«Так говорит Господь, Бог Израиля: „Много лет тому назад ваши предки жили на другой стороне реки Евфрат. Я говорю о таких людях, как Тера, отец Авраама и Нахора. В то время эти люди служили иным богам.
«Вы слышали слова Господа. Вы должны искренно и честно служить Ему. Отвергните лжебогов, которым ваши предки поклонялись в далёкие времена на другой стороне реки Евфрат и в Египте. Служите только Господу.
«Мы никогда не оставим Господа и не будем служить другим богам!
«Вы не сможете и дальше служить Господу, так как Господь Бог свят и Ему ненавистно, когда Его народ поклоняется другим богам. Бог не простит вас за это!
«Нет! Мы будем служить Господу».
«Посмотрите на себя и на всех здесь. Все ли вы знаете и согласны с тем, что наш выбор — служение Господу? Все ли вы свидетели тому?»
Народ ответил:
«Да! Мы все свидетели тому, что наш выбор — служение Господу».
«Тогда уничтожьте всех лжебогов, которым вы поклоняетесь, и любите Господа, Бога Израиля, всем своим сердцем».
«Мы будем служить Господу, Богу нашему, и будем слушать Его».
«Этот камень поможет вам помнить всё, что сегодня было сказано. Этот камень был здесь, когда Господь говорил с нами сегодня, и он поможет вам помнить о том, что сегодня случилось. Этот камень будет свидетелем против вас и не даст вам отвернуться от Господа, Бога вашего».
Стих 3
В Септуагинте это место звучит так: Но Я взял отца вашего Авраама из-за реки и водил его по всей земле. Буквальное же значение этих строк на древнееврейском языке таково: «Я привел его в землю Ханаанскую». И было бы действительно удивительно то, что переводчики из числа семидесяти пожелали поставить в этом месте «всю землю» вместо «земли Ханаанской», когда бы только они не рассматривали пророчество в ином масштабе, поскольку приняли уже свершившийся факт как исполнение исторического обетования Господа. Ибо ведь было самым ясным образом объявлено заранее грядущее во Христе и Церкви, когда истинное семя Авраамово пребудет не в детях по плоти, но в детях по обетованию.
Вопросы на Семикнижие. Сl. 0270, 6.25.657.
Стих 11
И стали воевать с вами жители Иерихона. Кто-то мог бы задать вопрос: как такое утверждение может быть истинным, когда жители Иерихона просто защищали самих себя, скрываясь за городскими стенами и воротами? Но сказано это верно, ибо закрытие ворот перед врагом есть знак войны. И жители Иерихона не присылали послов спросить об условиях мира... ибо война не всегда представляет собой череду сражений. Иные войны знают частые вооруженные столкновения, иные немногочисленные, а иные и не одного. Война же есть тогда, когда имеет место вооруженное несогласие.
Вопросы на Семикнижие. Сl. 0270, 6.26.666.
Стих 12
Что означают слова Иисуса Навина, когда среди прочих деяний Господа для Израиля упоминает: Я послал пред вами шершней, которые прогнали их от вас, двух царей Аморрейских? Также подобное упоминание встречается и в книге Премудрости Соломона (См. 8 Но и их, как людей, Ты щадил, послав предтечами воинства Твоего шершней, дабы они мало-помалу истребляли их. Прем 12:8), но, тем не менее, не представляется возможным найти этому какое-либо объяснение. Но, возможно, под шершнями следует понимать метафорически острые жала страха, которыми те жалили по мере того, как распространялись витающие повсюду слухи, обратившие двух царей в бегство. Или же под шершнями следует понимать невидимых духов небесных, о которых говорится в Псалтири: посольство злых ангелов (49 послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов; Пс 77:49). Впрочем, найдется кто-то, кто скажет, что не все события, которые имели место в действительности, были записаны и что случай с шершнями также произошел в истории по плоти, с тем, чтобы данное место понималось в отношении к истинным шершням.
Вопросы на Семикнижие. Сl. 0270, 6.27.675