Притчи 20 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Под редакцией Кулаковых

 
 

Вино и пиво лишают человека разума. Он едва стоит на ногах, становится шумным и совершает глупости.
 
Вино к бесстыдству ведет, хмельной напиток — к буйству,1 всякий, кто ими прельщен, мудрым не станет.

Гнев царя словно рык льва. Если рассердишь царя, можешь лишиться жизни.
 
Царская ярость — что львиный рык, кто гневит царя — грешит против собственной жизни.2

Любой глупец может начать спор, поэтому уважай того, кто отказывается спорить.
 
Честь тому, кто не ввязывается в ссоры, а всякий глупец готов браниться.

Ленивый слишком ленив, чтобы сеять, поэтому во время жатвы он ищет хлеб, но не находит ничего.
 
Перед посевной лентяй не пашет — и в страду3 нечего ему собирать.

Людские советы словно глубокий колодец, мудрый будет черпать из них.
 
Совет, сокрытый в глубине сердца, — что воды глубокие, но тот, кто разумен, почерпнет его.

Многие могут называть себя «верными друзьями», но трудно найти такого, на кого можно положиться.
 
Многие заверяют ближних в своей преданности,4 но надежного человека кто отыщет?

Добрый человек живёт доброй жизнью, и дети его будут благословенны.
 
Праведник живет непорочно — потомкам его будет благо!

Когда царь судит людей, он должен внимательно разобраться, кто прав, а кто виноват.
 
Когда царь судит — перед взором его всё зло рассеивается.

Может ли человек сказать, что всегда поступает хорошо? Может ли сказать, что он безгрешен? Нет!
 
Кто посмеет сказать: «Помыслы мои непорочны, очистился я от греха своего»?

Господь ненавидит тех, кто обманывает других, пользуясь неверными весами.
 
Две разные гири да две разные меры5 — это мерзость для ГОСПОДА.

Даже ребёнок своими поступками показывает, хороший он или плохой. Следя за ним, легко узнаёшь, честен ли он и хорош.
 
Даже ребенок по делам своим познается — чисты ли, честны его поступки.

У нас есть глаза, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, которые Господь сотворил для нас.
 
Зрячее око и ухо внимающее — то и другое ГОСПОДЬ сотворил.

Если любишь спать, то проснёшься бедным, но используй время для работы, и у тебя будет много хлеба.
 
Тот, кто любит поспать, — нищим станет; не смыкай глаз — и будешь сыт.6

Человек, покупающий что-либо у тебя, всегда говорит: «Этот товар никуда не годен, и к тому же он слишком дорого стоит», но потом хвалится перед всеми удачной покупкой.
 
Сетует покупатель: «Плохой товар », а лишь отойдет — хвастает покупкой.

Разум и знания могут обогатить человека золотом, жемчугом и другими драгоценностями.
 
Уста, изрекающие разумное, — дорогой сосуд, дороже золота и груды жемчугов.7

Если кто-либо поручился за долги другого, тогда возьми его пальто в залог до тех пор, пока долг не будет полностью выплачен.
 
У того, кто за чужого поручился, — отнимут последнюю одежду,8 возьмут ее в залог за других.9

Если получаешь что-либо обманом, то поначалу эта вещь может показаться хорошим приобретением, но в итоге окажется, что она ничего не стоит.
 
Сладок человеку краденый хлеб,10 но потом рот его камнями наполнится.11

Прежде чем строить планы, получи добрый совет, и если начинаешь войну, то найди для себя мудрых советников.
 
Будешь искать совета — задуманное осуществится; и войну веди при мудром руководстве.12

Кто разносит слухи о других, не заслуживает доверия. Не будь другом того, кто много говорит.
 
Разболтает тайну тот, кто сплетни разносит;13 с тем, кто рта не закрывает, дела не имей.

Кто говорит против отца или матери, тот подобен угасающему свету.
 
Кто отца с матерью проклинает14 — угаснет его светильник в кромешной тьме.

Если ты легко получил богатство, ты его не будешь ценить.
 
Богатство, что быстро досталось вначале,15 благословенным не станет в конце.

Не стремись сам наказать того, кто тебе вредит. Господь его накажет и сделает тебя победителем.
 
Не говори: «Я воздам за зло!» Уповай на ГОСПОДА, и Он спасет тебя.

