Притчи 21 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Под редакцией Кулаковых

 
 

Как земледельцы роют каналы для поливки полей, меняя направления потоков, так и Господь управляет разумом царей. Он может направить царя, куда Он желает.
 
Ручьям подобно сердце царя в руке ГОСПОДА: куда пожелает Он, туда его и направит.

Человек думает, что делает всё правильно, но Господь судит по их истинным намерениям.
 
Все пути человека прямы в его глазах, но ГОСПОДЬ испытует сердца.1

Делай то, что справедливо и праведно. Господу это угодно больше, чем жертва.
 
Поступки справедливые и праведные желаннее для ГОСПОДА, чем жертва.

Глазами и сердцем показывает человек зло: глаза, унижающие других, и сердце, полное высокомерия, — всё это грех.
 
Надменные взгляды и сердца гордые сеют плевелы греха на ниве2 нечестивцев.3

Торопливость приводит к потере, планы же тех, кто усердно трудится, приводят к изобилию.
 
Замыслы человека усердного принесут достаток,4 а тот, кто всё наспех делает, впадет в нужду.

Быстро исчезнет богатство, добытое обманом; оно приведёт тебя к смерти.
 
Богатство, добытое лживым языком, — лишь уносимый ветром пар,5 ловушка смерти.6

Злые будут уничтожены за зло, ими сотворённое, так как они отказываются от праведности.
 
Сметет7 нечестивцев само их злодейство, потому что они отказываются поступать справедливо.

Злые всегда стремятся обмануть, но добрые всегда искренни и справедливы.
 
Извилист путь человека порочного,8 а кто душою чист — тот поступает честно.9

Лучше жить в отдалённом углу на крыше, чем в доме со сварливой женой.
 
Лучше на самом краю крыши ютиться,10 чем жить в просторном доме со сварливой женой.11

Злобные хотят сделать больше зла, и они немилосердны к окружающим.
 
Нечестивец страстно желает зла и ближнего своего не пощадит.

Накажи того, кто смеётся над праведностью, и даже глупые примут этот урок. Однако даже незначительное поучение даст мудрому необходимое знание.
 
Наказывают бесстыдного человека — простак мудрее становится; когда же мудрого вразумляют — он обретает знание.12

Справедливый Бог знает о делах нечестивых людей, и Он их накажет.
 
Праведный следит за домом нечестивца, на беду нечестивцев обрекает.13

Кто отказывается помочь бедным, тому не будет помощи в нужный момент.
 
Кто к мольбам бедняков глух — сам однажды позовет на помощь, да никто не отзовется.

Если кто-то сердит на тебя, сделай ему тайный подарок. Подарок, сделанный тайно, может унять сильный гнев.
 
Тайный дар успокоит гнев, взятка из-под полы лютую ярость погасит.

Справедливый суд приносит добрым людям счастье, но злых пугает.
 
Когда торжествует справедливость, праведник радуется, а злодей приходит в смятение.14

Человек, теряющий путь мудрости, идёт в сторону погибели.
 
Кто с пути разумного сбился, лишь в кругу мертвецов15 обретет покой.

Если приятное времяпрепровождение — главное для человека, то он будет беден, и, если человек тот любит вино и еду, он никогда не будет богатым.
 
Любишь веселиться — в нужду попадешь; тому, кто вино и пиры16 любит, богатым не бывать.

Злые должны заплатить за всё зло, причинённое добрым. Лживые должны заплатить за все неприятности, которые они доставили честным.
 
Выкуп за праведника — нечестивец, за честного — лжец.17

Лучше жить одиноким в пустыне, чем со вспыльчивой и сварливой женой.
 
Лучше в пустыне жить, чем вместе со сварливой18 и злобной женой.

Мудрый бережёт нужные ему вещи, а глупый сразу же их использует.
 
Запасется мудрый и сокровищем желанным, и оливковым маслом, а глупец всё проест.19

Кто постоянно стремится к доброте и любви, будет жить в достатке и чести.
 
Кто стремится к праведности и неизменной любви — обретет и жизнь, и праведность, и славу.20

Мудрый может сделать всё что угодно: он сможет штурмовать любой город, защищённый многочисленной армией, а также разрушить укреплённые стены, на которые все надежды возлагали.
 
Мудрый человек выступит против целого города воинов, и разрушит твердыню, на которую они полагались.

