Притчи 12 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Под редакцией Кулаковых

 
 

Кто хочет быть мудрым, тот принимает наставления с радостью, тот же, кому ненавистно поучение, — глупец.
 
Кто ценит1 знания — ценит строгость,2 а кто ненавидит обличения — глуп.

Господь счастлив благословить доброго человека, а злого Он осудит.
 
Добрый3 найдет благоволенье у ГОСПОДА, а коварного человека Он осудит.

Жизнь зло творящего висит на волоске, а добрым ничего не угрожает.
 
Никто не утвердится злом в этом мире, а корень праведника не поколеблется.

Благородной женой муж гордится, а позорящая женщина подобна смертельной болезни.
 
Достойная жена4 — венец для мужа своего, а позорящая5 его — что гниль в костях.

Добрые люди честны в своих планах, но не доверяй планам коварных.
 
Помыслы праведников — о справедливости, а устремленья нечестивцев коварны.

Злые люди причиняют боль своими словами, слова достойного человека способны от опасности спасти.
 
Слова нечестивцев — смертельная западня,6 а уста честных спасут их.

От злого человека ничего не остаётся после смерти, доброго же человека люди помнят долго.
 
Настигнет беда нечестивого и не станет его,7 а дом праведника устоит.

Мудрого все восхваляют и не уважают глупца.
 
Какова мудрость — таково и признание,8 а порочный ум9 презрен будет.

Лучше быть никому неизвестным и иметь слугу, чем выдавать себя за знатного, но не иметь еды.
 
Лучше быть в пренебрежении, но иметь прислугу, чем воображать себя великим, не имея ни куска хлеба.

Добрый человек всегда заботится о своей скотине, злой же жесток даже в своей самой великой доброте.
 
Праведник и скотину свою10 понимает, а нечестивцы даже в милости жестоки.

Кто трудится на своей земле, будет иметь много хлеба, глупцы же теряют время на бессмысленные выдумки.
 
Кто обрабатывает свою землю, будет есть досыта, а тот, кто за пустыми мечтами гонится, скудоумен.

Злые люди всегда желают завладеть богатством злых, но добрый подобен дереву с могучими корнями, которое обильно плодоносит.
 
Нечестивец жаждет наживы неправедной,11 а корень праведников плод принесет.

Злобный попадёт в ловушку собственных глупых слов, добрый же всегда избежит любой беды.
 
Злодея его же преступные слова в ловушку загонят, а праведник избежит беды.

Добрый человек насытится плодами слов своих и будет вознаграждён за свои труды!
 
Добрым плодом своих речей насытится человек,12 и воздастся ему добром по делам его.

Глупец считает свой путь лучшим, мудрый прислушивается к советам других.
 
Уверен глупец, что путь его прям,13 а мудрый прислушивается к советам.

Быстро в гнев впадает глупец, но мудрый прощает ошибки других.
 
Глупец быстро14 выказывает свой гнев, а разумный не отзывается на оскорбления.15

Сказанному добрым человеком можно доверять в суде, свидетельство же лжецов — обман.
 
Свидетель честный говорит правду, а лжесвидетель плетет козни.16

Слова говорящего бездумно ранят как меч. Мудрый осторожен со словом, и слова его могут вылечить раны.
 
Иной ранит резким словом, как мечом, а слова мудрых исцеляют.

Слова лжеца исчезают быстро, слова правды будут вечно жить.
 
Уста правдивые вовек пребудут, а лживый язык — ненадолго, лишь на миг.

Злые стремятся к коварству, но счастлив будет тот, кто сеет мир.
 
У тех, кто замышляет зло, в сердце коварство, а у миротворцев — радость.

Добрых людей Бог защитит, а злых ожидают многочисленные беды.
 
Не случится с праведником никакой беды, а жизнь нечестивцев полна зла.17

Господь ненавидит лжецов и доволен теми, кто правду говорит.
 
Мерзость для ГОСПОДА — уста лживые, а творящие правду Ему угодны.

Разумный не выставляет напоказ свои знания, слова глупца говорят о его глупости.
 
Разумный человек скрывает свои знания, а сердце безрассудного вопиет о его глупости.

Кто много трудится, будет управлять другими, ленивый будет работать словно раб.
 
Усердная рука будет править, а праздной руке — труд подневольный.

Заботы могут лишить человека счастья, но доброе слово способно сделать его счастливым.
 
Тревога на сердце гнетет человека, а доброе слово — радует.

Добрый человек осторожен в выборе друзей, злые выбирают себе подобных.
 
Праведник укажет ближнему дорогу,18 но тот, кто идет путем нечестивых, заблудится.

Ленивый не добьётся того, о чём мечтает, но к тому, кто трудится много, приходит успех.
 
Не поймает никакой добычи праздный,19 а у человека усердного — изобилие и богатство.

Тропа добродетели ведёт к жизни, она к бессмертию ведёт!
 
На стезе праведности — жизнь, и на пути ее нет смерти.20

Примечания:

 
 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: любит; то же ниже.
1  [2] — Букв.: наказание / наставления.
2  [3] — Евр. тов — хороший в самом широком смысле: добрый, красивый, счастливый.
4  [4] — Евр. эшет хайиль — женщина сильная; имеется в виду как ее выносливость, так и сила ее моральных и волевых качеств, поэтому вполне оправдан перевод: добродетельная, добрая, мудрая, искусная, прилежная.
4  [5] — Или: бесстыжая.
6  [6] — Букв.: засада (готовых) кровь (пролить); ср. 1:11,18.
7  [7] — Или: низвергни нечестивого, и нет его.
8  [8] — Или: человека почитают в меру его благоразумия.
8  [9] — Или: порочное сердце.
10  [10] — Букв.: жизнь скота своего, в знач. его потребности.
12  [11] — Или: того, что окажется ловушкой для него самого.
14  [12] — Или: от плода уст своих человек вкусит добро.
15  [13] — Букв.: путь глупца прям в его глазах.
16  [14] — Букв.: в тот же день.
16  [15] — Или (ближе к букв.): а разумный скрывает (обиду за) оскорбление.
17  [16] — Ср. 14:5.
21  [17] — Др.-евр. слово ра обозначает «зло» и как антоним «добра», и «зло» как «беда, несчастье», поэтому смысл этих слов двоякий: 1) нечестивцы творят зло другим; 2) нечестивцы обречены на постоянные несчастья, т. е. зло, которое происходит с ними самими (из-за того зла, которое они причиняют другим), ср. 13:21.
26  [18] — Друг. возм. пер.: праведник осторожен в выборе друзей.
27  [19] — Или: не удастся ленивому поджарить пойманую дичь.
28  [20] — Друг. чтение: а пути кривые (ведут) к смерти.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.