Притчи 14 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Под редакцией Кулаковых

 
 

Мудрая женщина создаёт дом свой, а глупая разрушает его своей же глупостью.
 
Женщина мудрая1 созидает свой дом, а глупая — своими руками разрушает.

Живущий праведно чтит Господа, а нечестный Господа ненавидит.
 
Кто благоговеет пред ГОСПОДОМ, идет по прямой дороге, а кто презирает Его, у того путь извилист.

Речи глупого причиняют множество бед. Речь мудрого от бед хранит.
 
Болтовня глупца обернется розгой для его спины,2 а мудрых оберегают их собственные уста.

Если нет быков для работы, то амбар будет пуст, но для доброго урожая люди используют силу быков.
 
Если нет волов, то и стойла чистые, но обилен урожай при могучих быках.3

Честный человек всегда говорит правду, и поэтому он надёжный свидетель. Лживый человек лжёт постоянно, на него нельзя полагаться.
 
Правдивый свидетель не обманет, а лжесвидетель извергает ложь.4

Насмехающиеся над мудростью никогда её не найдут. Мудры только те, кто знают, насколько она важна.
 
Ищет бесстыдный мудрости, да без толку, а разумному легко дается знание.

Не становись другом глупца, он ничему тебя не научит.
 
От глупца держись подальше, не услышишь от него слов разумных.

С помощью мудрости разумные осознают свои поступки, а глупые лишь заблуждаются, полагая, что всё знают.
 
Мудрость умных людей — знать свой путь, а неразумие глупцов обольщает их.

Глупцы не верят в расплату за грехи. Добрые же изо всех сил стараются всепрощение обрести.
 
Глупцы потешаются над раскаянием,5 но честные обретают благоволение Господне.

Никто не прочувствует печали сильнее, чем опечаленный человек. И радость свою до конца прочувствовать может только он сам.
 
Лишь сердце знает твои печали, да и радости своей не разделишь с другими.

Дом злого человека разорится, дом праведника будет процветать.
 
Дом нечестивых разрушен будет, а жилище6 честных будет процветать.

Иной путь кажется человеку правильным, но он ведёт только к смерти.
 
Видится человеку путь его прямым, а в конце окажется он дорогой к смерти.7

Человек может быть печальным, даже когда он смеётся. Однако, когда веселье проходит, печаль всё равно остаётся с ним.
 
И во время веселья бывает сердце печально, и за радостью горе следует.

За всё содеянное злые люди заплатят, а доброму воздастся за добро.
 
Сполна получит порочный за свои поступки,8 а добрый человек — за свои труды.

Глупый верит всему, что слышит, а мудрый размышляет обо всём.
 
Наивный9 всему верит, а умный обдумывает каждый шаг.

Мудрый чтит Господа и сторонится зла, а глупый поступает бездумно и неосторожно.
 
Мудрые опасаются зла и его сторонятся, а глупый самонадеян и вмешивается, не разобравшись.

Вспыльчивый делает глупости, но мудрый всегда терпелив.
 
Вспыльчивый наделает глупостей, но расчетливый злодей более ненавистен.

Глупцы унаследуют ещё большую глупость, мудрым же воздаётся знанием.
 
Удел наивных — глупость, а умные будут увенчаны знанием.

Добрые одолеют злых и заставят их склониться в уважении перед праведными.
 
Склонятся злые перед добрыми, и нечестивцы — пред вратами праведника.

Бедного даже собственный сосед отвергает, но многие стремятся быть друзьями богатого.
 
Даже близким своим ненавистен бедняк, а богача многие любят.10

Не думай плохо о ближнем, и если хочешь счастья, то будь добр к бедным людям.
 
Кто презирает ближнего — совершает грех, но благо тому, кто милосерден к бедным.

Зло задумавший заблуждается, а творящий добро будет иметь истинно преданных и любящих друзей.
 
Не собьются ли с пути те, кто зло замышляет? А тем, кто замышляет доброе, любовь неизменная сопутствует и верность.11

Упорный труд ведёт к изобилию, а излишняя разговорчивость — к убытку.
 
Всякий упорный труд принесет прибыль, а празднословие12 — лишь нужду.

Мудрым воздаётся богатством, но глупому — глупостью.
 
Венец мудрых — их богатство, а неразумие глупцов приумножает глупость.13

Свидетельствующий правду помогает другим, а лгущий наносит раны людям.
 
Правдивый свидетель спасает жизни, а извергающий ложь — предаст.

Чтущий Господа будет жить в безопасности, и у детей его будет надёжное прибежище.
 
Благоговенье пред ГОСПОДОМ — надежная защита, и детям Его — прибежище.

Почитание Господа даёт настоящую жизнь и спасает от ловушек смерти.
 
Благоговенье пред ГОСПОДОМ — живительный родник, уберегающий от гибельной западни.14

Множество подданных несёт величие царю, а малочисленное государство ничего не стоит.
 
Неисчислим народ — царю хвала, без подданных — правителю гибель.15

Терпеливый отличается умом, но неразумен впадающий в гнев.
 
Кто негневлив, весьма благоразумен, а вспыльчивый — только глупость свою выказывает.

В здоровом теле — спокойствие духа, зависть же — смертельная болезнь, проникающая до самых костей.
 
Если сердце безмятежно, то и тело полно жизни, а зависть16 что гниль в костях.

Причиняющий зло бедным не уважает Бога, но тот, кто добр к ним, чтит Творца.
 
Кто бедного угнетает, тот Творца его хулит; кто почитает Господа — милосерден к обездоленному.

В минуты несчастий злые терпят поражение от своего же зла, но добрых защитит их честь.
 
Сгинет нечестивец в собственном зле, а у праведника и при смерти есть защита.17

Мудрый всегда думает о мудром, а глупый не знает, что такое мудрость.
 
В сердце разумном обитает мудрость, но и глупцам о ней известно.

Доброта возвеличивает народ, но грех — позор народов.
 
Праведность возвеличивает народ, а грех обрекает людей на позор.

Доволен царь своими мудрыми помощниками, но в гневе царь на тех, кто позорит его.
 
К разумному рабу царь благоволит,18 а тот, кто позорит его, царский гнев вызывает.

Примечания:

 
 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Друг. возм. пер.: Премудрость — здесь возможна персонификация Мудрости и Глупости.
3  [2] — Так по друг. чтению; масоретский текст: розгой за его гордыню.
4  [3] — Друг. возм. пер. (второй части первой строки): …то и кормушки пусты. В оригинале игра слов (хиастический каламбур). Эта пословица свидетельствует о том, что занятие сельским хозяйством доходно и заслуживает всяческого поощрения. Там, где прибыль и достаток, не всегда чисто и опрятно.
5  [4] — Букв.: дышит ложью.
9  [5] — Смысл масоретского текста неясен. Букв.: над искупительными жертвами, которые были знаком раскаяния, см. Лев 4.
11  [6] — Букв.: шатер.
12  [7] — Стих дословно повторяется в 16:25.
14  [8] — Букв.: пути.
15  [9] — Или: простой / неопытный.
20  [10] — Ср. 19:4,6.
22  [11] — См. примеч. «а» к 3:3.
23  [12] — Букв.: слово уст.
24  [13] — Друг. чтение: а венец глупцов — их неразумие, ср. 4:9.
27  [14] — Этот стих с некоторыми изменениями повторяет 13:14.
28  [15] — Или: ужас.
30  [16] — Или: (поглощающая) страсть.
32  [17] — LXX и Пешитта: защита праведника — его непорочность, ср. 11:3,6; 12:6.
35  [18] — Ср. 16:13−15; 22:11; Пс 100.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.