Деяния 7 глава

Деяния Святых Апостолов
Библейской Лиги ERV → Комментарии Баркли

Библейской Лиги ERV

1 Тогда первосвященник спросил:
«Так ли это?»
2 Стефан ответил:
«Братья и отцы, слушайте! Бог славы явился Аврааму, отцу нашему, когда он ещё жил в Месопотамии, до того как поселился в Харане,
3 и сказал ему: „Оставь свою землю и родных своих и иди в страну, которую Я укажу тебе”.
4 Тогда Авраам покинул страну халдеев и поселился в Харане. После смерти его отца Бог переселил Авраама в эту землю, где вы теперь живёте.
5 Он не дал ему в наследство ни клочка этой земли, но обещал в будущем отдать её во владение ему и его потомкам, хотя в то время у Авраама и не было детей.
6 Вот что сказал ему Бог: „Твои потомки будут пришельцами на чужой земле, их поработят и будут притеснять и угнетать четыреста лет.
7 И Я буду судить народ, поработивший их”. Бог сказал: „Они покинут ту землю, а потом станут поклоняться Мне на этом месте”.
8 Бог заключил с Авраамом соглашение, а обряд обрезания был подтверждением этого соглашения. И потому когда Авраам стал отцом Исаака, то на восьмой день обрезал его, а Исаак, став отцом Иакова, также обрезал его, Иаков же сделал то же самое для своих сыновей, те же впоследствии стали двенадцатью патриархами.
9 Патриархи же завидовали Иосифу и продали его в рабство в Египет. Но Бог был с ним
10 и избавил его от всех бед, дал ему мудрость и милость в глазах фараона, царя египетского. Тогда фараон сделал Иосифа правителем всего Египта и своего собственного дома.
11 Но в Египте и Ханаане наступил голод и принёс с собой великое страдание. И предки наши не находили для себя пропитания.
12 Услышав, что в Египте есть запасы хлеба, Иаков послал туда наших предков. Это было их первое путешествие в Египет.
13 Когда же они отправились туда во второй раз, Иосиф открылся своим братьям, и фараону стал известен род Иосифа.
14 Иосиф послал за своим отцом, Иаковом, и за всеми родственниками, всего их было семьдесят пять человек.
15 Иаков отправился в Египет, и там прожил и он, и наши предки до самой смерти.
16 Позже их перевезли в Сихем и положили в гробницу, которую Авраам купил в Сихеме у сыновей Еммора, заплатив за неё серебром.
17 Приближалось время, когда должно было исполниться обещание, данное Богом Аврааму, и число наших соплеменников в Египте становилось всё больше и больше.
18 Но в конце концов пришёл к власти другой царь, который не знал Иосифа.
19 Он хитроумно использовал наш народ и был жесток к нашим предкам, заставляя их бросать своих новорожденных на произвол судьбы, чтобы те погибали.
20 В это время родился Моисей, который был очень красивым ребёнком. Три месяца он воспитывался в доме своего отца,
21 а когда родителям пришлось его бросить, то мальчика подобрала дочь фараона и воспитала как собственного сына.
22 Моисей был обучен всей мудрости египтян и был силён в словах и делах.
23 Когда Моисею исполнилось сорок лет, он решил навестить своих братьев, сыновей Израиля.
24 Увидев, что одного из них обижают, он вступился и отомстил за обиженного, убив египтянина.
25 Моисей думал, что его собратья поймут, что Бог посылает им через него спасение, но они не поняли.
26 На следующий день он случайно увидел драку между двумя иудеями и попытался помирить их, говоря: „Люди, вы — братья, почему же обижаете друг друга?”
27 Но тот, кто обижал ближнего, оттолкнул Моисея, сказав: „Кто поставил тебя старшим и судьёй над нами?
28 Не хочешь ли ты убить меня так же, как убил вчера египтянина?”
29 Услышав это, Моисей бежал из Египта и поселился словно чужестранец в Мадиамской земле, где стал отцом двух сыновей.
30 Прошло сорок лет, и Ангел явился ему в пламени горящего куста в пустыне неподалёку от горы Синай.
31 Моисей удивился, увидев это. А когда подходил, чтобы лучше рассмотреть, услышал голос Господа:
