Притчи 28 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Под редакцией Кулаковых

 
 

Злые всего боятся, но добрый смел как лев.
 
Бежит нечестивец в страхе, хотя никто за ним не гонится, а праведник отважен, как юный лев.

В стране, народ которой отказывается подчиняться законам, будет много плохих правителей. Однако в земле, где уважается закон, будет царствовать мудрый правитель на протяжении долгих лет.
 
При беззаконии не избежать многовластия в стране,1 а правитель проницательный и сведущий упрочит ее благоденствие.2

Правитель, приносящий несчастья бедным, подобен ливню, смывающему урожай.
 
Нищий, который сам угнетает бедных,3 подобен ливню, уничтожающему посевы, и хлеба не будет у него. 4

Не подчиняясь закону, ты умножаешь зло; принимая закон, ты препятствуешь поступкам злых.
 
Тот, кто отвергает Закон,5 превозносит нечестивцев, но кто Закон хранит — противостоит им.

Злобные не понимают справедливости, но любящие Господа понимают её.
 
Злодеи не ведают о справедливости, но тот, кто ГОСПОДА ищет, постигнет ее вполне.6

Лучше быть бедным и честным, чем богатым и злым.
 
Лучше нищий, что живет непорочно,7 чем тот, кто кривыми путями ходит, даже если он и богат.

Подчиняющийся закону — умён. Тот, кто дружит с никчёмными, позорит отца своего.
 
Сын разумный хранит Закон, а кто с распутниками связался — позорит отца.

Если ты разбогател, занимая деньги под высокие проценты, то всё твоё состояние достанется тому, кто был добр к бедным.
 
Кто состоянье умножает ссудой и ростовщичеством, собирает его для тех, кто милостив к бедным.8

Если человек отказывается следовать наставлениям Господа, тогда Он не услышит молитву его.
 
Кто не желает внимать Закону, у того и молитва — мерзость для Господа.

Плохой человек может строить планы навредить доброму, но сам попадёт в свой капкан, и только хорошее случится с добрым.
 
Кто честных совращает на путь зла, тот в собственную западню9 попадет, а непорочным достанется добро.

Богатые всегда считают себя умными, но бедный, который мудр, видит правду.
 
Богач мнит себя мудрецом, но проницательный бедняк видит его насквозь.

Когда правителем становится добрый человек, все счастливы, но если избран плохой, то люди прячутся.
 
Когда торжествуют10 праведники, нет конца радости,11 а когда нечестивцы приходят к власти, люди прячутся.

Человек никогда не добьётся успеха, если он прячет свои грехи, но если о своих грехах он говорит открыто и признаётся, что был неправ, то Бог и люди будут к такому милосердны.
 
Кто грехи свои скрывает — не преуспеет ни в чем, а кто исповедует их и от них отрекается — помилован будет.

Почитающий Господа будет благословлён, но упрямо отказывающийся почитать Бога навлечёт на себя множество бед.
 
Благо тому, кто всюду зла остерегается,12 а тот, чье сердце строптиво, попадет в беду.

Когда жестокий правит слабыми, он как рассерженный лев или медведь, готовый к нападению.
 
Лев рыкающий, медведь изголодавшийся13 — таков нечестивый правитель для бедного народа.

Немудрый правитель вредит своим людям, но честный и ненавидящий обман правитель будет править долго.
 
Безрассудный правитель жестоко народ притесняет, но тот, кому ненавистны взятки, насладится долголетием.

Виновный в убийстве никогда не найдёт мира в душе. Не поддерживай такого.
 
На ком кровь, преступление тяготеет на совести — быть ему беглецом до могилы; никто не приютит его.

Живущему праведно ничего не будет угрожать, злого же вскоре постигнет смерть.
 
Кто живет14 непорочно — будет спасен от беды, а кто кривыми путями ходит — падет внезапно.15

Много работающий будет иметь много хлеба, но теряющий время на бесконечные мечтания будет всегда жить в бедности.
 
Кто обрабатывает свою землю, будет есть досыта, а тот, кто за пустыми мечтами гонится,16 сыт будет нищетой.

Господь благословит того человека, на которого можно положиться, но пытающийся быстро разбогатеть будет наказан.
 
Человек верный благословен будет сверх всякой меры, а кто жаждой наживы охвачен — безнаказанным не останется.

Судья должен быть справедливым и не должен оправдывать по знакомству. Но некоторые судьи меняют решения даже за кусок хлеба.
 
Пристрастный суд несправедлив,17 и за кусок хлеба может человек совершить преступление.18

Себялюбивый желает одного — стать богатым, но не понимает такой, как близок он к бедности.
 
Рвется к богатству скаредный,19 а того не знает, что бедность его настигнет.

Если ты помогаешь человеку, указывая на его ошибки, он позже будет очень этому рад. Это гораздо лучше, чем всегда говорить людям только приятное, чтобы показаться добропорядочным.
 
В конечном счете, будут благодарны тому, кто обличает другого, а не тому, у кого льстивый язык.

Некоторые крадут у отца и матери, говоря: «Это не грех». Но их поступки подобны поступкам врага, который вламывается в дом и всё разбивает вдребезги.
 
Кто отца с матерью обирает, и говорит: «В том нет греха», тот разорителю друг.

Жадный приносит только беды, но надеющийся на Господа будет вознаграждён.
 
Алчный20 раздоры разжигает, а тот, кто на ГОСПОДА уповает, будет благоденствовать.21

Самоуверенный глуп, но мудрый избежит несчастья.
 
Кто на свой ум лишь надеется — глупец, а кто живет в мудрости — будет спасен.

У дающего бедным будет всего в изобилии, тот же, кто отворачивается, будет проклят многократно.
 
Кто нищему подает — не обеднеет, кто взгляд от него отводит — на себя проклятья навлекает.

Когда правителем избран злой, то люди таятся, но, когда он побеждён, тогда число добрых людей умножается.
 
Когда нечестивцы приходят к власти, люди прячутся, а когда нечестивцы терпят поражение,22 праведников прибавляется.23

Примечания:

 
 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: (по причине) смуты / беззаконий в стране (будет) много правителей.
2  [2] — Точный смысл масоретского текста неясен.
3  [3] — Ср. 22:16.
3  [4] — Предложенный нами перевод второй части этого стиха — попытка передать игру слов оригинала.
4  [5] — Или: (мудрое) наставление.
5  [6] — Или: всё понимает.
6  [7] — Эта часть стиха повторяет первую часть 19:1.
8  [8] — Закон Моисея запрещает ростовщичество, см. Исх 22:25; Втор 23:19; Лев 25:35−37; ср. также Иез 18:8; Пс 14:5.
10  [9] — Букв.: яму.
12  [10] — Друг. возм. пер.: одерживают победу.
12  [11] — Букв.: велика слава.
14  [12] — Или: благоговеет (пред Господом).
15  [13] — Или: набрасывающийся.
18  [14] — Или (ближе к букв.): ходит.
18  [15] — Друг. древн. пер.: в яму.
19  [16] — Эта часть стиха повторяет 12:11.
21  [17] — Ср. 24:23.
21  [18] — Или: может человек поступить неверно.
22  [19] — Или: завистник, букв.: человек со злым глазом; ср. 23:6.
25  [20] — Или: ненасытный.
25  [21] — Букв.: будет тучным.
28  [22] — Или: гибнут / пропадают.
28  [23] — Возможно, здесь содержится ирония: в спокойные времена считаться праведником значительно легче. Друг. возм. пер.: праведники процветают.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.