Под редакцией Кулаковых 2 [1] — Букв.: взвешивает сердца. Этот стих почти дословно повторяет 16:2.
4 [2] — Или: целине.
4 [3] — Друг. возм. пер.: а светильник нечестивцев — грех.
5 [4] — Друг. возм. пер.: усердный заботится о достатке.
6 [5] — Друг. возм. пер.: это только морок.
6 [6] — Так по друг. чтению, кот. поддерживает LXX; масоретский текст: мимолетное дыхание (или: уносимый пар) стремящихся к смерти. Ср. Пс 1:4.
7 [7] — Или: поймает (в ловушку); ср. 5:22.
8 [8] — Смысл оригинала неясен.
8 [9] — Или: прямо; здесь противопоставление «извилистого» пути и «прямых» (т. е. «справедливых», «честных») поступков.
9 [10] — Крыши ближневосточных жилищ были плоскими и могли использоваться, в частности, как место ночлега; см., напр., 1Цар 9:25.
9 [11] — Стих дословно повторяется в 25:24.
11 [12] — Ср. подобное высказывание в 19:25.
12 [13] — LXX: праведник понимает (что на) сердце нечестивых людей, и из-за своих злодеяний они ненавистны ему. Друг. возм. пер.: праведный (Бог) следит за домом нечестивого; Он подвергнет нечестивого гибели.
15 [14] — Или: когда восстанавливается справедливость, это радость для праведника, а злодею — погибель; ср. 10:29.
16 [15] — См. примеч. к 2:18.
17 [16] — Букв.: вино и оливковое масло; оливковое масло употреблялось для умащений, а также в качестве косметического средства и было атрибутом пиров и праздников, ср. 27:9, а также Пс 103:15; Ам 6:6.
18 [17] — Зло, которое нечестивец замышлял против праведника, постигнет его самого, ср. 11:8.
19 [18] — Друг. чтение: вздорной.
20 [19] — Или: растратит.
21 [20] — Или: хвалу.
26 [21] — Друг. возм. пер.: каждый день лентяй снедаем жадным желаньем, а праведник раздает не скупясь. Стихи 25 и 26 связывает между собой одно ключевое слово — «прихоть» (или: алчность, неуемное желанье), присутствующее в обеих пословицах.
27 [22] — Или: из худых побуждений.
28 [23] — Ср. 19:5,9.
28 [24] — Букв.: но тот, кто слушает, будет вовеки (или: успешно) говорить.
29 [25] — Букв.: лицо; другой возм. пер.: у нечестивца (ни один мускул не дрогнет) на лице, честный (же не сделает шага, прежде чем) всё не взвесит.
29 [26] — Или: а честный обдумывает свои пути. Так по друг. чтению, масоретский текст: твердо следует по своему пути.
30 [27] — Друг. чтение: вопреки Господу.
31 [28] — Или: спасение.