От Иоанна 18 глава

От Иоанна, святое благовествование
Библейской Лиги ERV → Толкования Августина

Библейской Лиги ERV

1 Закончив молиться, Иисус отправился со Своими учениками на другую сторону долины Кедрон, где был сад, в который вошёл Он, а с Ним и Его ученики.
2 Иуда, предатель Иисуса, тоже знал это место, так как Иисус часто собирался там со Своими учениками.
3 И тогда Иуда пришёл туда, ведя за собой отряд римских солдат и стражников храма, посланных главными священниками и фарисеями. У них были с собой фонари, факелы и оружие.
4 Иисус заранее знал обо всём, что должно было с Ним случиться. Выступив вперёд, Он спросил:
«Кого вы ищете?»
5 Они ответили:
«Иисуса из Назарета».
Он сказал:
«Это — Я». Иуда же, предатель, стоял среди пришедших.
6 Когда Иисус сказал им:
«Это — Я», они все отступили назад и упали на землю.
7 Тогда Он ещё раз спросил их:
«Кого вы ищете?»
Они ответили:
«Иисуса из Назарета».
8 Иисус продолжил:
«Я сказал вам, что это Я. И если вы ищете Меня, то отпустите этих людей».
9 Он произнёс эти слова, чтобы исполнилось сказанное Им ранее:
«Я не потерял никого из тех, кого Ты дал Мне».
10 Тогда Симон Пётр, у которого был меч, выхватил его, ударил им слугу первосвященника и отсёк ему правое ухо. Имя же слуги было Малх.
11 Тогда Иисус сказал Петру:
«Спрячь меч в ножны. Разве не должен Я испить чашу, назначенную Мне Отцом?»
12 Отряд римских солдат вместе с военным трибуном и иудейскими стражниками взяли Иисуса под стражу.
13 и сначала отвели к Анне, тестю Каиафы, который в тот год был первосвященником.
14 Каиафа был тем самым первосвященником, который посоветовал иудеям, что лучше одному Человеку умереть за весь народ.
15 Симон Пётр и другой ученик следовали за Иисусом. Этот же ученик был знаком первосвященнику и потому вошёл вместе с Иисусом к первосвященнику во двор.
16 Пётр же остался снаружи у ворот. Потом ученик, знакомый первосвященнику, вышел, поговорил с привратницей и провёл Петра во внутренний двор.
17 Привратница спросила у Петра: «Ты, наверное, тоже один из учеников Этого Человека, Иисуса?» Пётр ответил: «Нет, нет!»
18 Было холодно, и потому слуги и стражники храма развели костёр и стояли, греясь у огня. Пётр тоже стоял с ними и грелся.
19 Первосвященник тем временем расспрашивал Иисуса о Его последователях и учении.
20 Иисус ответил:
«Я всегда открыто говорил со всеми и всегда учил в синагогах и в храме, где собираются все иудеи, и никогда ничего не говорил тайно.
21 Почему же ты спрашиваешь у Меня? Спроси у тех, кто слушал Меня. Они знают, о чём Я говорил».
22 Когда Иисус сказал это, один из стражников храма, стоявший поблизости, ударил Его по лицу и сказал:
«Как Ты смеешь так отвечать первосвященнику!»
23 Иисус ответил:
«Если Я сказал что-то не так, то скажи всем, что не так, а если Я сказал правильно, то за что же ты бьёшь Меня?»
24 Тогда Анна отослал Его, связанного, к первосвященнику Каиафе.
25 Симон Пётр всё это время грелся у костра. Его спросили:
«Может быть, ты тоже один из Его учеников?»
Но он стал отрицать это, сказав:
«Нет, нет!»
26 Один из слуг первосвященника, родственник того, кому Пётр отсёк ухо, сказал:
«Разве не тебя я видел вместе с Ним в саду?»
27 И Пётр снова стал это отрицать, и тотчас пропел петух.
28 После этого стражники вывели Иисуса из дома Каиафы и отвели во дворец римского наместника. Было раннее утро. Иудеи не хотели войти во дворец, чтобы не оскверниться, так как собирались есть пасхальную еду.
29 Поэтому Пилат сам вышел к ним и спросил:
«В чём вы обвиняете Этого Человека?»
30 Они ответили ему:
«Если бы Этот Человек не был преступником, мы бы не привели Его к тебе!»
31 Пилат сказал:
«Сами заберите Его и судите по своему закону!» Иудейские предводители ответили:
«Нам не позволено никого предавать смерти».
32 Так случилось во исполнение того, что предсказал Иисус, говоря какой смертью Ему придётся умереть.
33 Тогда Пилат возвратился во дворец, призвал Иисуса и спросил Его:
«Ты — Царь Иудейский?»
34 Иисус ответил:
«Ты это от себя говоришь или тебе сказали другие обо Мне?»
35 Пилат спросил:
«Разве я иудей? Твои соплеменники и главные священники предали Тебя мне. Что же такое Ты совершил?»
36 Иисус ответил:
«Царство Моё не от этого мира. Если бы оно было от этого мира, то слуги Мои сражались бы, чтобы Я не был предан иудейским предводителям. Нет, Царство Моё не на земле».
37 «Так, значит, Ты всё-таки Царь?»
— спросил тогда Пилат. Иисус ответил:
«Ты прав говоря, что Я — Царь. Я для того был рождён и для того пришёл в мир, чтобы свидетельствовать об истине. Каждый, кто принадлежит истине, прислушивается к Моему голосу».
38 Пилат спросил:
«Что есть истина?»
Затем он снова вышел к иудейским предводителям и сказал им:
«Я не нахожу в Нём никакой вины.
39 Но у вас есть обычай, согласно которому по вашей просьбе я освобождаю одного из заключённых на Пасху. Хотите ли вы, чтобы я отпустил для вас Царя Иудейского?»
40 Но они снова закричали:
«Отпусти не Его, а Варавву!»

