Екклесиаста 4 глава

Книга Екклезиаста
Библейской Лиги ERV → Под редакцией Кулаковых

 
 

И опять я увидел, что со многими обходятся несправедливо; я видел их слёзы, и не было никого, кто мог бы их утешить. Я видел, что вся власть находится в руках жестоких, и нет никого, кто бы мог успокоить обиженных.
 
И присмотрелся я и увидел всякое угнетение, что творится под солнцем, и слезы угнетенных — у них утешителя нет, я увидел, что вся сила — в руках угнетателей их и нет утешителя у угнетенных,

И решил я, что лучше тем, кто уже умер, чем тем, кто ещё жив.
 
и я подумал, что лучше всего тем, кто давно уже ушел из жизни,1 а не тем, кто ныне живет,

И ещё лучше тем, кто вовсе не родился, они никогда не видели зла, происходящего в этом мире. Зачем так упорно трудиться?
 
но более счастливы те,2 кто не появился на свет: не видели они того зла, что творится под солнцем.

Потом я подумал: «Зачем так упорно трудятся люди?» Я видел тех, кто пытался чего-либо достичь и быть лучше других. Почему? Потому что люди завистливы и не хотят, чтобы у других было больше, чем у них. Это всё так же бессмысленно, как пытаться поймать ветер.
 
Повидал я всяческие труды и умелую работу,3 от чего одна лишь зависть среди людей. И всё это тщета одна, за ветром погоня.4

Некоторые говорят: «Глупо сидеть сложа руки и ничего не делать, ведь так можно от голода умереть».
 
Сидит глупец сложа руки, собственную плоть пожирая,

Может быть, в этом есть правда, но я говорю: «Лучше довольствоваться тем, что есть у тебя, чем постоянно стремиться завладеть ещё большим богатством».
 
но лучше горсть с покоем, чем полные ладони в трудах тяжких да за ветром в погоне…5

И снова я увидел бессмыслицу жизни:
 
И еще присмотрелся я к такой бессмыслице6 под солнцем:

человек может быть одиноким, не иметь ни брата, ни сына, но будет продолжать упорно трудиться и никогда не будет знать удовлетворения от того, что имеет. И он трудится так упорно, что спрашивает себя: «Зачем я так тружусь, почему не могу позволить себе наслаждаться жизнью?» Это тоже очень печально и бессмысленно.
 
человек одинок, и нет у него никого другого: ни сына, ни брата, а он всё трудится, и нет конца трудам его, и не радуется7 богатствам око его. И сам же вопрошает он: „Кого ради тружусь я и отказываю себе в удовольствиях?“8 И впрямь, всё это тщета и тягостный труд.9

Двоим лучше, чем одному. Когда двое работают вместе, они делают в два раза больше.
 
Лучше быть вдвоем, чем одному; тогда есть и у двоих доброе воздаяние за их старания:

Если падает один, то другой поднимает его, но кто падает в одиночку, тот не может ждать помощи ни от кого.
 
один упадет — другой его поднимет, но когда один упадет,10 а другого нет — некому и поднять.

Если двое спят вместе, они согреваются, спящий же в одиночку мёрзнет.
 
Улягутся двое — и тепло им, а в одиночку — как согреться?

Враг может одолеть одного, двое же могут противостоять врагу, а трое ещё сильнее. Они как верёвка, скрученная втрое, которую трудно порвать.
 
С одиночкою сладят быстро, но двое против одного устоят, а уж тройная веревка оборвется не скоро.

Молодой вождь, бедный, но мудрый, лучше старого и глупого царя, который не слушает предупреждений.
 
Лучше юноша бедный, но мудрый, нежели царь старый, да глупый, что предупреждениям не внимает.

Может быть, молодой властитель родился бедным. Может быть, он прямо из тюрьмы взошёл на трон.
 
Выйдя из темницы, такой юноша может взойти на царство,11 хоть и родился бедным, когда тот царствовал.12

Но я знаю людей, я видел, как они следовали за юношей, который занял царский трон.
 
И понял13 я, что происходит под солнцем с любым из живущих: ему на смену придет молодая поросль, что займет его место.

Он вёл за собой бесчисленное множество людей, но те же, кто следовали за ним, позже от него же и отрекутся. Это тоже всё так же бессмысленно, как пытаться поймать ветер.
 
Не исчислить всех ныне живущих и предков не перечесть, только кто из потомков помянет их добрым словом?14 Так что всё это тщета и погоня за ветром.

Будь осмотрителен, когда идёшь поклоняться Богу в храме. Лучше слушать Бога, чем приносить бессмысленные жертвы, подобно глупцам, которые совершают зло, даже не сознавая этого.
 
Будь осмотрителен, вступая в Божий Храм:15 ты лучше, приходя туда, послушай, а глупцы пусть спешат с жертвоприношениями — не понимают они, какое зло творят.16

Примечания:

 
 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Или: и воздал я славу уже умершим.
3  [2] — Букв.: но (в сравнении) с обоими лучше / благо тем.
4  [3] — Друг. возм. пер.: успехи.
4  [4] — Или: поиски / стремление; подобное в ст. 6.
6  [5] — Здесь явная перекличка с традиционной мудростью, дополнение к ней и даже спор с ней, см. Притч 6:9−11.
7  [6] — Букв.: тщете, евр. хе́вель.
8  [7] — Букв.: не насыщается, ср. 1:8.
8  [8] — Букв.: лишаю душу блага.
8  [9] — Или: не к добру / несчастное дело. Ср. 1:13; 3:10.
10  [10] — LXX: но беда, когда упадет один
14  [11] — См. Быт 41:37−43.
14  [12] — Один из возможных переводов трудного места.
15  [13] — Букв.: увидел.
16  [14] — Или: нет числа народу — тем, кто шел впереди него, но не порадуются ему те, кто будут после.
17  [15] — Букв.: наблюдай за ногою твоей, идя в Божий Дом.
17  [16] — Друг. возм. пер.: даже зла сотворить они не умеют; или: зло творят, не понимая этого.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.