Притчи 23 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Под редакцией Кулаковых

 
 

Когда ты сидишь за столом и ешь с важным человеком, всегда помни, с кем ты.
 
Если садишься за трапезу с правителем, примечай, что1 перед тобою.

Никогда не ешь слишком много, даже если ты очень голоден.
 
Нож приставь к собственному горлу, чтобы не есть сверх меры!2

Не ешь слишком много того, чем он тебя угощает. Это могло быть проверкой.
 
Не соблазняйся его изысканным угощеньем — его еда обманчива.

Не губи своё здоровье ради достижения богатства. Если ты мудр, то не поддашься этому пагубному стремлению.
 
Не изнуряй себя в погоне за богатством, будь разумен, обуздывай себя.3

Деньги могут исчезнуть в мгновение ока, и, словно вырастив крылья, они как птицы улетят прочь.
 
Разгорелись глаза на чужое добро — а его уж нет, вдруг крылья отрастило и, как орел, в небо улетело.

Не ешь вместе со скупым и избегай его яств.
 
Не садись за трапезу со скаредным4 и не соблазняйся его изысканным угощеньем.

Он жаден и может предложить тебе пищу, но только ради приличия. На самом же деле его заботит только одно: сколько денег ему пришлось потратить.
 
Он подобен тому, кто таится, но всему счет ведет,5 скажет тебе: «Ешь и пей», а сердце его к тебе не лежит.

И если ты съешь предложенную им еду, тебе может стать плохо, и ты будешь неловко себя чувствовать.
 
Проглоченный кусок извергнешь да похвалы свои даром растратишь.

Не пытайся учить глупого, он только посмеётся над твоей мудростью.
 
Не разговаривай с глупцом, ибо мудрость твоих слов он презирает.

Никогда не сдвигай старую межу и не отнимай землю у сирот.
 
Не нарушай древней межи6 — на поле сироты не посягай.

В этом случае Господь будет против тебя.
 
Ведь Заступник сих малых могуч, Он Сам вмешается в их тяжбу с тобою.

Слушай учителя своего и учись всему, чему можешь.
 
Сердце свое обрати к обличению, открой свой слух к разумному слову.

Всегда наказывай ребёнка, если это нужно. Наказание ему не повредит.
 
Не лишай юношу наказания: не умрет, коли накажешь розгой.7

Если накажешь его, ты можешь спасти его жизнь.
 
Накажешь его розгой — и от Шеола избавишь его.

Сын мой, если станешь мудрым, я буду очень счастлив.
 
Сын мой, если сердце твое познало мудрость, то и мое сердце радостью полнится.

Счастье будет в сердце моём, когда услышу от тебя добрые слова.
 
Я буду радоваться всем естеством своим,8 когда твои уста будут говорить правду.

Не завидуй злым и всегда старайся почитать Господа.
 
Пусть не завидует сердце твое грешникам, но всякий день живи в благоговении пред ГОСПОДОМ.

Тем самым ты обретёшь надежду в своём сердце, которая никогда не покинет тебя.
 
Знай, что есть у тебя будущее, и надежда твоя не погибнет.9

Поэтому слушай, сын мой, и будь мудрым. Всегда старайся жить праведно.
 
Слушай, сын мой, познавай мудрость, сердце свое направь на путь верный.

Не дружи с теми, кто пьёт слишком много вина и слишком много ест.
 
Не будь среди тех, кто вином упивается и мясом объедается,

Пьяницы и обжоры быстро беднеют. Всё, что они делают, — это пьют, едят, спят, и вскоре у них ничего не останется.
 
ибо пьянство и обжорство до нищеты доведут, сонливость — облачит в лохмотья.

Слушай, что говорит твой отец, ведь без него ты бы не родился. А также почитай мать свою, даже когда она станет старой.
 
Слушай отца своего: он дал тебе жизнь, и матушку свою не презирай, когда состарится.

Истина, мудрость, учение, понимание стоят денег и стоят слишком дорого, чтобы продавать их.
 
