Притчи 11 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Под редакцией Кулаковых

 
 

Некоторые пользуются неверными весами, чтобы обманывать людей. Господь ненавидит это, но точные весы Ему по нраву.
 
Обманные весы — мерзость для ГОСПОДА, а точные гири1 угодны Ему.

Гордость — причина позора, но мудрость приходит к кротким и смиренным.
 
Вслед за гордыней позор приходит, а смирению сопутствует мудрость.

Честность управляет поступками праведных людей, но злые, обманывая других, уничтожают самих себя.
 
Непорочность указывает путь честным, а вероломных погубит их коварство.

На суде Господнем не помогут деньги, но добрые дела спасут от смерти.
 
В день гнева богатство не поможет, а праведность избавит от смерти.

Жизнь доброго человека будет лёгкой, если он честен, а злого погубит собственное зло.
 
Праведность по ровной дороге поведет непорочного, а нечестивец падет из-за своего нечестия.

Честного человека спасает доброта, но злые будут пойманы тем злом, которое они творят.
 
Честных спасет их праведность, а вероломные угодят в ловушку собственной похоти.2

Злому после смерти не остаётся надежды — все его надежды погибают и ничего не стоят.
 
Со смертью нечестивца умирает и надежда его, и чаяния злодеев погибнут.

Добрый человек избежит беды, а зло творящий попадётся в её сети.
 
Праведник спасен будет от беды, вместо него попадет в нее нечестивец.

Своими речами лицемер приносит людям вред, но доброго мудрость сохранит.
 
Уста лицемера губят ближнего, но праведники знанием спасутся.

Успехами доброго счастлив весь город, когда уничтожен злой человек, все торжествуют.
 
Когда процветает праведник — город радуется, когда нечестивец сгинул — ликует.

От благословения доброго город процветает, но сказанное злым способно разрушить город.
 
Благословениями праведных воздвигается3 город, устами нечестивцев он разрушается.

Глупец клевещет на своих соседей, но мудрому известно, когда лучше смолчать.
 
Кто выказывает презрение к ближнему — лишен здравого смысла, а человек разумный хранит молчание.

Не заслуживает доверия тот, кто разглашает чужие секреты, но верный человек не сеет слухи.
 
Разносит сплетни всякий разглашающий тайны, а достойный доверия4 не скажет лишнего.5

Падёт то царство, чей правитель слаб, но при мудрых советниках этот народ спасётся.
 
Народ, лишенный мудрого руководства,6 гибнет, ищущие совета у многих людей одержат победу.7

Если ты пообещал заплатить долг другого, ты пожалеешь об этом. Ты будешь в безопасности, если не возьмёшь эту ответственность на себя.
 
Кто за чужого человека поручился — обрек себя на беду, кто ненавидит обязательство за долг другого — живет в безопасности.

Кроткая женщина приобретает уважение, наглый же приобретает лишь богатство.
 
Добрая8 женщина стяжает славу, сильные9 мужи стяжают богатство.

Добрый получит прибыль, но жестокий — причина собственных бед.
 
Милосердный человек милостив к себе, жестокий — обрекает тело свое на муки.

Злой деньги берёт обманом, справедливый получает истинную награду.
 
Плата нечестивцу призрачна, но сеющему праведность — истинное воздаяние.

Искренность и доброта ведут к жизни, но злые следуют за злом и обретают смерть.
 
Не отступающий от праведности обретет жизнь, а кто стремится к злу — к собственной смерти спешит.

Господь ненавидит творящих зло, но счастлив теми, кто поступает праведно.
 
Коварное сердце отвратительно ГОСПОДУ, но те, чей путь непорочен, радуют Его.

Это верно, что будут наказаны злые, а добрые будут освобождены.
 
Не сомневайся,10 злодей безнаказанным не останется, а род праведных будет спасен.

Если женщина красива, но глупа, то это можно сравнить с золотым кольцом в пятаке у свиньи.
 
Женщина красивая, но безрассудная — что золотое кольцо в свином рыле.11

Исполнение желаний доброго человека приумножает добро, но исполнение желаний злых влечёт за собою только беды.
 
Праведники желают лишь добра, а надежды нечестивцев обернутся гневом Господним.

Дающий щедро получает ещё больше, но бедность ждёт того, кто жаден.
 
Иной раздает щедро — и становится богаче, а другой скуп сверх меры, да только беднеет.

Дающий щедро получит прибыль и, помогая другим, ты больше получишь сам.
 
Щедрая душа не узнает голода, и того, кто другому дал напиться, от жажды избавят.

Проклят жадный человек, не продающий зерно, но благословен тот, кто продаёт зерно, чтобы накормить других.
 
Проклянут люди того, кто припрятал зерно, а голову продающего хлеб12 венчает благословение.

Стремящийся делать добро пользуется уважением, но ничего, кроме бед, не получает творящий зло.
 
Кто добра ищет, найдет благоволение Господне, кто стремится к злу, к тому оно и придет.

Кто верит лишь в своё богатство, упадёт как мёртвый лист, но добрый расцветёт словно молодой побег.
 
Кто на богатство свое полагается, тот падет, а праведники полны сил будут, словно свежая листва.13

Кто приносит несчастья своей семье, ничего не приобретает и будет в итоге прислуживать мудрым.
 
Кто свой дом разоряет, тому ветер достанется в удел, и глупец будет слугой мудрецу.

Дела добрых людей — это дерево жизни, мудрый даёт людям новую жизнь.
 
Плод праведности — древо жизни, и мудрый привлекает к себе людей.14

Если доброму воздаётся на земле, то, несомненно, и злым воздастся по заслугам.
 
Если праведнику уже на земле воздается, то тем более — нечестивцу и грешнику!15

Примечания:

 
 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — В знач. гири точного веса.
6  [2] — Или: алчных желаний; ср. 10:3.
11  [3] — Или: возвеличивается / прославляется.
13  [4] — Букв.: верный духом.
13  [5] — Или: не выдаст секрет.
14  [6] — Или: мудрого попечения / совета.
14  [7] — Или: спасены будут.
16  [8] — Или: любезная / милая.
16  [9] — Или: трудолюбивые. Ср. более пространный текст в LXX: добрая жена стяжает славу для мужа, а жена, ненавидящая праведность, — престол бесчестия; ленивый придет к нищете, но трудолюбивый приобретает богатство.
21  [10] — Букв.: рука в руке; друг. возм. пер.: рано или поздно.
22  [11] — В библейские времена женщины носили подобные украшения не только в ушах, но и в носу, см. Быт 24:47; Ис 3:21.
26  [12] — Друг. возм. пер.: того, кто снабжает хлебом.
28  [13] — Или (ближе к букв.): будут зеленеть, как лист.
30  [14] — Букв.: берет души. Масоретский текст не совсем ясен; друг. чтение: а насилие губит жизни, ср. Пс 30:14.
31  [15] — LXX: если даже праведник с трудом может быть спасен, то что же станется с нечестивым и грешным? Ср. цитату из Притч в 1Пет 4:18.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.