько, насколько употреблял силу во имя Христово; в том же, что он не следовал им, он не был с ними и был против них. А так как ученики запрещали ему делать именно то, в чем он был с ними, то Господь и сказал: «Не запрещайте ему». Запрещать же следовало то, что он был вне их общества, дабы споспешествовать единству Церкви ‹…›

См. 23 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Лк 11:23

Источник: "О согласии евангелистов". Глава V

Стих 40

Оба выражения истинны: и то, где Он говорит: Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (30 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Мф 12:30; 23 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Лк 11:23), — и то, где говорит: Не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас (50 Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас. Лк 9:50). Это трудно понять иначе, как необходимость укрепляться в почитании имени Христова, что не против Церкви, но за нее. В разделении же следует обвинить того, кто собирает и расточает, чтобы, придя в Церковь, он брал там не то, что уже имеет, но очищался от заблуждений.

О крешении. С1. 0332, 1.7.9.155.5.

***

Кафолическая Церковь не осуждает таинства, общие для нее и для еретиков: в таинствах они с нами, а не против нас (Ср. 50 Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас. Лк 9:50). Однако она осуждает и запрещает разделения и любые суждения еретиков против мира и истины. В этом они против нас, потому что не с нами, потому что не собирают с нами, а следовательно, расточают (Ср. 30 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Мф 12:30; 23 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Лк 11:23).

О согласии евангелистов. С1. 0273, 4.5.6.400.10.1

Примечания

  • 1 — Для более подробного знакомства с учением Августина о Церкви и таинствах см., например, его книгу О крещении (De baptismo contra Donatistas). Донатисты, с которыми полемизировал Августин, настаивали на перекрещивании еретиков и схизматиков и считали, что действенность таинств зависит от святости совершающих их клириков. — Прим. ред.

Стих 42

В одном и том же месте Он трижды повторяет те же слова 1. Кто не устрашится от такого повтора и такой угрозы наказания, весомо звучащей из уст Божиих?

О граде Божием. Сl. 0313, 48.21.9.16 [CCSL 48:774].

Примечания

  • 1 — Т.е. слова «лучше тебе» в 43 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, 44 где червь их не умирает и огонь не угасает. 45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, 46 где червь их не умирает и огонь не угасает. 47 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, Мк 9:43−47.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.