Притчи 1 глава

Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Под редакцией Кулаковых

 
 

Эти притчи — мудрое поучение Соломона, сына Давида, царя Израиля.
 
Притчи1 Соломона, сына Давида, царя израильского, записанные в назидание потомкам,

Притчи написаны для того, чтобы люди обрели мудрость, научились принимать наставления и понимать мудрые изречения.
 
чтобы постигать мудрость,2 внимать наставлениям и понимать глубокомысленные изречения,

Они написаны для того, чтобы люди учились благоразумию, добру, справедливости и честности,
 
чтобы учиться правилам благоразумия,3 праведности, справедливости и честности.

чтобы даже глупец научился принимать мудрые решения, а юноша, полагаясь на обретённое знание, смог применить его в различных жизненных ситуациях.
 
Помочь людям простым обрести проницательность, а юношам — знание4 и рассудительность.

Даже мудрые люди должны внимательно следовать этим наставлениям, потому что они узнают ещё больше и станут ещё мудрее, и тогда смогут справиться с любыми сложностями.
 
Мудрый послушает — и приумножит ученость свою, и разумный найдет ценный совет,

Тогда люди поймут смысл мудрых историй и притч и научатся понимать загадки мудрецов.
 
чтобы понимать притчи и иносказания, изречения мудрецов и их загадки.

Человек должен прежде всего научиться почитать Господа и повиноваться Ему, и только после этого к нему придёт истинное знание. Но глупцы отрицают мудрость и не желают принимать поучение.
 
Начало5 всякого познания — благоговение пред ГОСПОДОМ;6 глупец же презирает мудрость и наставление.

Сын мой, ты подчиняться должен поучениям своего отца и следовать наставлениям матери.
 
Сын мой! Наставленье отца своего слушай,7 не отвергай того, чему учила тебя8 матушка:

Слова отца и матери будут тебе короной, украшающей голову, а их поучения — золотым медальоном для шеи твоей.
 
слова их — прекрасный венок для головы твоей, ожерелье9 — для твоей шеи.

Сын мой, люди, склонные к греху, будут тебя искушать, но ты не должен следовать за ними.
 
Сын мой! Если станут уговаривать тебя на худое разбойники,10 не соглашайся!

Эти грешники могут позвать: «Пойдём с нами, мы спрячемся и будем ждать удобного для убийства момента.
 
Скажут они: «Пойдем с нами, притаимся в засаде, чтобы кровь пролить, без причины подстережем невиновных.

Мы нападём на невинного и обречём его на смерть; сокрушив, отправим в могилу.
 
Поглотим их живьем, как Шеол,11 целиком — как покойников могила.12

Мы похитим все драгоценности его и заполним наши дома этим добром.
 
Награбим себе драгоценностей всяких, дома наполним добычей,

Так что пойдём с нами, и мы разделим с тобой добычу!»
 
Бросай жребий вместе с нами, общая будет у нас казна!»13

Сын мой, не следуй за людьми, склонными к греху, не иди по их стопам.
 
Сын мой! Не ходи их дорогой, не вступай на их путь!

Эти недобрые люди всегда готовы совершить злодеяние, они всегда спешат пролить кровь.
 
Потому что ноги их к злу устремляются, спешат пролить кровь.

Если ты расставляешь силки для ловли птиц у них на глазах, то ничего не поймаешь.
 
Напрасно сеть расставлять на виду у крылатых птиц14

Однако злые попадают в свои же ловушки: они стремятся причинить вред другим, но на самом деле лишь себе вредят.
 
но разбойники на свою погибель15 таятся в засаде, самих себя они погубят!16

Такова судьба всякого, кто жаждет завладеть чужим добром. Алчных людей погубит всё то, что они отобрали у других.
 
Таков удел17 всякого, кто алчен до наживы: жизнью расплатится тот, кто завладел чужим.

Послушай! Мудрость пытается учить людей, она взывает к ним на базарах и улицах.
 
Премудрость на улицах вопиет, на площадях громко звучит ее голос,18

Она обращается к ним на людных перекрёстках; вблизи городских ворот она, стараясь привлечь внимание людей, говорит:
 
на людных19 перекрестках взывает, у ворот городских20 держит речь:

«Как долго вы, глупцы, будете творить неразумное и смеяться надо мной; как долго будете презирать знание?
 
«Наивные вы люди! Долго ли вы будете тешить себя собственной наивностью? Долго ли кощунники21 будут упиваться кощунством, а глупые — ненавидеть знание?

Вам необходимо было слушать мои советы и поучения, я поделилась бы с вами всем, что мне известно, я передала бы вам все мои знания.
 
Обернитесь и прислушайтесь к обличениям моим! И тогда я изолью на вас дух свой, поделюсь с вами словом своим!

