1 Царств 24 глава

Первая книга Царств
Библейской Лиги ERV → Толкования Августина

Библейской Лиги ERV

1 Давид ушёл из пустыни Зиф и жил в укреплениях Ен-Геди.
2 Когда Саул вернулся после погони за филистимлянами, ему сказали:
«Давид находится в пустыне Ен-Геди».
3 Саул отобрал три тысячи человек из всего Израиля и пошёл искать Давида и его людей у скал Диких Коз.
4 Он пришёл к овечьему загону у дороги. Там была пещера, и Саул зашёл туда по нужде. Давид же и его люди прятались в глубине пещеры.
5 Люди Давида сказали ему:
«Сегодня тот день, о котором говорил тебе Господь! Господь говорил тебе: „Я предам врага твоего в руки твои, и делай с ним, что пожелаешь”».
Давид незаметно подкрался к Саулу и отрезал край от его верхней одежды, но Саул не видел его.
6 Потом Давид почувствовал угрызения совести, что отрезал край от одежды Саула.
7 Давид сказал своим людям:
«Я надеюсь, Господь не даст мне ещё раз сделать подобное своему господину. Господом царь. Я не должен поднимать руку на Саула, потому что он помазанник Господа!»
8 Давид удержал людей своими словами и не дал им напасть на Саула, а Саул вышел из пещеры и пошёл своей дорогой.
9 Затем Давид вышел из пещеры и крикнул Саулу:
«Господин мой царь!» Саул оглянулся, и Давид поклонился ему, и пал лицом на землю.
10 Давид сказал Саулу:
«Почему ты слушаешь людей, которые говорят, что я замышляю зло против тебя?
11 Я не хочу причинить тебе зла! Ты увидел это сегодня собственными глазами. Господь отдал тебя в мои руки в пещере, но я не убил тебя. Я пощадил тебя, сказав: „Не подниму руки моей на господина моего, так как он царь, избранный Господом”.
12 Посмотри на кусок ткани в моей руке. Я отрезал край твоей одежды. Я мог убить тебя, но я не сделал этого! Теперь я хочу, чтобы ты знал и убедился, что я ничего не замышляю против тебя! Я не причинил тебе зла, а ты охотишься за мной и пытаешься убить.
13 Так пусть Господь рассудит нас! Пусть Господь накажет тебя за то зло, которое ты причинил мне, а моя рука не тронет тебя.
14 Как говорит древняя притча: „Зло исходит от злодеев”. Я не сделал ничего плохого, и рука моя не поднимется на тебя.
15 За кем ты гоняешься? Против кого вышел израильский царь? Ты не преследуешь того, кто причиняет тебе зло! Ты будто за издыхающим псом гоняешься или за блохой.
16 Пусть Господь рассудит нас. Он поможет мне, тем самым доказав, что я прав. Господь спасёт меня от руки твоей».
17 Когда Давид закончил говорить, Саул спросил:
«Твой ли это голос, Давид, сын мой?»
Затем он громко зарыдал.
18 Затем Саул сказал:
«Ты прав, а я — нет. Ты был добр ко мне, а я платил тебе злом.
19 Ты только что рассказал о своей милости ко мне. Господь отдал меня в твои руки, но ты не убил меня.
20 Разве человек, найдя своего врага, отпустил бы его невредимым? Пусть Господь воздаст тебе добром за то, как ты поступил со мной сегодня.
21 Я знаю, что ты непременно станешь царём и будешь твёрдо держать в руках царство Израиля.
22 А теперь поклянись мне Господом, что ты не убьёшь моих потомков и не уничтожишь моего имени в семье моего отца».
23 Тогда Давид поклялся в этом Саулу. Затем Саул вернулся домой, а Давид и его люди поднялись в укрепление.

Толкования Августина

Стих 5

И царство Саула предзнаменовало собой царство вовек, несмотря на то, что сам Саул лично был негодным и отвергнутым венценосцем. Ибо уже сам елей, которым он был помазан (миро, по названию которого он назывался «помазанником» — по-гречески же «христом»), следует воспринимать в мистическом смысле, как указание на великое таинство. Давид сам испытывал религиозный трепет перед ним и испытал боль сердца, когда незаметно под покровом темноты в пещере, куда зашел Саул для нужды, тихонько отрезал край от верхней одежды Саула. Давид сделал это из необходимости представить Саулу доказательство того, что пощадил своего царственного преследователя, в то время как имел полную возможность лишить его жизни. Святой Давид надеялся таким образом рассеять подозрение в душе того, кто его столь жестоко преследовал, полагая врагом себе (См. 12 Отец мой! посмотри на край одежды твоей в руке моей; я отрезал край одежды твоей, а тебя не убил: узнай и убедись, что нет в руке моей зла, ни коварства, и я не согрешил против тебя; а ты ищешь души моей, чтоб отнять ее. 1Цар 24:12).

И тем не менее, больно стало сердцу Давида, должно быть, от сознания того, что уже просто прикасаясь к одежде Саула, он совершил святотатство. Столь глубокое почтение было вызвано не столько самой по себе одеждой помазанника — лишь тени грядущего, сколько по причине самой той действительности, которую священная одежда предзнаменовала.

О граде Божием. Сl. 0313, SL48.17.6.18.

***

Как судья-христианин, ты должен исполнять роль любящего отца, то есть показывай твой гнев греху, но также непременно принимай во внимание слабость человеческую; не давай волю твоей склонности непременно искать возмездия злым поступкам грешников, но направь твою волю на исцеление ран грешников. И ведь поистине христианину должно оказывать всякую кротость ко всем человекам (2 никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам. Тит 3:2). И вот известный пример терпимости святого Давида. Когда его враг и жестокий преследователь Саул был в его руках, Давид пощадил его. Сей высокий урок снисхождения был преподан святым Давидом тогда, когда в его распоряжении были все условия, чтобы поступить иначе.

Послания. Сl. 0262, 133.44.2.82.1.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.