Иов 34 глава

Книга Иова
Библейской Лиги ERV → Под редакцией Кулаковых

 
 

И продолжал Елиуй:
 
И продолжил Элигу свой ответ Иову и сказал:

«Послушай, мудрый человек, что я скажу, и обрати внимание, умнейший,
 
«Слушайте, мудрецы, мои слова! Внимайте мне, знающие!1

поскольку ухо разбирается в словах, как разбирается язык в еде.
 
Слух ведь чуток к словам, как нёбо — ко вкусу еды.

Послушаем же доводы и сами решим, что верно, узнаем вместе то, что хорошо.
 
Изберем для себя правду, рассудим меж собой, что есть благо.

Вот говорит Иов: „Я невиновен, однако Бог ко мне несправедлив.
 
Вот говорит Иов: „Я праведен, но Бог лишил меня правосудия.

И хоть я прав, меня лжецом считают; за мною нет вины, но Его стрелы неисцелимую мне доставляют боль”.
 
Пусть я прав, но оболган;2 раны мои3 неизлечимы, хоть неповинен я“.

Больше нет человека, подобного Иову, который томится жаждой наносить оскорбления Богу.
 
Есть ли еще такой человек, как Иов? Глумленье он пьет, как воду,

С людьми дурными водит дружбу он и знается со злыми?
 
со злодеями знается, с нечестивцами водится.

Поскольку он сказал, что никакой нет пользы человеку, который хочет Богу угодить.
 
Ибо говорит он: „Нет человеку проку Богу угождать!“

Способные понять, послушайте меня! Бог далёк от зла, Бог Всемогущий не сотворит греха.
 
Потому послушайте меня те, у кого есть разум! Нет в Боге никакого зла, нет во Всесильном и несправедливости!

Он человеку платит согласно его делам, даёт нам то, что заслужили.
 
Он воздает человеку по его делам, по поступкам4 отплачивает ему!

Немыслимо, чтоб сотворил Господь неправое, чтоб был несправедливым Он.
 
Воистину, Бог не совершает зла, Всесильный не извращает правосудия!

Поставлен властвовать Господь не нами, ответственность за мир никто на Господа не возлагал.
 
Кто вверил Ему землю? Кто поставил Его над всем миром?

Когда б Господь решил забрать Свой дух, Своё дыхание у жизни,
 
И если решит Он возвратить Себе дух Свой, дыхание Свое отнять,

тогда погибли бы все люди на земле, и все опять бы в прах вернулись.
 
в тот же миг погибнет всё живое, и человек во прах вернется.

И если вы действительно мудры, то будете внимательны ко мне.
 
Пойми же это,5 выслушай меня, к голосу речей моих прислушайся!

Властителем не может быть тот, кто не любит справедливость. Иов, Господь силён, неужели ты судить Его способен как неправого?
 
Разве может владычествовать тот, кто правды не выносит? Разве может Праведный и Всемогущий быть нечестивым?6

Господь говорит царям: „Вы ничего не стоите!” Господь говорит князьям: „Вы — зло!”
 
Разве можно царю сказать, что он негодный человек, вельможам — что они нечестивы?7

Господь не любит властелинов больше других людей, и не предпочитает богатых беднякам, поскольку каждый — творение Его.
 
А Он беспристрастен к владыкам, не делает различия между богатым и бедным, ибо все они — творенье рук Его.

Посреди ночи мгновенно умирают люди, приходит болезнь и уносит их. Даже те, кто властью наделён, и те умирают без причины.
 
Умирают они в одночасье, среди ночи, от нанесенного удара исчезают,8 и сильные повержены не рукой человеческой.

Бог пристально следит за поступками людей, Он видит каждый совершаемый ими шаг.
 
Ибо очи Его — над всеми путями людскими, каждый шаг их Он видит.

Нет ни тени глубокой, ни тёмного места, где может скрыться приносящий зло.
 
Нет такой тьмы, такого мрака, где злодеи могли бы скрыться.

И поэтому нет нужды для Бога назначать даты Своего суда, чтоб людям для правосудия предстать.
 
Потому не назначает Он человеку срока,9 когда явиться на Божий суд.

Властителей, зло приносящих, не спрашивая истребляет Бог и выбирает новых.
 
Могучих Он сокрушает без суда и следствия10 и ставит других на их место,

Поскольку Он следит за всеми их делами, Он низлагает их и в час ночной им уничтожение шлёт.
 
потому что Он знает дела их, в одну ночь Он всё изменит — и будут они уничтожены.

