Судьи 6 глава

Книга Судей израилевых
Библейской Лиги ERV → Толкования Августина

Библейской Лиги ERV

1 Народ Израиля стал снова творить зло в глазах Господа. И Господь отдал их на семь лет в руки мадиамитян.
2 Мадиамитяне были очень сильны и жестоко обращались с народом Израиля. Тогда сыны Израиля нашли потайные места в горах, и там у них была запасена еда в пещерах, которые трудно было найти.
3 Они сделали это потому, что мадиамитяне и амаликитяне, живущие на востоке, приходили и уничтожали их урожай.
4 Они разбивали лагерь на земле Израиля и уничтожали всё, что посадил его народ, до самой Газы, не оставляя израильтянам для пропитания ни овец, ни волов, ни ослов.
5 И вот мадиамитяне пришли и разбили лагерь на земле Израиля. Они пришли с семьями и привели с собой свой скот. Их было как саранчи, и не было числа ни им, ни их верблюдам. Все они пришли на эту землю и опустошили её.
6 Народ Израиля очень обнищал из-за мадиамитян, и тогда израильтяне взмолились Господу, прося помощи.
7 Мадиамитяне творили всё это зло, и народ Израиля стал молить Господа помочь ему.
8 Тогда Господь послал к ним пророка. И сказал пророк народу Израиля:
«Вот что говорит Господь, Бог Израиля: „Я вывел вас из Египта, где вы были рабами, и дал вам свободу.
9 Я избавил вас от могущественных египтян и всех, кто угнетал вас. Потом народ ханаанский бил вас, но Я снова вас спас. Я прогнал их от вас и дал вам их землю.
10 Я говорил вам, что Я — Господь, Бог ваш, и что вы будете жить на земле аморреев, но не должны поклоняться их богам”. Но вы не послушали Меня».
11 В это время Ангел Господний пришёл к человеку по имени Гедеон. Ангел пришёл и сел под дубом в Офре. Этот дуб принадлежал человеку по имени Иоас, из рода Авиезера. Иоас был отцом Гедеона. Гедеон выколачивал пшеницу в давильном прессе. Он прятался там, скрываясь от мадиамитян.
12 Ангел Господний явился перед Гедеоном и сказал ему:
«Господь с тобой, сильный воин!».
13 Гедеон ответил:
«Если Господь с нами, так почему же нас постигло столько несчастий? Мы слышали, что Господь сделал много прекрасного для наших предков. Они рассказывали, что Господь вывел их из Египта, но ныне Господь покинул нас и отдал в руки мадиамитян».
14 Господь повернулся к Гедеону и сказал:
«Иди с силой этой и спаси народ Израиля от мадиамитян. Я посылаю тебя!»
15 Гедеон ответил:
«Прости меня, Господи, но как же я смогу спасти Израиль? Моя семья самая бедная в роду Манассии, а я самый младший в семье».
16 Господь сказал ему:
«Я буду с тобой! И ты без труда поразишь всех мадиамитян, как будто их армия состоит из одного человека».
17 Тогда Гедеон сказал Господу:
«Прошу Тебя, дай мне доказательство того, что это Ты, Господи, говоришь со мной.
18 Не уходи отсюда, пока я не вернусь. Разреши мне принести Тебе подарок и положить его перед Тобой».
И Господь пообещал, что будет ждать.
19 Гедеон пошёл, сварил молодого козлёнка и из ефы муки сделал опресноки. Затем он положил мясо в корзину, налил мясной навар в горшок и принёс всё это Господу под дуб.
20 Ангел Божий сказал Гедеону:
«Положи мясо и пресный хлеб на этот камень, а навар вылей».
Гедеон так и сделал.
21 У Ангела в руке был посох и, когда концом этого посоха Он прикоснулся к мясу и хлебу, из камня вспыхнул огонь и поглотил мясо и хлеб, а Ангел Господний исчез.
22 И понял Гедеон, что говорил с Ангелом Господним, и воскликнул:
«Господи Всесильный! Я видел Ангела Господнего лицом к лицу!»
23 Но Господь сказал Гедеону:
«Успокойся! Не бойся, ты не умрёшь!»
24 И построил Гедеон на этом месте алтарь, чтобы поклоняться Господу, и назвал его «Господь есть мир».
Этот алтарь и по сей день стоит в городе Офра, где живёт семья Авиезера.
25 В ту же ночь Господь сказал Гедеону:
«Возьми из стада твоего отца одного взрослого быка-семилетку и разрушь алтарь Ваала, который находится во владениях у твоего отца. Также сруби деревянный столб, поставленный в честь лжебогини Ашеры, стоящий возле него.
26 Затем на возвышенности построй алтарь Господу, Богу твоему. Заколи быка и сожги его на этом алтаре на дровах, оставшихся от деревянного столба Ашеры».
27 Гедеон привёл десять рабов и сделал всё так, как повелел ему Господь. Но, так как Гедеон боялся, что его домашние и жители города увидят, что он делает, он сделал всё это ночью.
28 Жители города проснулись утром и увидели, что алтарь Ваала разрушен, а стоявший рядом с ним столб Ашеры, срублен. И увидели они алтарь, который построил Гедеон, и увидели быка, принесённого там в жертву.
29 И стали они спрашивать друг у друга:
«Кто сделал это?»
Кто-то сказал им:
«Гедеон, сын Иоаса, сделал это».
30 Жители города пришли к Иоасу и сказали ему:
«Ты должен вывести к нам своего сына. Он должен умереть, так как ты разрушил алтарь Ваала и срубил дерево Ашеры, которое было возле него».
31 И сказал Иоас толпе, окружившей его:
«Вы хотите вступиться за Ваала? Вы хотите защитить Ваала? Пусть тот, кто вступится за него, будет предан смерти до наступления утра. Если Ваал — бог, то пусть он сам защитится от того, кто разрушил его алтарь».
32 Иоас сказал:
«Если Гедеон разрушил алтарь, так пусть Ваал сам судится с ним».
С того дня Гедеона стали звать Иероваалом.
33 Мадиамитяне, амаликитяне и другие народы востока собрались, чтобы вместе сразиться против народа Израиля. Они перешли реку Иордан и разбили лагерь в Изреельской долине.
34 Дух Божий пришёл к Гедеону и вселил в него силу. Гедеон протрубил в трубу и созвал идти за собой народ Авиезера.
35 Он разослал послов ко всем людям из колена Манассии, Асира, Завулона и Неффалима, чтобы они взяли оружие и приготовились к битве. Эти семьи пошли навстречу Гедеону и его людям.
36 Гедеон сказал Богу:
«Ты говорил, что поможешь мне спасти народ Израиля. Дай мне доказательство!
37 Я расстелю на молотилке овечью шерсть. Если роса будет только на шерсти, а вся земля останется сухой, я буду знать, что это правда и Ты моей рукой спасёшь Израиль, как и говорил».
38 Так и случилось. На следующий день, встав рано утром, Гедеон выжал из шерсти столько воды, что смог набрать полную чашу!
39 И сказал Гедеон Богу:
«Не гневайся на меня. Разреши мне просить Тебя ещё об одном. Разреши мне ещё раз испытать овечью шерсть. Пусть сейчас шерсть останется сухой, а вся земля покроется росой».
40 Бог так и сделал в ту ночь: только овечья шерсть была сухой, а вся земля была мокрой от росы.