32 „Я — Бог предков твоих, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова”. Моисей, дрожа от страха, не смел смотреть на куст.
33 Затем Господь сказал ему: „Сними сандалии с твоих ног, так как место, на котором ты стоишь, — святая земля.
34 Я взглянул и увидел притеснение Моего народа в Египте, и услышал его стоны, и сошёл, чтобы спасти его. Теперь же, Моисей, Я посылаю тебя обратно в Египет”.
35 Это тот самый Моисей, которого иудеи отвергли, сказав: „Кто поставил тебя вождём и судьёй?” — тот самый Моисей, которого Бог через Ангела, явившегося ему в кусте, послал, чтобы он стал вождём и спасителем.
36 Это он вёл их, творя чудеса и знамения в Египетской земле, у Красного моря и в пустыне в продолжение сорока лет.
37 Это тот самый Моисей, который сказал сыновьям Израиля: „Бог пошлёт вам из вашего народа пророка, подобного мне”.
38 Это он был с народом Израиля, собравшимся в пустыне, именно с ним говорил Ангел на горе Синай. Это он находился с нашими предками, когда принял животворящие заповеди Господние и передал их нам.
39 Но наши предки отказались подчиниться ему, отвергли его и захотели вернуться в Египет.
40 Они сказали Аарону: „Мы не знаем, что случилось с тем Моисеем, который вывел нас из Египта, поэтому сделай нам богов, которые поведут нас”.
41 В те дни они сделали изображение тельца и принесли жертву идолу, и радовались делу рук своих.
42 Но Бог отвернулся от них и перестал удерживать их от служения войску лжебожествам небесным, как написано в книге пророков: „Народ Израиля! Заклания и жертвы не Мне приносил ты в пустыне в течение сорока лет.
43 Взяли вы с собой шатёр Молоха и звезду вашего бога Ремфана: идолов, которых сделали вы себе для поклонения. И потому Я отправлю вас за пределы Вавилона”.
44 Во время скитаний в пустыне наши предки несли с собой священный шатёр. Бог научил Моисея, как сделать этот шатёр по образцу, который был показан ему.
45 Потом наши предки, получив шатёр от своих предков, несли его с собой и под предводительством Иисуса Навина овладели землёй народов, которых Бог изгонял с той земли ради наших предков. Так было до времени Давида,
46 который обрёл милость Божью и просил, чтобы ему было позволено построить храм для Бога израильского народа.
47 Но дом для Него построил Соломон.
48 Однако Всевышний обитает не в домах, построенных руками человеческими, потому что, как говорит пророк:
49 „Небо — Мой престол, а земля — подножие Моё. Какой дом вы построите Мне? — говорит Господь. — Где место покоя Моего?
50 Не Моей ли рукой сотворено всё это?”
51 О, упрямцы, отказывающиеся отдать свои сердца Богу и внимать Ему! Вы всегда противитесь Святому Духу, вы такие же, как и ваши предки.
52 Был ли хоть один пророк не преследуем вашими предками? Они даже убили тех, кто давно предсказывали пришествие Праведника, Которого вы теперь предали и умертвили.
53 Это вы получили закон, вручённый вам Ангелами, и не подчинились ему!»
54 Иудейские предводители пришли в бешенство, слушая это, и скрежетали зубами от гнева.
55 Но Стефан, исполненный Святого Духа, устремил взгляд к небесам и, увидев славу Божью и Иисуса, стоящего по правую руку от Бога,
56 сказал:
«Вот, я вижу открытые небеса и Сына Человеческого, стоящего по правую руку от Бога».
57 Они же при этом стали кричать и затыкать уши. Потом, набросившись на него,
58 они выволокли его за пределы города и стали бросать в него камни. А те, кто лживо обвинял его, оставили свои одежды на сохранение юноше по имени Савл.
59 Когда они побивали камнями Стефана, он воззвал к Господу и сказал:
«Господь Иисус! Прими дух мой!»
60 И, упав на колени, он воскликнул громким голосом:
«Господи! Не вини их за этот грех!» Произнеся эти слова, он испустил дух.

