Притчи 16 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Под редакцией Кулаковых

 
 

Человек лишь предполагает, что сказать, но только Господь вкладывает ему в уста нужные слова.
 
Слагает человек мысли в своей душе, но речь из уст его — от ГОСПОДА.1

Человек считает праведными свои дела, но Господь судит искренность поступков.
 
Все пути человека безупречны2 в его глазах, но ГОСПОДЬ испытует3 души.

Во всех делах твоих обращайся за помощью к Господу, и тогда тебя ждёт успех.
 
Все дела свои ГОСПОДУ доверь, и задуманное тобой свершится.

У Господа на всё есть планы, и поэтому Он уничтожит злобных.
 
Всё сотворил ГОСПОДЬ с определенной целью, и даже нечестивца — для дня бедствия.

Господу неугоден тот, кто ставит себя выше других. Он непременно накажет гордецов.
 
Мерзость для ГОСПОДА — человек высокомерный, не сомневайся, безнаказанным он не останется.

Истинная любовь и верность сделают тебя чистым от греха. Почитай Господа, и будешь ты вдали от зла.
 
Любовью неизменной и верностью искупается грех, благоговенье пред ГОСПОДОМ отведет от зла.

Живущий праведно Господу угоден, и даже враги такого человека будут в мире с ним.
 
Если угодны ГОСПОДУ поступки человека, то даже врагов его Он с ним примирит.4

Лучше немного приобрести правдой, чем много, но обманом.
 
Лучше скромный достаток, да в праведности, чем прибыль большая, да без справедливости.

Человек строит планы, но лишь Господь ведёт по жизни человека.
 
Человек сам решает, по какой дороге идти, но ГОСПОДЬ придает твердость его поступи.5

Слово царя — закон, его решения справедливы.
 
В слове царя — Божья воля,6 в приговоре своем он не ошибется.

Господь хочет, чтобы все весы были верны и все соглашения справедливы.
 
Верные весы и подлинная мера — от ГОСПОДА, и точные гири в суме Им задуманы.7

Цари ненавидят дела злых. Доброта придаёт его царству силу.
 
Мерзость для царей — творить зло,8 престол ведь справедливостью держится.

Цари всегда хотят слышать правду, им нравятся люди, которые не лгут.
 
Угодны царю честные уста, любит он тех, кто говорит правду.

Царь в гневе может убить, но мудрый человек постарается, чтобы царь был счастлив.
 
Гнев царя предвещает смерть, но мудрый человек отвратит гнев.

Если счастлив царь, то жизнь лучше для всех. Его расположение — приятный весенний дождь.
 
В светлом взоре царя — жизнь, благоволение его — что весенний дождь.9

Мудрость стоит дороже золота, разум стоит дороже серебра.
 
Приобретать мудрость — лучше золота: и обрести разумение — предпочтительней серебра.

Добрые люди стараются жить вдалеке от зла. Кто осторожен, тот защитит себя.
 
Дорога честных отведет от зла, сбережет она жизнь всякому, кто с пути своего не свернет.10

Гордому человеку грозит погибель, высокомерному грозит поражение.
 
За гордыней вслед идет погибель, за высокомерным духом — паденье.

Лучше быть смиренным и жить среди бедных, чем делить богатство с высокомерными.
 
Лучше со смиренным духом жить среди бедных, чем с надменными делить добычу.

Тот, кто слушает советы других, преуспеет, и тот, кто надеется на Господа, будет благословен.
 
Кто вникает в дело11 — обретет благополучие, а кто на ГОСПОДА уповает, благо тому.

Если мудр человек, другие это поймут, и тот, кто осторожно выбирает слова, может убедить любого.
 
Сердцем мудрый прослывет разумным, а ласковая речь всякого убедит.12

Здравый смысл словно источник чистой воды, а глупые ничего не видят, кроме глупости своей.
 
Благоразумие — живительный родник для тех, кто им обладает, а глупость — глупцам наука.13

Мудрый думает, прежде чем говорить, и сказанное им внимания достойно.
 
У кого в сердце мудрость, у того и речь умна, и слова14 его убедительны.

Добрые слова подобны мёду: приятны и целебны для человека.
 
Доброе слово что сотовый мед, душу оно усладит и тело15 исцелит.

Есть путь, который людям кажется правильным, но он ведёт к смерти.
 
Видится человеку путь его прямым, а в конце окажется он дорогой к смерти.16

Голод работающего заставляет его работать ради хлеба.
 
Пустой желудок17 заставляет работника трудиться — рот голодный его подгоняет.

