Притчи 10 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Под редакцией Кулаковых

 
 

Это притчи Соломона: Мудрый сын осчастливит своего отца, глупый сын огорчает мать.
 
Притчи Соломона.1 Мудрый сын радует отца, а глупый — горе для матери.2

Не будет пользы от богатства, добытого нечестным путём, но, делая добро, человек спасается от смерти.
 
Обманом нажитое состояние не поможет, а праведность избавит от смерти.3

Господь заботится о праведных. Он даёт им необходимую пищу, не позволяя злым добиваться всего, что они пожелают.
 
Не оставит ГОСПОДЬ праведника голодным, но алчные замыслы4 нечестивцев разрушит.

Праздные руки приносят нищету, трудолюбивые руки приносят богатство.
 
Праздные руки на бедность обрекают, усердные руки богатство принесут.

Умный сын вовремя собирает урожай, а спящий во время жатвы будет опозорен.
 
Разумный сын в страду хлеб убирает, а тот, который спит в жатву, позорит отца.

Добрые люди приносят благословение праведным, а слова же злого лишь скрывают его подлые намерения.
 
Благословения венчают голову праведника, а уста нечестивцев таят насилие.5

Добрый человек оставляет добрую память, злой человек будет быстро забыт.
 
Память о праведнике вовеки благословенна,6 а имя нечестивца в прах обратится.

Мудрый человек принимает чужие советы, а болтливый глупец навлекает на себя беду.
 
Сердце мудрое повинуется заповедям, а уста глупца навлекают несчастья.7

Честному человеку опасность не грозит, но кто обманывает, тот будет пойман.
 
Кто непорочно живет, тому бояться нечего,8 а кто петляет,9 изобличен будет.

Скрывающий правду подвержен многочисленным страданиям, а говорящий открыто сотворяет мир.
 
Кто лукаво подмигивает, причиняет боль, и уста глупца навлекают несчастья.10

Слова доброго человека — источник жизни, слова же злого лишь скрывают насилие его.
 
Уста праведного — живительный родник, а уста нечестивцев таят насилие.

Ненависть приводит к раздору, а любовь прощает все ошибки.
 
Ненависть раздувает раздоры, но любовь покрывает все грехи.

Умные люди изрекают мудрость, а глупцы без побоев ничему не научатся.
 
На устах разумного пребывает мудрость, а спина глупца — для палки.

Мудрые люди спокойны и учатся новому, глупцы своими речами приносят себе несчастья.
 
Мудрец бережет знания, а речи глупого — неминуемая гибель.

Богатство хранит богатого, бедность разрушает бедняка.
 
Богатство для богача что город укрепленный,11 а нищета для бедного — погибель.

Поступки доброго приносят жизнь, а злого — грех.
 
Все старания праведника — к созиданию жизни, а у нечестивца вся прибыль — для греха.12

Кто принимает наказание, тот своим примером учит других достойной жизни. Однако тот человек, который отвергает поучение, увлекает других на грешный путь.
 
Кто внимает наставлениям,13 указывает путь жизни, кто сам отвергает обличения, тот и других совращает.

Тот, кто скрывает ненависть, — лжец. Тот, кто открыто оскорбляет людей, — глупец.
 
Уста лжеца таят ненависть, а кто сеет клевету — тот глупец.

Многословие — причина многих бед, но мудрый всегда сдержан в словах.
 
При многословии не избежать греха, кто сдержан в речах, поступает благоразумно.

Слова доброго человека — чистое серебро, а мысли злого человека ничего не стоят.
 
Слово в устах праведника14 — отборное серебро, но грош цена уму нечестивых.

Многим людям помогут слова доброго человека, но глупость приносит человеку погибель.
 
Уста праведника пестуют15 многих, глупые же гибнут от собственного безрассудства.

Благословение Господа является источником богатства, а упорный труд не умножит его.
 
Благословение ГОСПОДНЕ дарует богатство, и не приумножить его усердием.16

Глупый наслаждается своими грешными делами, а мудрый счастлив мудростью своей.
 
Глупец услаждает себя гнусными замыслами, а разумный человек — мудростью.

Глупый будет побеждён тем, чего он боится, а добрый человек получит всё, о чём мечтает.
 
Что страшит нечестивца, то его и постигнет, а желания праведных исполнятся.

Когда нахлынут беды, злых постигнет смерть, а праведных ничто не потревожит.
 
Налетит буря — и нет нечестивца, а праведник устоит вовек.

Никогда не позволяй ленивому исполнять твои поручения; его просить о помощи также противно, как пробовать уксус или страдать от дыма, режущего глаза.
 
Что уксус для зубов, что дым в глаза — таков лентяй для тех, кто дает ему поручения.

Кто Господа чтит, тот долго живёт, злобные же люди теряют годы жизни.
 
Благоговение пред ГОСПОДОМ дарует долголетие, а годы нечестивцев сочтены.

Надежды доброго приносят счастье, а надежды злобных уничтожают всё.
 
Чаяния праведников радуют сердце, а надежда нечестивцев погибнет.

Господь хранит добрых людей и сокрушает тех, кто зло творит.
 
Путь ГОСПОДЕНЬ — надежное прибежище для непорочного, а для злодеев — погибель.

Добрые люди будут всегда вне опасности, покинуть землю будут вынуждены злые.
 
Праведник вовеки непоколебим будет, а нечестивых не будет на земле.

Добрые люди всегда говорят мудрые вещи, но тех, кто приносит несчастья, люди не будут слушать.
 
Уста праведника источают мудрость,17 а язык гнусный вырван18 будет.

Добрые люди дают правильные советы, всё, что говорят злые, приносит лишь несчастье.
 
Уста праведника ведают то, что благо, а речь нечестивцев порочна.19

Примечания:

 
 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Отсюда и до 22:16 следует собрание отдельных изречений Соломона.
1  [2] — Вторая часть стиха почти дословно совпадает с 15:20.
2  [3] — Стих почти дословно совпадает с 11:4.
3  [4] — Букв.: желания.
6  [5] — Друг. возм. пер: насилие закроет уста нечестивцев, т. е. им воздастся тем же, что совершали они сами; та же строка повторяется в 10:11.
7  [6] — Или: праведника поминают при благословении.
8  [7] — Или: отвержение; то же в ст. 10.
9  [8] — Или (ближе к букв.): кто ходит в непорочности, ходит уверенно.
9  [9] — Букв.: искривляет пути свои.
10  [10] — LXX: а тот, кто открыто обличает, миротворец.
15  [11] — Эта часть стиха совпадает с первой частью 18:11.
16  [12] — Друг. возм. пер.: награда праведнику — жизнь, урожай нечестивца — наказание за грехи.
17  [13] — Или: обличениям.
20  [14] — Букв.: язык праведника.
21  [15] — Букв.: пасут; праведник здесь сравнивается с пастухом.
22  [16] — Или: и печали не прибавляет.
31  [17] — Букв.: плодоносят мудростью; ср. 12:14; 13:2; 18:20
31  [18] — Букв.: отрублен. В этой притче уста праведника метафорически отождествляются с плодоносящим деревом, а язык нечестивого — с бесплодным.
32  [19] — Или: коварна.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.