Толкования Августина

Стих 36

И вот что говорится в Писании (о том, как закон и милость Божия соотносятся с человеческой природой): Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки (20 потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех. Рим 3:20−21). Когда он утверждает, что явилась правда, то дает понять, что она существовала, но была подобна испрошенной Гедеоном росе, которая прежде была незаметна на шерсти и вот теперь стала видна на всей земле.

Поскольку закон без благодати мог не уничтожить, а скорее, усилить грех, прочтем: жало же смерти — грех; а сила греха — закон (56 Жало же смерти — грех; а сила греха — закон. 1Кор 15:56). И многие, спасаясь от лица возведенного на престол греха, обращаются в поисках убежища к благодати, ныне лежащей на всей земле, но тогда лишь немногие обращались к ней, в то время незаметной, словно на шерсти. Воистину это разделение времен принадлежит вершинам богатейшей Божественной премудрости и глубинам ведения Божия, о которых сказано: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Рим 11:33).

Послания. Сl. 0262,177.44.14.682.11.

***

Один из праведных мужей древности Гедеон испрашивал у Господа знамение во второй раз следующими словами: если Ты спасешь Израиля рукою моею, как говорил Ты, то вот, я расстелю [здесь] на гумне стриженую шерсть: если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что спасешь рукою моею Израиля, как говорил Ты. Так и сделалось: на другой день, встав рано, он стал выжимать шерсть и выжал из шерсти росы целую чашу воды. Ибо Бог смиренным дает благодать (5 Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. 1Пет 5:5). И вы хорошо знаете, что делал Господь Своим ученикам в умывальнице (См. 19 Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я. Ин 13:19).

И вновь обратился Гедеон к Господу за знамением: не прогневайся на меня, если еще раз скажу и еще только однажды сделаю испытание над шерстью: пусть будет сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса. Бог так и сделал в ту ночь: только на шерсти было сухо, а на всей земле была роса. Обратите внимание на то, что в ветхозаветные времена благодать была спрятана словно дождь в облаке, как роса в шерсти. Обратите теперь внимание на время Нового Завета. Если иметь в виду народ иудеев, то он теперь подобен сухой шерсти, в то время как весь мир уподобился сегодня «всей земле» и наполнился благодатью открытой, незатворенной. И поэтому мы сегодня вынуждены оплакивать тот факт, что они выступают против росы откровенной благодати, не сокрытой более в шерсти.