Но вы отказались слушать меня, когда я старалась помочь, я протянула вам руку, но вы отказались от помощи.
 
Ведь я звала — вы противились мне, протягивала руку — не замечали.

Вы отвернулись от меня и моих советов, вы отказались принять мои слова.
 
Вы отвергали мои советы, не принимали моих обличений.

Поэтому я буду смеяться над вашими бедами, буду наслаждаться, видя ваши несчастья.
 
Вот теперь и я посмеюсь над вашим несчастьем, позлорадствую, когда ужас поразит вас!

Великие беды придут к вам подобно грозе, заботы согнут вас как сокрушительный ветер, печаль великим бременем ляжет на вас.
 
Как ураган, обрушится на вас ужас, как вихрь, нагрянет несчастье, и придет скорбь и страдание.

Когда глупцы будут меня о помощи молить, я им не помогу, они будут меня искать, но не найдут.
 
Тогда будут звать меня — не откликнусь, будут разыскивать — не отыщут.

Я им не помогу, потому что они никогда не желали моего знания, а также отказались чтить и бояться Господа.
 
Потому что знание они возненавидели и не избрали путь благоговения пред ГОСПОДОМ,22

Глупые отказались от моих советов и не хотели следовать учениям моим.
 
совету моему не вняли и с презрением отвергли обличения мои.

Они лишь следовали своим собственным желаниям, и тем самым навлекли на себя заслуженную погибель.
 
Они будут пожинать плоды своих поступков,23 злыми замыслами своими насытятся.

Глупцы умирают, отказываясь следовать мудрости, они с радостью продолжают свой неразумный путь, и это несёт им уничтожение.
 
Потому своенравие погубит невежд и самодовольство приведет глупых к гибели.

Однако будет безопасно жить человек, слушающий меня, он будет жить спокойно, не боясь зла».
 
Но тот, кто внимает мне, будет жить в безопасности, не страшась беды».

Примечания:

 
 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Евр. машал — притча, аллегория (Иез 17:2), изречение (1Цар 10:12; 1Цар 24:14, Иез 12:22), сравнение, иносказание (Иез 20:49), пословица.
2  [2] — Евр. хохма многозначно, оно означает как (пре)мудрость, так и умение, искусство, опытность.
3  [3] — Или (ближе к букв.): наказу вразумляющему.
4  [4] — В Книге притчей слово знание (или: познание) не равно по своему значению соответствующему слову в русском языке или в греческой философии. Им обозначается не эрудированность, но, прежде всего, знание воли Господней, жизнь в соответствии с Его повелениями.
7  [5] — Или: суть.
7  [6] — Букв.: страх / трепет Господень; то же в друг. подобных случаях.
8  [7] — Глагол «слушать», «слышать» во всей Библии имеет также значение «повиноваться, подчиняться» (ср. русское «слушаться»).
8  [8] — Евр. тора — здесь это и учение, и все необходимые для жизни духовные знания.
9  [9] — На Древнем Востоке ожерелье носили в качестве украшения не только женщины, но и мужчины, ср. Пс 72:6; Суд 8:26.
10  [10] — Друг. возм. пер.: грешники.
12  [11] — Шеол — место пребывания мертвых. Сопоставление всех случаев использования этого слова в книгах ВЗ показывает, что в Шеол, как верили евреи, попадают и праведники, и грешники; там нет ни деятельности, ни разумения, ни мудрости, ни знания (ср. Эккл 9:10).
12  [12] — Букв.: как нисходящих в могилу.
14  [13] — Букв.: сума / кошель.
17  [14] — Текст неясен. По-видимому, смысл этой метафоры таков: разбойники глупее птиц, которые, если видят, что на них расставляют сеть, в нее не попадутся.
18  [15] — Букв.: для (пролития) их крови.
18  [16] — Букв.: подстерегают.
19  [17] — Букв.: путь.
20  [18] — Центральное место в начальных главах занимает персонифицированный образ Премудрости, которая призывает людей обратиться к ней. Премудрость в гл. 1−9 выступает как творческая энергия Самого Бога, Его помощница при творении, тот предвечный Божественный разум, который лежит в основе всего мироздания.
21  [19] — Букв.: шумных.
21  [20] — В древнем ближневосточном городе площадь возле городских ворот была средоточием общественной жизни. Здесь заседали старейшины города и здесь же происходил суд (ср. 22:22; 24:7; 31:23,31).
22  [21] — Так передано евр. лец; этим словом обозначается циничный и наглый человек, который открыто глумится над понятиями добра и зла.
29  [22] — Ср. 1:7 и примеч. «б» к этому стиху.
31  [23] — Букв.: путей.
 


2007–2022, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.