Притчи 24 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Под редакцией Кулаковых

 
 

Не завидуй злым людям. Не теряй на них время.
 
Не завидуй людям злым, не стремись быть среди них.

В их сердцах одни только злые планы, все разговоры их о зле.
 
В сердцах своих замышляют они насилие, их уста разносят беду.

Добрые дома построены на мудрости и понимании.
 
Мудростью созидается дом, здравомыслием утверждается;

Знание наполняет их комнаты редкими и бесценными сокровищами.
 
и знание наполняет покои его добром драгоценным и приятным.

Мудрость даёт человеку могущество и знание увеличивает его силу.
 
Мудрый человек сильнее воина, обладающий знанием могущественней силача,1

Ты должен посоветоваться с мудрыми людьми, прежде чем начинать войну; тебе нужно много хороших советников, чтобы выиграть.
 
ибо выигрывают битву при мудром руководстве;2 когда ищут совета у многих — одержат победу.3

Глупые не понимают мудрости. Когда люди обсуждают важные вещи, глупым нечего сказать.
 
Недосягаема мудрость для глупца, там, где сходится знать,4 ему нечего сказать.

Если ты всегда замышляешь несчастья, люди будут знать тебя как приносящего беды и никогда не будут слушать тебя.
 
У кого на уме зло — того будут звать коварным.5

Всё, что планирует глупый, — грех. Люди презирают того, кто смеётся над праведностью.
 
Помыслы глупца греховны, кощунник ненавистен людям.

Если слаб ты во времена беды, значит, ты действительно слаб.
 
Если в день беды ты поник, как же ничтожна твоя сила!6

Если люди замышляют убить кого-то, ты должен его спасти.
 
Спаси обреченных на смерть, не отворачивайся от ведомых на погибель!

Ты не можешь сказать: «Это не моё дело ». Господь знает твои поступки и чем руководствуешься ты. Он следит за тобой, и поэтому воздаст по делам твоим.
 
Скажешь: «Этого я не знал…» Но разве Тот, Кто сердца испытует, не знает всего? Тот, Кто душу твою бережет, не ведает? Не воздаст ли Он человеку по делам его?

Сын мой, ешь сладкий мёд из сот, ведь он полезен для тебя.
 
Отведай, сын мой, меда, ведь он приятен, сотового меда — он сладок на вкус.

Так же и мудрость полезна для тебя. Если мудр ты, будет у тебя надежда, которая никогда не исчезнет.
 
Знай, такова для тебя и мудрость: отыщешь ее — есть у тебя будущее, и надежда твоя не погибнет.7

Не будь подобен вору, который хочет украсть у доброго человека или хочет забрать его дом.
 
Не подкрадывайся, как вор, к дому праведника,8 не опустошай его жилище,

Если добрый падёт семь раз, он всё равно поднимется опять, но злобный навечно будет побеждён бедами своими.
 
ибо праведник, даже если и семь раз упадет, поднимется и дальше пойдет, а нечестивец споткнется и не устоит в беде.

Не радуйся беде врага твоего, не радуйся, когда он упадёт.
 
Не злорадствуй, когда враг твой упадет, не дай сердцу радоваться, когда он споткнется.

Господь увидит, если ты радуешься этому, и решит не наказывать твоего врага.
 
Не то увидит ГОСПОДЬ эту радость твою, не понравится это Ему9 и на врага твоего гневаться перестанет.

Не допускай волнений из-за злых и не завидуй им.
 
Не гневайся из-за злодеев, не завидуй нечестивым,

Нет надежды у злых, и свет их погаснет.
 
ибо нет у злодеев будущего, и светильник нечестивых погаснет.10

Сын мой, почитай Господа и царя и не присоединяйся к тем, кто выступает против них.
 
Сын мой, пред ГОСПОДОМ и царем благоговей, чтобы не навлечь на себя их гнева.11

Потому что те, кто против, могут быстро погибнуть, и не знаешь ты, сколько несчастий Господь и царь могут обрушить на своих врагов.
 
Беда ведь придет от них внезапно, и кто знает, какое возмездие12 последует от них обоих?

Это слова мудрых: Судья должен быть справедлив и не должен помогать кому-нибудь просто по знакомству.
 
Вот еще слова мудрых. Пристрастный суд несправедлив.

Люди возненавидят судью, который освобождает виновного, и даже другие народы проклянут такого судью.
 
И кто скажет виновному: «Невиновен», — проклянут того народы, возненавидят его племена!

Но, если судья наказывает виновного, все люди будут рады его справедливости.
 
Но благо тому, кто виновного осудит, будет он благословен и счастлив.13

Честный ответ осчастливит всех как поцелуй в уста.
 
Удачный ответ слаще поцелуя.14

Не строй дом раньше, чем засеешь свои поля.
 
Сначала сделай то, что должен, вне дома, позаботься о собственном поле, а потом заводи себе семью.15

Не говори без причины против кого-либо, иначе всем будет очевидна твоя глупость.
 
Не становись понапрасну свидетелем против ближнего своего,16 не доводи уста свои до лжи.

Не говори: «Он сделал мне больно, и я отвечу ему тем же. Я накажу его за причинённое мне зло».
 
Не говори: «Как он поступил со мной, так и я поступлю с ним, воздам ему по заслугам!»

Я прошёл мимо поля ленивого человека, мимо виноградника, принадлежащего глупому.
 
Шел я как-то мимо поля лентяя, мимо виноградника человека безрассудного:

Всё на этих полях заросло сорняками, дикие виноградные лозы покрыли землю, а ограда была разрушена.
 
всё заполонили колючки, всё сорняками покрыто, каменная ограда развалилась.

Я взглянул на всё это и задумался, и извлёк урок из всего, что видел:
 
Посмотрел я, подумал над тем, что увидел, и такой урок извлек:

немного сна, немного отдыха, сложенные руки и дневная дрёма —
 
«Немного поспишь, немного подремлешь, немного полежишь сложа руки —

всё это сделает тебя бедным очень быстро, и вскоре у тебя ничего не останется, словно вор вломился в дом твой и всё забрал.
 
и, как бродяга, придет к тебе бедность, ворвется нищета, как разбойник».17

Примечания:

 
 
Под редакцией Кулаковых
5  [1] — Перевод по LXX; масоретский текст: мудрый человек силен, тот, у кого знание, обладает могуществом.
6  [2] — Или: при мудром попечении / совете.
6  [3] — Или: спасены будут. Эта часть стиха повторяет вторую часть 11:14.
7  [4] — Букв.: у ворот городских — см. примеч. «б» к 1:21, тут передана внутренняя рифма оригинала.
8  [5] — По-видимому, смысл стиха в том, что всем будет известно об истинных намерениях такого человека.
10  [6] — Букв.: бедна сила.
14  [7] — Эта часть стиха повторяет 23:18.
15  [8] — Друг. возм. пер.: не строй, нечестивец, козни против дома праведника.
18  [9] — Или: вознегодует на тебя.
20  [10] — Эта часть стиха повторяет вторую часть 13:9.
21  [11] — Пер. по друг. чтению. Масоретский текст: с изменчивыми не связывайся.
22  [12] — Букв.: несчастье / пагуба.
25  [13] — Букв.: придет на него благословение добра.
26  [14] — Букв.: кто отвечает словами верными, тот целует в уста.
27  [15] — Букв.: возводи свой дом.
28  [16] — Ср. с девятой заповедью (Исх 20:16; Втор 5:20).
34  [17] — Этот стих и предыдущий почти дословно повторяет 6:10,11.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.