Кто осторожно выбирает слова, тот спасает себя от несчастий.
 
Кто в чистоте хранит уста свои и язык, тот сохранит себя от бед.

Гордец считает, что он лучше других; он своими поступками показывает собственную злобу.
 
Вот каков кощунник: дерзок он, надменен и полон необузданной гордыни.

Ленивый навлекает на себя беду, так как он отказывается работать.
 
Погубит лентяя его собственная прихоть, потому что руками не хочет трудиться.

Жадному всегда всего мало, добрый же человек щедро даёт и нужды не знает.
 
Каждый день снедает его прихоть, а праведник раздает, не скупясь.21

Господь не находит счастья в жертвах, приносимых злыми, особенно, когда они корыстны.
 
Жертвы нечестивцев — мерзость для Господа, а принесенные со злым умыслом22 — и подавно.

Свидетель, пойманный на собственной лжи, будет наказан, а слову честного всегда можно верить.
 
Лжесвидетель сгинет,23 а тот, кто внимательно выслушает свидетелей, выиграет тяжбу.24

Добрый всегда знает, что он прав, но лживому надо притворяться.
 
У нечестивца глаза25 бесстыжие, человек же честный думает, как ему поступить.26

Нет достаточно мудрого человека, чтобы строить успешные планы, если Господь против планов этих.
 
Бессильны пред ГОСПОДОМ27 и мудрость, и разум, и совет.

Люди могут приготовиться для битвы, даже коней для сражения могут снарядить, но только Господь даёт победу.
 
Готовят коня ко дню битвы, но победа28 — от ГОСПОДА.

Примечания:

 
 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: взвешивает сердца. Этот стих почти дословно повторяет 16:2.
4  [2] — Или: целине.
4  [3] — Друг. возм. пер.: а светильник нечестивцев — грех.
5  [4] — Друг. возм. пер.: усердный заботится о достатке.
6  [5] — Друг. возм. пер.: это только морок.
6  [6] — Так по друг. чтению, кот. поддерживает LXX; масоретский текст: мимолетное дыхание (или: уносимый пар) стремящихся к смерти. Ср. Пс 1:4.
7  [7] — Или: поймает (в ловушку); ср. 5:22.
8  [8] — Смысл оригинала неясен.
8  [9] — Или: прямо; здесь противопоставление «извилистого» пути и «прямых» (т. е. «справедливых», «честных») поступков.
9  [10] — Крыши ближневосточных жилищ были плоскими и могли использоваться, в частности, как место ночлега; см., напр., 1Цар 9:25.
9  [11] — Стих дословно повторяется в 25:24.
11  [12] — Ср. подобное высказывание в 19:25.
12  [13] — LXX: праведник понимает (что на) сердце нечестивых людей, и из-за своих злодеяний они ненавистны ему. Друг. возм. пер.: праведный (Бог) следит за домом нечестивого; Он подвергнет нечестивого гибели.
15  [14] — Или: когда восстанавливается справедливость, это радость для праведника, а злодею — погибель; ср. 10:29.
16  [15] — См. примеч. к 2:18.
17  [16] — Букв.: вино и оливковое масло; оливковое масло употреблялось для умащений, а также в качестве косметического средства и было атрибутом пиров и праздников, ср. 27:9, а также Пс 103:15; Ам 6:6.
18  [17] — Зло, которое нечестивец замышлял против праведника, постигнет его самого, ср. 11:8.
19  [18] — Друг. чтение: вздорной.
20  [19] — Или: растратит.
21  [20] — Или: хвалу.
26  [21] — Друг. возм. пер.: каждый день лентяй снедаем жадным желаньем, а праведник раздает не скупясь. Стихи 25 и 26 связывает между собой одно ключевое слово — «прихоть» (или: алчность, неуемное желанье), присутствующее в обеих пословицах.
27  [22] — Или: из худых побуждений.
28  [23] — Ср. 19:5,9.
28  [24] — Букв.: но тот, кто слушает, будет вовеки (или: успешно) говорить.
29  [25] — Букв.: лицо; другой возм. пер.: у нечестивца (ни один мускул не дрогнет) на лице, честный (же не сделает шага, прежде чем) всё не взвесит.
29  [26] — Или: а честный обдумывает свои пути. Так по друг. чтению, масоретский текст: твердо следует по своему пути.
30  [27] — Друг. чтение: вопреки Господу.
31  [28] — Или: спасение.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.