Откровение 18 глава

Откровение Иоанна
Библейской Лиги ERV → Библия говорит сегодня

Библейской Лиги ERV

1 После этого я увидел, как с неба спускается другой Ангел, облечённый великой властью, и земля осветилась его славой.
2 И закричал он могучим голосом: «Пал он! Вавилон, великая блудница, пал! Стала она обиталищем бесов, пристанищем всех нечистых духов, прибежищем всяких нечистых и отвратительных птиц,
3 потому что все народы испили вино её блуда и вино Божьей ярости. Земные цари развратничали с ней, и торговцы всего мира разбогатели благодаря её великой роскоши».
4 И тут я услышал, как другой голос с небес сказал: «Выйди из этого города, народ Мой, чтобы не соучаствовать в её грехах и не пострадать от мора, посланного на неё,
5 потому что грехи её вздымаются горой до самого неба, и Бог помнит все её грехи.
6 Отплатите ей за то, как она обращалась с другими, отплатите вдвойне за то, что она сделала. Приготовьте для неё вино вдвое крепче, чем то, которое она приготовила для других.
7 Сколько она принесла себе роскоши и славы, столько и ей принесите горя и мучений, потому что она продолжает говорить себе: „Я восседаю на престоле подобно царице. Я не вдова и никогда не буду печалиться”.
8 И потому в один день её постигнут всякие бедствия: смерть, горькие рыдания и великий голод. И сгорит она на огне, потому что могуществен Господь Бог, осудивший её».
9 Цари земные, те, кто предавался с ней разврату и делил с ней роскошь, будут горевать по ней, видя дым от огня, на котором она сгорает.
10 И, стоя поодаль от неё, из страха перед её муками они скажут: «Горе! Горе! О, великий город! О, могучий город Вавилон! За один час постигло тебя наказание!»
11 Тогда торговцы во всем мире будут плакать и горевать по ней, так как никто не покупает больше у них товаров:
12 золото, серебро, драгоценные камни и жемчуг, полотно, багряницы, шёлк и красные ткани, лимонное дерево и всякие изделия из слоновой кости, драгоценного дерева, меди, железа и мрамора,
13 корицу, пряности, ароматические курения, благовония, мирра, вино и масло, лучшую муку и пшеницу, крупный скот и овец, лошадей и повозки, тела и души людские.
14 «О великий Вавилон! Всё то драгоценное, чем ты стремилась владеть, покинуло тебя. Вся роскошь и великолепие утрачены, и ты никогда не обретёшь их вновь».
15 Торговцы, продававшие ей всё это и разбогатевшие за её счет, будут держаться в стороне из страха перед её муками. Они будут плакать и горевать о ней,
16 восклицая: «Горе! Горе великому городу! Она была облачена в полотно, багряницу и красные одежды. Она сверкала золотом, драгоценными камнями и жемчугами.
17 И всё это богатство уничтожено всего за один час!» И все кормчие, и все, кто плавают на кораблях, и все моряки, и все, кто живут за счёт моря, держались в отдалении,
18 а когда увидели, как дым поднимается от огня, на котором она сгорает, то закричали:
«Разве есть город, равный этому?»
19 Они посыпали головы пеплом и плакали, и горевали, восклицая: «Горе! Горе великому городу! Все те, у кого были морские корабли, обогатились благодаря её богатству, но она была уничтожена за один час!
20 Ликуйте же, небеса! Ликуйте, апостолы, пророки и все святые люди Божьи, потому что Бог наказал её за всё то, что она вам сделала!»
21 И тогда могучий Ангел поднял камень размером с мельничный жёрнов, бросил его в море и сказал: «Вот так и великий город Вавилон будет низвергнут и исчезнет навсегда!
22 Никогда больше не будут слышны здесь звуки играющих на лирах и поющих, играющих на свирелях и трубящих в трубы! Никогда не будет здесь больше никаких ремёсел, и никогда не раздастся шум жерновов.
23 Никогда не засветится светильник, никогда не будут больше слышны голоса женихов и невест. Твои торговцы были великими этого мира. Все народы были обмануты твоим колдовством.
24 Она повинна в крови пророков, Божьих святых и всех тех, кто был убит на земле!»

Библия говорит сегодня

3. ТРЕТЬЕ СЛОВО: ПАДЕНИЕ ВАВИЛОНА (18:1−3)

Первый ангел поставил Иоанна лицом к лицу с тайной Вавилона. Затем он один за другим показывал ему различные аспекты зверя и жены, неотъемлемой частью которой является Вавилон. Можно полагаться или не полагаться на свое понимание его длинной речи (17:17−18), но невозможно не уловить содержащуюся в ней угрозу. Читатель, которого эта речь не испугала, даже не приблизился к ее пониманию. «Силы зла» сатанизма в дешевой фантастике просто кукольные черти по сравнению с этим описанием реального зла. Ангел пользуется всеми возможными метафорическими выражениями, чтобы найти применимые к зверю синонимы власти и могущества. Не смеем мы также недооценивать и способность убеждать, которой обладает жена. Возможно, мы пожимаем плечами, представляя себе описанные в 17:4 блеск и великолепие: «Как это дешево, как безвкусно!» Мы так реагируем, потому что считаем, что именно такой реакции от нас и ждут. Но на практике, в обыденной жизни, жемчуг, багряница и золотая чаша ужасающе притягательны. Мир действительно могуществен, его идеология действительно привлекательна, и мы знаем, что это такое — когда птица не может двинуться, прикованная к месту мерцающим взглядом змеи.