Толкования Августина

Стих 1

Когда Иоанн рассказывает о Господе, что Он вместе с учениками вошел в сад, то это было не сразу по окончании молитвы Иисуса, о которой упоминается в словах: Сказав сие. Некоторые события происходили в промежутке, однако они опущены этим евангелистом, хотя сообщаются другими, равно как у этого евангелиста есть многое, о чем другие умалчивают в своих повествованиях. Любой, кто желает знать, как все они согласуются между собой (а истина в том, что сообщаемое одним никогда не противоречит другому), может обратиться не к этим изложениям, а к более тщательно разработанным трактатам1. И пусть делает это не стоя и слушая, а лучше сидя и читая, или самым внимательным образом относясь к тому, кто так поступает. И пусть верит прежде (чем знает, способен ли он прийти к такому знанию в этой жизни, либо не способен в силу каких-то препятствий), что нет ничего, что написано одним из евангелистов (из числа признанных Церковыо канонических авторитетов) и что противоречило бы его собственному или чужому, столь же правдивому, изложению.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 112.1. Cl. 0278, 112.1.10.

Примечания

  • 1 — Августин отсылает к своему труду О согласии евангелистов

***

Подав нам вместообразные таинства Своего честного тела и крови, когда Иуды уже небыло с ними, Иисус вышел на Масличную гору близ потока Кедрон, где был сад. Апостольские постановления 5.3.14.2

Матфей в своем повествовании говорит: Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания (36 Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. Мф 26:36). То же говорит и Марк3. И Лука об этом упоминает, хотя и не дает названия этого места4. ‹…› Там, как мы понимаем, и был сад, который упоминает Иоанн в своем рассказе.

Августин Иппонский, О согласии евангелистов 3.4.10. Cl. 0273, 3.4.10.281.3.

Примечания

  • 2 — TLG 2894.001, 5.14.34−37.
  • 3 — См. 32 Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь. 33 И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. 34 И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. 35 И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; 36 и говорил: Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. 37 Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? 38 Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. 39 И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. 40 И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. 41 И приходит в третий раз и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. 42 Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня. Мк 14:32−42
  • 4 — См. 40 Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. Лк 22:40

Стих 2

И вот волк в овечьей шкуре, которому высочайшим судом Отца семейства позволено ходить среди овец, узнал, каким образом рассеять стройное стадо и уловить Пастыря1.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 112.2. Cl. 0278, 112.2.4.

Примечания

  • 1 — Ср. 31 Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада; Мф 26:31; 10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Ин 10:10.

Стих 3

Это был отряд не иудеев, а воинов, и им правителем была дана власть взять якобы преступника, сломив любое возможное сопротивление.

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 112.2. Cl. 0278, 112.2.9.

Стих 5

Разве не один лишь голос Говорящего: Это Я, без всякого оружия поразил, поверг, бросил наземь такое скопище людей со всей их жестокой ненавистью и устрашающим вооружением? Бог покоился под покровом человеческой плоти, вечность дня столь затемнена была человеческими членами, что Его разыскивали с фонарями и светильниками, чтобы убить в темноте. Это Я, — говорит Он и повергает нечестивцев на землю. Чтоже сделает Он, придя судить, когда делает такое, отдавая Себя на суд? Какой же властью будет обладать, царствуя, если такой обладал, идя на смерть? И ныне через Евангелие Христос тоже говорит: Это Я. Люди же отступают и падают, ибо оставляют небесное и устремляются к земному. Так почему же они не восприняли, но отошли и пали на землю, если только так не пожелал Тот, Кто мог все, чего хотел? Действительно, если бы Он не позволил им взять Себя, они бы и не исполнили то, ради чего пришли; но и Он не исполнил бы то, ради чего пришел. Теперь Он показал им власть Свою, когда они хотели взять Его, но не смогли. И вот позволяет им Себя схватить, чтобы невольно сделать их исполнителями Своей воли.

Источник: Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 112.3. Cl. 0278, 112.3.8.

Стих 9

Дерзнет ли кто-либо утверждать, что Бог не знал заранее, кому Он даст веру? Или что Он не знал заранее тех, кого даст Своему Сыну и из кого Сын никого не погубит? И конечно же, если Он предведал все такое, то столь же верно Он предведал и милости Свои, которые ниспосылает на нас. Это — предопределение святых, не что иное.

Августин Иппонский, О даре терпения 14.35. Cl. 0355, 1014.3.

***

Разве не собирались умереть позже и ученики? Ведь если бы теперь умерли, как бы Он потерял их, если только не потому, что они все еще не верили в Него так, как веруют те, кто не погибает?1

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 112.4. Cl. 0278, 112.4.8.

Примечания

  • 1 — См. 16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ин 3:16.

Стих 10

Только этот евангелист сообщил нам имя этого раба, равно как только Лука рассказал, что Господь коснулся его уха и исцелил его1. Малх истолковывается как «тот, кому предстоит царствовать». И что же означает ухо, которое отсечено было ради Господа и Господом исцелено, как не обновленное слышание, лишившееся своей ветхости, чтобы с того момента служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве (6 но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве. Рим 7:6)? Кто усомнится, что тот, для кого Христом сделано такое, с Христом и царствовать будет?2 Так же то, что он оказывается рабом, указывает на ту самую ветхость, которая рождает в рабство, которое есть Агарь (24 В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, Гал 4:24). Тем же, что восстановлено и здоровье [раба], обозначена также свобода.

Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 112.5. Cl. 0278, 112.5.4.

Примечания

  • 1 — См. 51 Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его. Лк 22:51
  • 2 — Ср. 12 если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; 2Тим 2:12



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.