«Господа унесли из гробницы, и мы не знаем, куда Его положили!»
«Женщина, почему ты плачешь?»
Тогда женщина ответила им:
«Моего Господа унесли, и я не знаю, где Его положили».
«Женщина, почему ты плачешь? Кого ты ищешь?»
Думая, что это садовник, она ответила Ему:
«Господин, если ты вынес Его отсюда, то скажи мне, где ты положил Его, и я пойду, и заберу Его».
«Мария!» Она обернулась и воскликнула ему по-еврейски:
«Раввуни!» — что означает «Учитель!»
«Не держи Меня, так как Я ещё не вознёсся к Отцу. Но пойди к братьям Моим и скажи им: „Я возвращаюсь к Отцу Моему и вашему, и к Богу Моему и вашему”».
«Мир вам!»
«Мир вам! Как Отец послал Меня, так и Я посылаю вас».
«Примите Святого Духа.
«Мы видели Господа!» Он же сказал им:
«Пока я сам не увижу следы от гвоздей у Него на руках и пока не вложу палец свой в раны от гвоздей, и пока не вложу руку свою в рану на боку, не поверю!»
«Мир вам!»
«Вложи сюда палец. Посмотри на Мои руки. Протяни руку и вложи её в рану у Меня на боку. Перестань сомневаться и поверь!»
«Господь Мой и Бог Мой!»
«Ты поверил, потому что увидел Меня? Блаженны те, кто веруют, не видя».
Стих 17
Рассмотрим при помощи Самого Господа, что значат сии слова Его. Когда восшел Он ко Отцу? По свидетельству Деяний апостольских, в четыредесятый день по воскресении Своем, день, который мы еще будем праздновать во имя Его; тогда восшел ко Отцу; тогда ученики, осязавшие Его руками, проводили Его очами, тогда раздался глас ангельский: Мужие Галилейстии, что стоите зряще на небо? Сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом, видесте Его идуща на небо (11 и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Деян 1:11). Если же тогда восшел Он ко Отцу, то что сказать нам, братия? Как Мария, не могшая прикоснуться к Нему, стоящему на земле, могла прикоснуться к седящему на небе? Если здесь не могла, то не тем ли паче там? Что же значат слова сии: Не прикасайся Мне, не у бо взыдох ко Отцу Моему?
Ужели скажет какой-либо неразумный, что до восшествия ко Отцу мужи могли касаться Его, а жены не могли, как только по восшествии ко Отцу? Такая мысль нелепа, такое мнение превратно. Что же значат слова сии: Не прикасайся Мне, не у бо взыдох ко Отцу Моему? Ты, видя Меня, почитаешь только человеком, а еще не знаешь равенства Моего со Отцом; не прикасайся ко Мне, как к простому человеку, не принимай Меня такою верою, но уразумей во Мне Слово, равное Отцу. Взойду ко Отцу — и тогда прикасайся. Для тебя взойду Я тогда, когда ты уразумеешь Меня как равного Отцу. Доколе же почитаешь Меня меньшим, Я еще не взошел для тебя.
Да слышит убо Церковь, которой образ имела Мария, да слышит, что слышала Мария. Все мы да прикасаемся, когда веруем. Уже Он восшел ко Отцу, седит одесную Отца. Сие исповедует ныне вся Церковь, веруя во восшедшаго на небеса и седяща одесную Отца. Сие слышат крещаемые и сему веруют еще прежде крещения. Когда они веруют, Мария прикасается Христу. Это разумение неясно, но спасительно: оно заключено для неверующих, а для толкующего верою отверсто. Сам убо Господь Иисус Христос и там, и с нами есть; и со Отцом, и в нас; и от Него не отступает, и нас не оставляет, и научает нас молиться как Наставник, и внимает молитве нашей вместе со Отцом как Сын.
«Воскресное чтетие". Барсов М. В. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению. Том II
Стих 22
После Своего воскресения, когда Иисус явился ученикам, Он сказал им: Примите Духа Святого (22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Ин 20:22). Об этом было сказано: дух еще не был дан, поскольку Иисус еще не был прославлен. Он же, сказав это, дунул. Тем самым Он показал, что Тот, Кто Своим дуновением оживил первого человека, и создал его из праха, и дуновением своим оживотворил его члены, — это и был Он, дунувший в лицо ученикам, дабы они восстали из скверны и отреклись от скверных дел.
«Трактат на Евангелие от Иоанна».
***
Cм. (7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. Быт 2:7)