Комментарии Баркли

ЧЕЛОВЕК, ВЫШЕДШИЙ ИЗ СВОЕЙ ЗЕМЛИ (Деян 7:1−7)

Как мы уже видели, защищаясь и обосновывая свои взгляды, Стефан обращается к истории Израиля. Но Стефан не просто перечислял исторические события, Для него каждое историческое лицо и событие имели особое значение. Он начал с Авраама, ибо для большинства иудеев с него и начиналась история. В Аврааме Стефан отмечает три особенности.

1) Авраам повиновался Богу. Как выразился автор послания к Евреям, «Авраам оставил дом свой и пошел, не зная, куда идет» (Евр 11:8). Авраам был предприимчивым и смелым человеком. Шотландский священник, Лесли Ньюбигин, служивший впоследствии в южной Индии, сообщил, что переговоры об объединении церквей едва не окончились неудачей лишь потому, что некоторые участники часто хотели наперед знать все последствия определенного шага. Наконец, кто-то сказал этим чрезмерно осторожным людям: «Христинин не имеет права претендовать на то, чтобы всегда знать куда он идет». Стефан считал Божьим человеком того, кто повинуется Божьему указанию даже тогда, когда он не может представлять себе, какие последствия оно может иметь.

2) Авраам был человеком веры. Он не знал, куда он идет, но верил, что, когда его направляет Бог, впереди его лучшая доля. Даже когда у него не было детей, и, казалось бы, у него никогда уже не будет, он верил, что в один прекрасный день его потомки унаследуют обетованную Богом землю.

3) Авраам был человеком надежды. Даже к концу своей жизни не увидел он полного исполнения обетов Божиих, но он не сомневался в том, что они исполнятся.

Стефан поставил иудеям в пример человека дерзающего, всегда готового откликнуться на призыв Господа, в то время как они, иудеи, всеми силами старались удержать старое.

ПЕРЕЕЗД В ЕГИПЕТ (Деян 7:8−16)

После истории Авраама Стефан рассказывает историю Иосифа. Ключ к пониманию жизни Иосифа мы находим в его словах (Быт 50:20). В то время его братья боялись, что после смерти Иакова, Иосиф отомстит им за причиненное ему зло. На это Иосиф ответил: «Вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро». Цепь событий, воспринятая как несчастье, привела Иосифа к славе. Хотя продан рабом в Египет, посажен несправедливо в тюрьму, забыт людьми, которым он помог, настал все же день, когда он стал премьер-министром Египта. Всю характеристику Иосифа Стефан выражает двумя словами — благоволение и мудрость.

1) Благоволение — прямо-таки замечательное слово. Его простое значение — красота в ее физическом значении; потом оно стало означать и прекрасный характер, который нравится всем людям. В русском ему ближе всего соответствует обаяние. И Иосифу действительно присуще это обаяние, отличающее истинно благочестивых людей. Ведь он вполне мог бы озлобиться. Но он честно выполнял все свои обязанности, служа одинаково усердно и как раб, и как начальник над Египтом.

2) Нет почти слова, которое было бы так трудно определить, как мудрость. Оно означает намного больше, чем здравый смысл или ум. Жизнь Иосифа дает нам ключ к пониманию этого слова. Мудрость — это одаренность видеть вещи и жизнь так, как их видит Бог.

И опять Стефан приводит противопоставление. Иудеи погружались в размышление о своем прошлом и в тонкости закона. А Иосиф принимался за любую задачу даже если терпел неудачу, и смотрел на жизнь, как смотрел на нее Бог.

ЧЕЛОВЕК, НЕ ЗАБЫВШИЙ СВОИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ (Деян 7:17−36)

Далее Стефан рассказывает о Моисее. Для иудея Моисей в первую очередь был человеком, исполнившим завет Господа оставить землю свою. Он был в буквальном смысле человеком, отказавшимся от царства своего, чтобы исполнить завет Бога и стать во главе своего народа. В Библии мало сказано о юности Моисея, но иудейские историки знали много больше о нем. По историку Иосифу Флавию Моисей был таким прекрасным ребенком, что, когда няня носила его по улице, люди останавливались, чтобы посмотреть на него. Он был таким умным мальчиком, что в учебе превосходил всех других в быстроте и рвении. Однажды дочь фараона взяла Моисея к отцу, и попросила назначить его наследником египетского трона. Фараон согласился. И после этого, говорится в истории, фараон взял свою корону и, в шутку, надел ее на голову Моисея, но ребенок скинул ее с головы и бросил на пол. Один из присутствующих египетских мудрецов заметил, что если этого ребенка не убьют тотчас же, он причинит много зла египетской короне. Но дочь фараона схватила Моисея на руки и убедила фараона не следовать этому предостережению. Когда Моисей вырос, он стал величайшим египетским полководцем и вел победоносную войну в далекой Эфиопии, где он и женился на эфиопской принцессе.

Теперь ясно, от чего отказался Моисей. Он воистину отказался от царства, дабы вывести свой народ в пустыню во исполнение грандиозного Божьего замысла. И Стефан вновь указывает на то, что великий человек не тот, кто, подобно иудеям, погряз в своем прошлом и ревностно охраняет свои привилегии, а тот, кто готов откликнуться на призыв Господа и оставить свой уют и комфорт.

НЕПОСЛУШНЫЙ НАРОД (Деян 7:37−53)

Стефан убыстряет темп своего рассказа. До сих пор его осуждение иудеев не было ясно выражено и вытекало из сопоставлений с героями прошлого. Но в заключительном разделе своей апологии Стефан открыто осуждает иудеев, сплетая несколько различных мыслей.

1) Он утверждает, что народ всегда противился Богу. Во время Моисея они воспротивились его указаниям, сотворив золотого тельца. Во времена Амоса они отдали сердца Молоху и звезде богов. Говоря о книге Пророков, Стефан имеет ввиду так называемых Малых Пророков, цитируя из Ам 5:26−27, но не по еврейскому, а по греческому тексту.