Вот почему чары необходимо разрушить голосом, обладающим еще большей властью и авторитетом. Второй ангел сходит с небес. Его слава ярче, а голос убедительнее, чем у ангела, говорившего о Вавилоне..Он возвещает нам жизненно важную часть божественной вести. Он говорит о падении Вавилона. По сути, это те же самые слова, которые Бог начертал Своим перстом, обращаясь к реальному, историческому Вавилону: «Исчислил Бог царство твое и положил конец ему» (Дан 5:26). Как это будет — нам неведомо. Придется ли христианам стать свидетелями тотального подавления капитализма, или Бог «положит конец царству» другим способом, — во всех случаях они не должны забывать, что, невзирая на всю символику «вечных холмов», ни зверь, ни жена не останутся у власти навечно. Настанет день, когда, оглядываясь назад, люди вспомнят об их всемирном владычестве как о ночном кошмаре, от которого они пробудились.

4. ЧЕТВЕРТОЕ СЛОВО: СУД НАД ВАВИЛОНОМ (18:4−20)

Падение исторического Вавилона в 539 году до Рождества Христова, ознаменовавшее собой конец халдейской или неовавилонской империи, является предметом нескольких ветхозаветных пророчеств. Эхо этих пророчеств — следующий небесный голос, произносящий четвертое слово о мистическом Вавилоне. Этому отрывку параллельны главы 13−14 и 47 Книги Пророка Исаии, главы 50 и 51 Книги Пророка Иеремии и глава 2 Книги Пророка Аввакума. Там описываются многие черты Вавилона, о которых говорится и в Откровении 18: его гордыня и роскошь, золотая чаша, которая опьяняет народы, его нечестие и обусловленное этим наказание; внезапность его огненной гибели, приводящая к полному опустошению, и ужас тех, кто полагался на него; и предупреждение Божьим людям — не участвовать в его грехе, чтобы не разделить его участь.

В одном из этих пророчеств (Иер 51:25) есть любопытный стих. В нем Вавилон называется «горой губительной». Это напоминает нам о том, что мы находимся в царстве символики; ибо Вавилония была самой равнинной из всех равнинных стран, а ее столица располагалась, по словам того же Иеремии, «при водах великих» (51:13). Потоки Евфрата, разветвляющиеся на все более и более мелкие реки и речушки, удачно иллюстрируют власть Вавилона над многими народами. Рим, с другой стороны, стоит на семи холмах, что показывает могущество и долговечность (кажущуюся) его империи. Поэтому нас не должно удивлять, когда в главах 27 и 28 Книги Пророка Иезекииля, содержащих пророчество, очень напоминающее Откр 18, речь идет о еще одном городе — Тире. Он был крупным портовым городом средиземноморского побережья Палестины. Тир особенно подходил в качестве символа третьего аспекта «мира» — изобилие (ст. 12, 13). Сама Блудница — больше, чем любой из этих городов. Холмы Рима, потоки Вавилона, моря Тира — все они призваны проиллюстрировать различные стороны Вавилона-блудницы. Но за всем этим стоит она — истинная вдохновительница гуманистического общества.

Товары Тира — пышный наряд блудницы — ежедневно проходят перед глазами людей. Непривилегированные желают иметь их, привилегированные желают иметь их больше, чем у них уже есть; они служат соблазном для всех народов. Но Божьи люди знают истинную цену этой роскоши, поскольку видят картину в целом. Они знают, что Тир — это Рим — это Вавилон. А когда призывы стиха 4 приводят им на память еще один нечестивый город — Содом, из которого был вызван Лот (Быт 19:12 и далее), они видят будущую перспективу «дыма от пожара ее» (ст. 9). В отличие от любящего мир Лота, они понимают суть дела достаточно четко, чтобы «выйти из него» и «веселиться» о свершившемся правосудии (ст. 20).

5. ПЯТОЕ СЛОВО: СМЕРТЬ ВАВИЛОНА (18:21−24)

Воды, взбунтовавшиеся от падения в море великого жёрнова, успокаиваются. Гибель Вавилона завершается молчанием. Оно еще более впечатляюще на фоне характерного для Откровения неистового шума, обычно сопровождающего крушение и гибель. По мере того как светильники города гаснут, на него снисходит ужасающая тишина: больше не слышно звуков веселья, шума работ или людских разговоров. Камень исчезает под водой, и от цивилизации ничего не остается, словно ее никогда и не было.

Воплощенная в реальном действии притча о камне, прекращение обычной жизни и ответственность за кровь мучеников — это то, о чем говорил Иеремия (51:63 и далее; 25:10; 51:49), а о последних двух дополнительно сказано в Евангелии (Мф 24:37−42; Мф 23:29−39). Особенно значительным является последнее. Убийца, которого обличает Иеремия, это Вавилон. Но когда Иисус выдвигает такое же обвинение, то обвиняемым становится Иерусалим. Иоанн этим именем называет ту, которая последовала за блудницей, — невесту, Божий город; он не прибегает к этому сравнению ни здесь, ни в главе 11, когда говорит о месте, где Христос был распят. Но по-прежнему именно на этом месте — на старом Иерусалиме — лежит ответственность за смерть Божьих служителей. Следовательно, образ блудницы — это собирательный образ пятого города, кроме Вавилона, Рима, Тира и Содома. Этот образ еще раз показывает, что сама блудница есть духовная реальность, которая больше любого из этих городов.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.