Иные пользуются неправильными гирями и неточными весами, обманывая других. Это неправедно и ненавистно Господу.
 
Мерзость для ГОСПОДА — две разные гири, и обманные весы — зло.

Господь решает, что случится в жизни каждого, и поэтому никто не знает, что будет дальше.
 
ГОСПОДЬ направляет шаги человека.16 Да и как ему понять путь свой?

Осторожно подумай перед тем, как дать Богу обещание, чтобы потом не пожалеть о данном обете.
 
Ловушка для человека — поспешно поклясться17 и лишь потом подумать, во что обет обойдется.

Подобно земледельцу, который отделяет зерно от шелухи, так и мудрый царь определит, кто из людей злой, и тогда накажет виновных.
 
Мудрый царь развеет нечестивцев, как мякину, молотильными колесами их обмолотит.18

Твой дух словно лампа для Господа, Он видит самые сокровенные помыслы твои.
 
Светильник ГОСПОДЕНЬ в человеке — дух его, освещает он все глубины его естества.

Истинный и преданный царь сохранит свою силу, преданность поддержит царство его.
 
Любовь неизменная и верность царя охраняют, и милостью19 утверждается его престол.

Мы восхищаемся силой юноши, но уважаем седину старого.
 
Слава юношей — их сила, старцев украшение — их седины.

Наказание может очистить человека от совершённых им неправедных поступков.
 
Рубцы и синяки очищают от зла, и удары проникают в самые глубины естества.

Примечания:

 
 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или (ближе к букв.): вино — насмешник, брага — буян.
2  [2] — Т. е. будет сам виновен в собственной гибели, ср. 14:35; 16:14; 19:12; 28:15.
4  [3] — Букв.: зимой… в жатву. В Древнем Израиле пахота и сев происходили именно в зимнее время года, после так называемых «ранних дождей», которые шли в октября-ноябре (см. примеч. к 16:15). Урожай собирали с апреля, когда поспевал ячмень, до конца сентября, когда вызревал виноград.
6  [4] — Или: многие слывут верными.
10  [5] — Букв.: эфа — мера объема, ср. Втор 25:13−16.
13  [6] — Ср. 10:4. Часто пословицы в Книге Притчей следуют одна за другой без видимой связи. Иногда связующим звеном между высказываниями выступает слово, которое встречается в нескольких идущих подряд максимах. Для стихов 12−13 таким связующим элементом является слово «глаз».
15  [7] — Букв.: есть золото и множество жемчугов (или: кораллов), но мудрые уста — дорогой сосуд.
16  [8] — Похожий стих в 27:13. Букв.: возьми одежду…, однако в действительности эта пословица — еще одно предостережение против практики поручительства (6:1−5; 11:15; 17:18; 22:26); в ней говорится не о том, что нужно действительно забрать одежду у поручителя, а о том, как кредиторы поступят с поручителем. Книга Второзакония предписывает не забирать у бедняков в залог их последнее имущество, см. Втор 24:10−13.
16  [9] — Букв.: за другую / чужую (жену?).
17  [10] — Букв.: хлеб лжи; ср. 9:17.
17  [11] — Или: щебнем; ср. Плач 3:16.
18  [12] — Или: совете, ср. 11:14.
19  [13] — Здесь почти дословно повторяется первая часть 11:13.
20  [14] — По закону Моисея, проклявшему отца или мать полагалась смертная казнь, см. Исх 21:17; Лев 20:9; Втор 27:16; ср. также 30:17.
21  [15] — Друг. возм. пер.: жадно схваченное наследство
24  [16] — Ср. 3:6; 16:1,9; 19:21; Пс 36:23; Иер 10:23.
25  [17] — Масоретский текст неясен, перевод предположителен; ср. Эккл 5:4.
26  [18] — Частая в ВЗ метафора наказания нечестивых. В Древнем Израиле для обмолота зерна по разложенным на току колосьям пускали скот, запряженный либо в простые телеги, либо в специальные молотильные салазки, которые делались из дерева, а по бортам вставлялись острые камни или железные зубья. Когда салазки тянули по обмолачиваемым колосьям, камни или зубья выбивали из них зерна. См. также ст. 28.
28  [19] — Или: неизменной любовью.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.