Притчи 13 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Под редакцией Кулаковых

 
 

Мудрый сын внимательно слушает отца, когда тот говорит, что делать, однако гордец не слушает, когда его пытаются поправить.
 
Мудрый сын помнит отеческое наставленье, а бесстыдный — не принимает обличений.

Добрый человек насладится плодами речей своих, но неблагонадёжный лишь клевету распространяет.
 
От плода уст своих человек вкусит добро,1 а душа вероломных лишь жаждет насилия.

Кто осторожен в своих речах, тот сбережёт себя, того, кто говорит бездумно, ждёт несчастье.
 
Кто сдержан в речах — жизнь свою сбережет, а кто рта не закрывает — погубит себя.

Ленивый желает, но не получает, у того же, кто прилежно трудится, всего вдоволь.
 
Гложет праздного голод, да утолить его нечем,2 а усердный будет есть досыта.

Добрые люди ненавидят ложь, злые же говорят ложь, которая унижает и срамит.
 
Лживое слово ненавистно праведнику, а нечестивец себя запятнает и опозорит.

Доброта предохраняет искренних людей, но зло порабощает тех, кто любит грех.
 
Праведность ограждает тех, чей путь непорочен, а грешника погубит его нечестие.

Есть люди, ведущие себя как богачи в то время, когда они ничего не имеют. Другие ведут себя скромно, хотя и богаты они.
 
Иной, ничего не имея, выдает себя за богатого, другой же при большом состоянии прибедняется.

Может так случиться, что богатому человеку придётся заплатить выкуп за свою жизнь, бедному же это не грозит.
 
Бывает, что богатством своим человек выкупает себе жизнь, а бедный и угрозы3 не услышит.

Добрый человек словно яркий свет, а свет злого угасает.
 
Радостен свет у праведных, а светильник нечестивых погаснет.

Гордыня лишь приводит к спорам, но тот, кто слушает советы, — мудр.
 
Легковесный человек4 разжигает ссоры, но среди тех, кто ищет совета, — мудрость.

Деньги исчезнут у того, кто их обманом получил, но тот, кто вложил в них свой труд, увеличит богатство.
 
Богатство случайное5 рассеется, а собранное многими трудами6 — приумножится.

Неисполненные надежды вселяют в сердце грусть, но, если надежды твои сбылись, тебя наполняет радость.
 
Отдаленная7 надежда сердце томит, но исполнение желаний древу жизни подобно.

Кто пренебрегает заповедью, навлекает на себя погибель, тот же, кто чтит заповедь, будет вознаграждён.
 
Презрение к слову губит человека, а кто почитает заповедь — получит награду.

Наставления мудрого возвращают жизнь, а его слова помогают избежать смертельной западни.
 
Учение мудреца — живительный родник, уберегающий от гибельной западни.

Разумный человек — в почёте у людей, но жизнь тяжела для тех, кому доверять нельзя.
 
Благоразумие завоевывает расположение людей, а путь коварных ведет к погибели.8

Мудрый думает, прежде чем сделать, но глупец доказывает свою глупость своими же делами.
 
Всякий разумный человек действует со знанием дела, а глупец и не скрывает своего невежества.

Если гонец, приносящий весть, не имеет доверия, вокруг него будет беда, но мир всегда вокруг того, кому доверяют.
 
Лживый9 посыльный в беду попадет, а надежный вестник несет исцеление.

Позор и бедность ждут того, кто не учится на своих ошибках, но если он слушает порицание, то извлекает пользу.
 
Отвергающий наставленье обрекает себя на нищету и позор, а кто принимает обличение10 — будет почитаем.

Исполнение желания приносит радость, глупый же никогда не захочет уклониться от зла.
 
Исполнение желаний приносит радость,11 но невыносимо глупцу сторониться зла.

Дружи с мудрыми и тогда сам станешь мудрым, а поведись с глупцами, и тебя ожидают беды.
 
Вместе с мудрым пойдешь — сам мудрее станешь, с глупцами свяжешься — будешь страдать.

Несчастья преследуют грешников, доброму же воздаётся добром.
 
Грешников зло преследует, а праведникам воздастся добром.

Добрый оставит наследство детям и внукам, а богатство злых в конце концов перейдёт в руки к праведным.
 
Добрый оставит наследство и внукам, а богатство грешника достанется праведнику.

Во владении у бедняка может находиться плодородная земля, но бесхозяйственность её погубит.
 
И на поле бедняка бывает богатый урожай, но от беззакония пропадает.12

Родители, искренне любящие своего ребёнка, поправляют его. Чем больше ты любишь своего ребёнка, тем быстрее ты наставишь его на путь истинный.
 
Кто скуп на розги, тот сына своего ненавидит, а кто любит — старается вразумить его.13

У добрых людей будет вдоволь еды, а злые изголодаются.
 
Праведник ест, пока не наестся, а чрево нечестивцев не насыщается.14

Примечания:

 
 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Или: добрым плодом своих речей насытится человек.
4  [2] — Или (ближе к букв.): жаждет душа ленивого, но тщетно.
8  [3] — Букв.: упрека.
10  [4] — Так по друг. чтению; друг. возм. пер.: где гордыня, там и ссора.
11  [5] — Или: приобретенное быстро.
11  [6] — Или (ближе к букв.): по крупицам.
12  [7] — Или: несбыточная.
15  [8] — Так по друг. чтению; друг. возм. пер. (по масоретскому тексту): а коварных с их пути не собьешь.
17  [9] — Букв.: нечестивый.
18  [10] — Или: предостережение.
19  [11] — Или: наполняет жизнь удовольствием.
23  [12] — Или: но беззаконники его отнимают.
24  [13] — Или: сызмальства строго его воспитывает.
25  [14] — Или (ближе к букв.): а в чреве у нечестивцев пусто.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.