2) Он утверждает, что им были даны блестящие привилегии. У них было много пророков; скиния свидетельства была у них, которая называлась так потому, что скрижали, на которых был записан закон, сохранились в ней; и этот закон был дан ангелами.

Нельзя отделять друг от друга эти два — постоянное неповиновение и постоянные привилегии. Чем больше дано человеку привилегий, тем более его осуждение, если он выберет ложный путь. Стефан настаивает на том, что осуждение постигло Израиль потому, что, получив возможность все знать, они все время были непокорны Богу.

3) Он утверждает, что иудеи несправедливо ограничили Бога. Храм, который должен был стать величайшим благословением, стал, в сущности, их величайшим проклятием; они стали поклоняться храму, а не Богу. Они стали поклоняться иудейскому Богу, живущему и Иерусалиме, а не Богу, обителью Которого является вся вселенная.

4) Он утверждает, что они все время подвергали гонениям своих пророков; и главное обвинение — они убили Сына Божия. И Стефан, в противоположность Петру, не ссылается на то, якобы они сделали это по неведению. Нет, не неведение, а возмутительное неповиновение привело иудеев к совершению этого преступления. В заключительных словах Стефана звучит и гнев, и сожаление. Его гнев вызван тем, что эти люди совершили самое ужасное преступление, а сожаление вызвано тем, что народ отверг счастливую участь, предназначенную ему Богом.

ПЕРВЫЙ МУЧЕНИК (Деян 7:54 — 8:1а)

Такая речь могла иметь лишь один конец: Стефан навлекал на себя смерть, и смерть пришла. Но Стефан не видел их обезображенных яростью лиц. Его взор был устремлен в вечность, и он видел Иисуса, стоящего одесную Бога. Когда он сказал это, они сочли это крайним богохульством, а за богохульство полагалось одно наказание — побить камнями (Втор 13:6 и далее). Следует отметить, что здесь не было судебного разбирательства. Это был самосуд, потому что синедрион не имел права выносить смертный приговор.

Побивание камнями происходило следующим образом: преступника приводили на возвышение, и свидетели толкали его вниз. Если преступник, упав на землю, был мертв — все было кончено; если же он оставался в живых, на него сбрасывали большие камни, пока он не умирал.

В этом происшествии мы видим некоторые примечательные достоинства Стефана:

1) Мы видим источник его мужества. Выше всякого зла людей он видел ожидающего его Господа.

2) Мы видим, что Стефан следует примеру своего Господа. Он так же, как и Иисус (Лк 23:34), молился опрощении своих палачей. Когда казнили Джорджа Висхарта, палач заколебался. Тогда Висхарт подошел к нему и поцеловал его: «Вот, — сказал он, — свидетельство того, что я прощаю тебя». Урок истории говорит, что последователь Христа всегда найдет в себе силы для свершения, казалось бы, невозможного.

3) Страшное волнение окончилось странным примирением. На Стефана снизошел мир, потому что он поступил правильно, хоть этот поступок и стоил ему жизни.

Первую половину 8:1 следует рассматривать в контексте настоящего отрывка. На сцену явился Савл. Человек, который станет апостолом для язычников, одобрил убиение Стефана. Но Августин однажды сказал: «Что Церковь обрела апостола Павла, она обязана молитве Стефана». Как он ни пытался, Павел так никогда и не смог забыть смерть Стефана. Уже в те времена кровь мучеников становилась семенем Церкви.

ВЫХОД ЦЕРКВИ ЗА ПРЕДЕЛЫ ИУДЕИ

Глава 8 имеет важное значение в истории Церкви. В начале Церковь состояла исключительно из иудеев. В Деян 6 слышатся первые отголоски спора о принятии в Церковь язычников. Замыслы Стефана выходили далеко за пределы национального Государства. И вот в главе 8 мы видим, что Церковь перешагнула за пределы Иудеи. Там ее ожидали преследования, но она шла дальше и несла с собой Евангелие. Дальше говорится о Филиппе, одном из семи избранных, подобно Стефану, диаконов. Его следует отличать от Филиппа, одного из двенадцати апостолов, диакон Филипп проповедовал самарянам. Самаряне представляли собой естественный мост от иудеев к язычникам, ибо самаряне по своему происхождению были наполовину иудеями, наполовину язычниками. Потом совершается обращение евнуха — эфиоплянина, в результате чего благовест Божий сделал еще шаг дальше. До этого Церковь еще не выработала концепции мировой миссии, но если прочитать эту главу в свете событий, которые последуют вскоре за этим, мы увидим, что Церковь инстинктивно и неуклонно шла навстречу своему предназначению и своей задаче.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.