«Корнилий!»
«Что тебе нужно, господин?»
Ангел ответил ему:
«Бог знает о твоих молитвах и дарах бедным. Он помнит всё, что ты сделал.
«Встань, Пётр, заколи и ешь!»
«Ни за что, Господи! Я никогда не ел ничего скверного и нечистого».
«Что Бог очистил, не называй скверным».
«Не здесь ли остановился Симон, по прозванию Пётр?»
«Три человека ищут тебя;
«Я тот, кого вы ищете. Зачем вы пришли?»
«Центурион Корнилий, человек праведный и богобоязненный, уважаемый всеми иудеями, послал нас. Святой Ангел повелел ему пригласить тебя к себе в дом и послушать твои речи».
«Встань! Я всего лишь человек, как и ты».
«Вы знаете, что для иудея незаконно общаться с иноплеменниками или навещать их. Но Бог указал мне не называть никого скверным или нечистым.
«Четыре дня назад, в это самое время, в три часа пополудни, я молился у себя в доме. Внезапно передо мной появился человек в сияющем одеянии
«Сейчас я действительно понимаю, что Бог беспристрастен,
Стих 2
Обычно ведь говорят, что он, следовательно, заслужил веру, потому что был добрым мужем и до того, как уверовал. Это может быть сказано о Корнилии, чьи милостыни были приняты и молитвы услышаны до того, как он уверовал во Христа: все-таки он творил милостыню и молился с какой-то верой. Ибо как он призывал Того, в Кого не верил? Но если бы он мог быть спасен без веры во Христа, то зодчий апостол Петр не посылался бы для его созидания. Как бы то ни было, если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его [1 Песнь восхождения. Соломона. Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж. Пс 126:1]. И нам говорится, что вера от нас, а прочее — от Господа, касающееся дел праведности: как будто бы вера не относится к зданию; как будто к зданию не относится фундамент. Поэтому, если вера имеет непосредственное и прямое отношение, то тщетно работает заявляющий о строительстве веры, если только Господь ее не созиждет изнутри милосердием. Итак, сколько бы и прежде он не верил во Христа, и когда начал верить, и когда уверовал, Корнилий хорошо потрудился, все должно быть отдано Богу, чтобы кто-то случайно не возгордился.
О предопределении святых 1.7.12. PL 44:969.
Стих 5
Давайте будем остерегаться таких жестоких и опаснейших искушений, а больше подумаем над тем, что и сам апостол Павел, хотя и был низвержен и наставлен Божественным голосом с неба, тем не менее был послан к человеку, чтобы принять таинства и присоединиться к Церкви. И сотник Корнилий, хотя ангел и сказал ему, что молитвы его услышаны и милости его оценены, тем не менее был передан Петру для научения, приняв от него не только таинства, но и услышав о том, как надо верить, на что надеяться, что любить. И хотя все может произойти через ангела, но человеческое призвание было бы унижено, если бы оказалось, что Бог не хочет, чтобы Его Слово служило людям через людей. Ведь каким образом были бы истинными слова: храм Божий свят; а этот храм — вы [17 Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы. 1Кор 3:17], если бы Бог не давал ответов из человеческого храма, а все, что хотел бы передать людям для научения, изрекал бы с неба и через ангелов? Затем и сама любовь, которая привязывает к себе людей узами единства, не имела бы возможности переливания и как бы смешения с собой душ, если бы люди ничему не учились от людей.
Об учении христианском, Предисловие 6. CI 0263,83.
Стих 11
Так все человечество с четырех сторон благодаря Троице призывается к вере. В соответствии с этим числом, когда четыре умножается на три, число 12 было объявлено священным апостольским числом; как будто бы милостью Троицы предобразовывая спасение всего мира из четырех частей света. Это число обозначено тем кругом, который был показан Петру, полный всяких зверей, как будто бы народов. Ведь и он сам, вися на небе на четырех углах полотна, был трижды опущен и поднят, чтобы получилось двенадцать. Поэтому возможно, что через 12 дней после рождения Господа волхвы первыми из людей пришли посмотреть на Господа и поклониться Ему, и удостоились не только получить спасение для себя, но и свидетельствовать о спасении всех народов.
Проповеди 203. З. PL 38:1036.