За беззакония карает их Господь, и прилюдно Он накажет их за то,
 
За их злодеяния сокрушает Он их,11 у всех на виду

что следовать они Ему не захотели и волей Его пренебрегли.
 
за то, что от Него они отвернулись, о путях Его и не помышляли;

Они — причина вопля бедных, когда взывают они о помощи Господней. И плач нуждающихся услышал Он.
 
потому и достиг Его слуха стон угнетенных, стоны бедняков Он услышал.

Но, если Он молчит, кто Бога может осудить? Если лицо Своё Он прячет, кто Его увидеть сможет? Он всё равно остаётся властителем над людьми и народами.
 
А12 если Он и смолчит — кто Его обвинит?13 Если скроет Свой лик — кто упрекнет?14 Над народом Он и человеком,15

Господь не позволит царствовать грешному или злому.
 
чтобы безбожник не царствовал, не расставлял народу ловушки.

Допустим, скажет Богу человек: „Да, я виновен, но отныне не грешу”.
 
Не разумней ли сказать Богу:16 „Я наказан,17 впредь грешить не стану;

Научи меня, Боже, открой мне те грехи, которые без ведома своего я совершил, и если плохо поступил я, то больше этого не будет.
 
научи меня тому, чего не знаю,18 если совершил я грех, больше не буду“…

Иов, ты хочешь, чтоб Господь тебе награду дал, но ты раскаяться не хочешь. Принять решение ты должен, а не я! Скажи, Иов, что думаешь ты?
 
По-твоему, Бог тебя наградит за то, что вину свою ты отрицаешь? Ты решил так, не я,19 скажи, что же ты знаешь!

Мудрый, послушав меня, сказал бы:
 
Люди разумные со мной согласятся, мудрый, кто слышит меня, признает:

„Иов глупость говорит, в словах его нет смысла”.
 
Иов говорит безрассудно, в словах его нету смысла.

Я думаю, Иов достоин наказания намного большего, поскольку нам он отвечает так, как ответили бы злые.
 
О если б Иов до конца был изобличен за свои ответы, что больше подошли бы нечестивцу!

Иов к грехам своим прибавляет непослушание, он сидит перед нами, нас оскорбляя, и насмехается над Богом».
 
Ко грехам своим прибавляет он кощунство,20 над нами глумится,21 и бесчисленны слова его против Бога».

Примечания:

 
 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Вероятно, в этих словах содержится ирония в адрес друзей Иова.
6  [2] — Или: выставлен лжецом. Друг. возм. пер.: неужели против своей правоты я буду лгать?
6  [3] — Пер. по друг. чтению. Букв.: стрела — т. е. стрела Божья, которая нанесла раны.
11  [4] — Или (ближе к букв.): по путям.
16  [5] — Или: если есть у тебя разум.
17  [6] — Такое чтение отражено в нескольких масоретских рукописях и Таргуме. Ленинградский кодекс: как ты можешь Праведного и Всемогущего винить? Это чтение больше согласуется со следующим стихом.
18  [7] — В одной из евр. рукописей и в Вульгате: который говорит царю, что он негодный человек, вельможам говорит, что они нечестивы (власть Бога превыше власти царей и вельмож).
20  [8] — Букв.: народ (сражен) ударом / потрясением и исчезает.
23  [9] — Смысл этой строки, по-видимому, в том, что Богу не требуется никакое судебное разбирательство (ср. ст. 24), поскольку истину Он знает и без суда. Наказание грешникам воспоследует внезапно и мгновенно («умирают они в одночасье»). Это ответ на жалобы Иова о том, что он хотел бы судиться с Богом (23:3 слл.).
24  [10] — Или: без счета (ср. 5:9; 9:10; 36:26).
26  [11] — Пер. по друг. чтению. Масоретский текст неясен. Друг. возм. пер.: сокрушает Он их, как нечестивцев.
29  [12] — Смысл ст. 29−33 не вполне ясен.
29  [13] — Друг. чтение: кто сможет нарушить покой.
29  [14] — Пер. по друг. чтению; масоретский текст: кто увидит.
29  [15] — Т. е. Он властвует и над каждым отдельным человеком, и над народами. Масоретский текст: будь то народ или человек. Перевод в тексте основан на друг. чтении.
31  [16] — Или: разве скажет (нечестивец) Богу.
31  [17] — Или: я заблуждался.
32  [18] — Букв.: не вижу.
33  [19] — Или: тебе выбирать, не мне.
37  [20] — Букв.: бунт / преступление.
37  [21] — Букв.: хлопает в ладоши.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.