Стремись обрести истину, но не торгуй мудростью, наставлением и разумом.10

Отец доброго человека счастлив. Если дети мудры, они приносят отцу радость.
 
Ликовать будет отец праведника, и родитель мудрого человека будет радоваться, смотря на него.

Пусть твои родители будут счастливы, и пусть мать твоя возрадуется.
 
Возрадуются отец твой и матушка твоя, возликует родившая тебя!

Сын мой, слушай внимательно, что я говорю, пусть примером тебе будет жизнь моя.
 
Сын мой, отдай мне сердце свое, не своди глаз с моего прямого пути.11

Блудницы и распутные женщины подобны западне; они словно глубокий колодец, из которого невозможно выбраться.
 
Знай, блудница — что яма глубокая, узкий колодец — жена чужая.

Словно вор поджидает тебя блудница. Она является причиной того, что многие мужчины становятся грешниками, изменяя своим жёнам.
 
Притаилась она в засаде, будто преступник, и множит изменников12 среди мужей.

Такие люди часто ссорятся и дерутся; у них красные глаза и беды постоянно преследуют их.
 
У кого в доме горе: ах да ох? У кого ссоры и вой, синяки без причины, налитые кровью глаза?13

Плохо будет тем, кто всю ночь пьёт слишком много вина и крепких напитков.
 
У того, кто засиживается за вином, кто бродит в поисках хмельного.14

Так что будь осторожен с вином. Оно красиво искрится в бокале и легко пьётся.
 
Не смотри на вино, как оно рдеет, как искрится в чаше, как оно струится.15

Но потом оно кусает словно змея.
 
Как змея, оно ужалит тебя, как гадюка, укусит.

Вино будет причиной твоих странных поступков, когда помутнеет разум твой.
 
И глаза твои затуманятся,16 и мысли в сердце твоем извратятся,17

Когда ты ляжешь, тебе покажется, что ты в бурном море, находясь на мачте корабля.
 
будешь ты как спящий посреди моря, на верхушке мачты задремавший, будешь только твердить:

Ты скажешь: «Они били меня, но я этого не помню, ударили, однако я ничего не почувствовал. Теперь же не могу проснуться, мне нужно ещё выпить».
 
«Бьют меня, а мне и не больно, колотят, а я ничего не чувствую, вот просплюсь и опять буду искать, чего бы мне выпить ».

Примечания:

 
 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: кто.
2  [2] — Или: если не можешь усмирить своей прожорливости.
4  [3] — Букв.: остановись / прекрати. Друг. возм. пер.: не сосредотачивайся (на богатстве).
6  [4] — Букв.: со злым глазом; или: с человеком завистливым.
7  [5] — Или: душа его — закрытые ворота. Текст неясен. Другой перевод, основанный на LXX: он — словно волосок в горле, т. е., как «волосок в горле», вызывает рвоту, см. след. стих.
10  [6] — Эта часть стиха повторяет первую часть 22:28.
13  [7] — В тексте намеренная двусмысленность. С одной стороны, говорится, что ничего страшного от наказания не случится, с другой — что наказание и дает юноше жизнь, потому что делает его мудрее, см. след. стих.
16  [8] — Букв.: почками своими — по представлению семитов, почки были средоточием чувств, эмоций человека.
18  [9] — Этот стих повторяется во второй части 24:14.
23  [10] — Букв.: купи истину и не продавай ее, (купи) мудрость, наставление и проницательность. Этот стих отсутствует в LXX.
26  [11] — Букв.: пусть глаза твои хранят мой путь; друг. чтение: пусть глаза твои находят отраду в моем пути.
28  [12] — Или: будто похититель, и захватывает изменников.
29  [13] — Или: мутные глаза.
30  [14] — Букв.: приправленного (пряностями) вина.
31  [15] — Или: как ровно льется; или: как пьется легко.
33  [16] — Или: увидят странные вещи; или: на чужих (женщин) смотреть станут.
33  [17] — Друг. возм. пер.: и будешь говорить несуразное.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.