Впрочем, да простится иудеям. Но что сказать о христианах? По какой причине вы выступаете врагами благодати Христа? Отчего полагаетесь только на себя? Отчего вам быть неблагодарными? Зачем приходил Христос? Не было ли здесь раньше природы [человеческой], которую вы только обманываете, чрезмерно расточая похвалы? Не было ли здесь закона? Но апостол говорит: а если законом оправдание, то Христос напрасно умер (21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер. Гал 2:21). То, что апостол говорит здесь о законе, мы говорим о природе, имея в виду этих людей: а если природой оправдание, то Христос напрасно умер.

Проповеди. Сl. 0284, 131.PL 38.733.41.

Стих 40

Он сойдет, как дождь на скошенный луг1 , как капли, орошающие землю (6 Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю; Пс 71:6). Он здесь упоминает и напоминает нам о том, что действия, которые совершал судья Гедеон, были в ознаменование, и цель им — Христос. Он обратился к Господу за знамением и попросил сначала того, чтобы роса была только на шерсти, а на всей земле было сухо; и еще раз, чтобы было сухо на одной только шерсти, а на всей земле была роса; и было так. Эта сухая овечья шерсть, которая лежала на земле посреди всего мира, означала прежний народ Израиля. И в этой связи Христос сошел как дождь на шерсть, в то время как земля оставалась сухой; поэтому Он, как известно, сказал [в ответ]: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева (24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. Мф 15:24). И там [в доме Израилевом] нашел себе Мать и принял [плотский] облик раба, в котором явился человечеству. И здесь послал Иисус двенадцать и заповедал им, говоря: На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева (5 Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; 6 а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; Мф 10:5−6).

Когда же Он говорил: «Идите прежде всего к тем [чадам] дома Израилева», то имел в виду, что позднее, когда придет время выпасть росе на всю землю, [ученикам Его] предстоит идти к погибшим овцам, которые не из бывшего дома Израилева. О них говорит: Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь (16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь. Ин 10:16). Поэтому апостол говорит: Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных — ради истины Б о жней, чтобы исполнить обещанное отцам (8 Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных — ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам, Рим 15:8). И в том случае роса была лишь на шерсти, а на всей земле было сухо. Имея в виду это, апостол продолжает: А для язычников — из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то буду славить Тебя, (Господи), между язычниками, и буду петь имени Твоему (9 а для язычников — из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то буду славить Тебя, (Господи,) между язычниками, и буду петь имени Твоему. Рим 15:9). Дабы со временем исполнилось то, что Он говорит устами пророка: Ты... поставил меня главою иноплеменников; народ, которого я не знал, служит мне; по одному слуху о мне повинуются мне (44 Ты избавил меня от мятежа народа, поставил меня главою иноплеменников; народ, которого я не знал, служит мне; 45 по одному слуху о мне повинуются мне; иноплеменники ласкательствуют предо мною; Пс 17:44−45).

И мы видим теперь, что остался сухим без росы благодати Христа народ иудеев; тогда как на все народы всего мира снисходит дождь благодати христианской. И здесь другими словами он обозначил тот самый дождь, говоря: капли росы. И что же такое дождь, как не капли росы? Я полагаю, что здесь тот народ [иудеев] обозначен как шерсть либо потому, что ему суждено было быть остриженным от авторитета учения, подобно тому как с овцы состригается шерсть; либо потому, что он скрывал дождь в потайном месте, так как не хотел, чтобы проповедовалось учение крайней плоти, то есть чтобы оно открылось необрезанным народам.

Примечания

  • 1 — У Августина: лат. sicut pluuia in uellus — букв.: как дождь на овечью шерстьПрим. ред.

Толкование на Псалмы. Сl. 0283, SL39.71.9.1

***

Что же знаменовало собой руно Гедеона? Так народ иудейский в центре мира, который имел благодать таинств, воистину, не как явленную правду, но сокрытую под завесой тайны, подобно дождевым каплям в шерстяном покрове. И пришло время выжать дождевую росу из шерсти, и вот явилась правда открыто на всей земле — более не затворена. [Христос один есть влага росы]. И Его одного ты не узнаешь в Писании, Того, о Ком и ради Кого было записано Священное Писание. Но свершилось то, что сказано: Прославят Тебя, Господи, все цари земные, когда услышат слова уст Твоих (4 Прославят Тебя, Господи, все цари земные, когда услышат слова уст Твоих Пс 137:4).

Толкование на Псалмы. Сl. 0283, SL40.137.9.27.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.