Ничтожный человек замышляет недоброе, его советы опасны, как бушующий огонь.
 
Нечестивец18 замышляет зло, и на устах его — словно огонь испепеляющий.

Склочник — всегда причина ссор, а сплетник разрушает дружбу.
 
Коварный человек сеет раздоры, и сплетник разлучает друзей.

Вспыльчивый причиняет беды друзьям и ведёт их по неверной дороге.
 
Злодей обольщает ближнего, увлекает его на путь недобрый.

Подмигивая и ухмыляясь, злые задумывают обмануть и оскорбить друзей.
 
Вот он щурится — значит, коварство на уме, губы закусывает — зло у него наготове.

Седина — корона славы, она приходит от праведной жизни.
 
Седина — венец славы, обретается она на праведном пути.

Лучше быть терпеливым, чем смелым воином, лучше владеть своим гневом, чем целым городом.
 
Выдержка лучше силы,19 кто собой владеет — сильнее покорителя городов.

В поисках решения люди бросают жребий, но ответ лишь от Господа приходит.
 
Бросают жребий в полы одежд, но что выпадет, ГОСПОДЬ решает.20

Примечания:

 
 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: человеку (принадлежат) планы ума / сердца, но от Господа — ответ языка. Во всей Книге притчей придается большое значение слову, сказанному вовремя. Тщательно обдумывать свои мысли во власти самого человека, но способность вовремя сказать нужное слово — дается Господом.
2  [2] — Букв.: чисты.
2  [3] — Букв.: Господь взвешивает. Этот стих почти дословно повторяется в 21:2.
7  [4] — Или: принудит Он к миру с ним.
9  [5] — Друг. возм. пер.: но Господь направляет человека на пути. Слова «путь, дорога, шаги» в Книге притчей многозначны. Это и нравственный выбор между добром и злом (1:15; 15:9), это и поступки человека, его поведение (14:2; 16:2), а также его судьба (ср. русское выражение «жизненный путь», см. 3:6; 20:24).
10  [6] — Букв.: прорицание на устах царя. Выражением «Божья воля» передано евр. кесем, которое означает «прорицательное слово», и его не следует понимать буквально. Эта пословица скорее указывает на то, что является идеалом (ср. ст. 12). В ВЗ, за исключением данного стиха, евр. слово кесем выступает как синоним «ворожбы», «гадания», «колдовства» лжепророчествующих и имеет резко отрицательное значение (см. Иер 14:14; Иез 13:6,23; Иез 21:21−23). Об обязанности царя знать и исполнять Закон, см. Втор 17:18−20.
11  [7] — Букв.: Его дело.
12  [8] — Это, скорее, свидетельство о моральном долге, идеале, а не описание исторической действительности.
15  [9] — Букв.: тучка с весенним дождем. Весенние дожди идут в Палестине в апреле-марте; они очень важны для будущего урожая. Начало года по еврейскому календарю приходится на осень (Исх 23:16; Исх 34:22), потому весенние дожди называются поздними (ближе к концу еврейского года) в противоположность ранним дождям, которые идут с конца октября по начало декабря (ближе к началу еврейского года).
17  [10] — Букв.: кто хранит путь свой. В оригинале здесь внутренняя рифма и аллитерация.
20  [11] — Или: внемлет (мудрому) слову.
21  [12] — Или: сладость уст прибавляет разума.
22  [13] — Словом наука передано евр. мусар, которое, с одной стороны, означает «наставление, учение, правила» (см., напр., 1:2,7,8 и др.), с другой — «наказание, упрек, укор» (3:11; 6:23 13:24). В тексте, таким образом, намеренная двусмысленность: «учение глупцов — их собственная глупость», и одновременно с этим она же — «их наказание и укор им».
23  [14] — Букв.: уста.
24  [15] — Букв.: кости.
25  [16] — Стих дословно повторяет 14:12.
26  [17] — Так здесь переведено многозначное евр. нефеш, которое, помимо самого распространенного значения «душа, жизнь», может также означать «желание, голод» (см. в этом значении 6:30; 23:2; 27:7; Втор 14:26; Втор 23:24; Иов 33:20).
27  [18] — Или: развратник.
32  [19] — Или: выдержанный (человек) лучше храбреца.
33  [20] — Представление о том, что при помощи жребия можно узнать волю Господа, характерно для ВЗ, см. Суд 1:3, Ис 34:17, Лев 16:8,1Цар 14:41; 1Цар 28:6; Ион 1:7; ср. также Деян 1:26.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.