Екклесиаста 7 глава

Книга Екклезиаста
Библейской Лиги ERV → Под редакцией Кулаковых

 
 

Доброе имя лучше дорогих удовольствий, день смерти даже лучше дня рождения.
 
Доброе имя дороже изысканного аромата,1 как день смерти лучше дня рождения.

Лучше пойти на похороны, чем на веселье, потому что все должны умереть, и каждый живущий должен с этим примириться.
 
Лучше идти туда, где оплакивают умерших, чем туда, где пируют,2 ибо смерть ожидает каждого человека,3 и живому стоит задумываться об этом.4

Скорбь лучше смеха, потому что, когда на лице печаль, тогда сердце исполняется мудростью.
 
Лучше невзгоды, чем смех, ибо печаль на лице — во благо сердцу.

Мудрый думает о смерти, а глупый только о том, как получше провести время.
 
Сердце мудрых — там, где плач, а сердце глупцов — в местах веселья.

Лучше услышать укоры мудрого, чем восхваления глупца.
 
Лучше от мудрого упрек, чем от глупца славословье,5

Смех глупых так же бессмыслен, как попытка поджечь терновник, чтобы согреть котёл: терновник сгорает слишком быстро, и котёл остаётся холодным.
 
ибо восторги глупца — что треск горящих сучьев под котлом! И это тщета!

Даже мудрый забудет мудрость свою, если ему много заплатят. Деньги уничтожат его разум.
 
Притесняя других, и мудрый глупеет, а взятки развращают сердце.

Заканчивать дело лучше, чем начинать, и лучше быть кротким и терпеливым, чем высокомерным и горделивым.
 
Конец дела лучше его начала,6 терпеливый лучше надменного.

Не впадай быстро в гнев, потому что гнев присущ глупцам.
 
Не торопись сердиться, ибо сердиться свойственно глупцам.

Не спрашивай: «Почему раньше жизнь была лучше?» Мудрость не задаёт такой вопрос.
 
И не сетуй: „Почему прежде было лучше, чем в нынешние дни?“, потому что не мудрость задает такой вопрос.

Мудрость подобна наследству — каждый от неё получает пользу и доход.
 
Хороша мудрость вместе с наследством — на пользу всем, кто видит солнце.

Мудрость даёт защиту, как дают защиту деньги, но мудрость лучше любых денег, потому что может спасти своему владельцу жизнь.
 
Под сенью мудрости как под сенью серебра.7 Польза знания в том, что мудрость хранит тебя в живых.8

Посмотри на то, что сделал Бог, ты ничего не можешь изменить, даже если считаешь неправильным дело Его.
 
Взгляни на дела Божьи. То, что Он искривил, — кто выправит?

Радуйся жизни, когда она хороша, но, когда она тяжела, помни, что Бог нам даёт и добрые времена, и плохие, и никто не знает, что произойдёт в будущем.
 
В день счастливый наслаждайся счастьем, а в день беды присмотрись: и то, и это сотворил Бог, чтобы не мог человек понять, что будет впереди.9

Видел я за свою короткую жизнь как добрых людей, умирающих молодыми, так и злых, живущих долгую жизнь.
 
Всякого насмотрелся я в тщетной этой жизни: бывает, что праведник гибнет по праведности своей, а бывает, что и нечестивый благоденствует в нечестии своем.

Зачем губить свою жизнь? Не выставляй себя слишком праведным и слишком мудрым.
 
В праведности и в мудрствовании не перестарайся: зачем причинять себе вред?

Не будь слишком плох и слишком глуп. Зачем тебе умирать преждевременно?
 
Не злодействуй и не безумствуй: зачем сокращать свою жизнь?10

Хорошо придерживаться этого правила и от других не отступать, потому что тот, кто боится Бога, преуспеет и в том, и в другом.
 
Хорошо с одним делом справляться и другого не забывать: кто пред Богом благоговеет — избежит крайностей.

Мудрость даёт человеку силу. Один мудрец сильнее десяти правителей города.
 
Мудрость придает больше силы мудрому, чем покровительство десяти градоначальников.11

Нет на земле такого человека, который делает только добро и никогда не грешит.
 
Нет такого праведника на земле, который творил бы только доброе и не согрешил.

Не слушай всего, что говорят люди, ведь ты можешь услышать, как твой слуга говорит о тебе плохо.
 
Каждое слово людское близко к сердцу не принимай, иначе услышишь, как злословит тебя твой же слуга —

Ты знаешь, что и ты сам много раз говорил о других плохо.
 
не раз доходило до сердца твоего, что и сам ты злословил других!..

Обратившись к мудрости, я всё тщательно обдумал; я хотел быть воистину мудрым, но не смог.
 
Всё это мудростью я проверял и говорил: „Стану мудрее!“, но мудрость всё равно была далека от меня.

Я не могу понять, почему всё происходит так, как происходит, понять это слишком трудно для кого бы то ни было.
 
Былое — далеко да глубоко, кому откроется глубина?

Я учился и старался всеми силами обрести истинную мудрость, пытаясь найти причину всего. Чему научился я? Я понял, что глупо быть злым, а вести себя глупо — равносильно безумству.
 
И обратил я сердце мое к тому, чтобы познать, искать и исследовать мудрость и смысл всего, чтобы понять, в чем глупость нечестивых и безумие глупцов.

И ещё я понял, что некоторые женщины опасны, словно ловушки, их сердца как сети, а руки как цепи. И быть пойманным такой женщиной хуже самой смерти. Кто следует Богу, тот избежит её, но грешник станет её добычей.
 
И убедился я, что горше смерти — женщина, которая устраивает западню,12 чье сердце — сеть, а руки — оковы.13 Человек, угодный Богу, вырвется, но грешник попадется!

Учитель говорит: «Я собрал всё это знание вместе, чтобы увидеть, какой ответ могу я найти,
 
Сказал Экклезиаст: „Шаг за шагом рассуждая, искал я ответы, и вот к чему пришел в итоге:

но до сих пор ищу его. В результате поисков своих я нашёл лишь одного доброго мужчину из тысячи, а доброй женщины не нашёл ни одной.
 
искала душа моя человека и не находила,14 среди мужчин — один на тысячу, а среди женщин так и не нашел.

Вот к какому выводу я пришёл: Бог праведными создал людей, но они нашли много путей к злу».
 
А уж если что нашел — то нашел, что создал Бог человека честным, а люди пустились во всяческие хитросплетения“.

Примечания:

 
 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: елея в знач. благовония, душистого масла; в оригинале игра слов и звукопись, не передаваемая при переводе: тов шем мишше́мен тов.
2  [2] — Букв.: в дом плача… в дом пира; подобное в ст. 4.
2  [3] — Букв.: ибо таков конец всякого человека.
2  [4] — Букв.: и живой положит (это) на сердце свое.
5  [5] — Букв.: песнь.
8  [6] — Или: конец речи лучше ее начала.
12  [7] — Друг. возм. пер.: под тенью мудрости — как под тенью серебра. Или: под защитой денег.
12  [8] — Один из возможных смыслов этого речения: мудрость и богатства преходящи, подобно тени. Они могут обеспечить лишь временное благополучие.
14  [9] — Или (ближе к букв.): чтобы не мог человек постигнуть ничего из того, (что будет) после него.
17  [10] — Или: зачем тебе умирать до срока?
19  [11] — Букв.: (чем) от десяти правителей, которые в городе.
26  [12] — Друг. возм. пер.: (потому что) она западня.
26  [13] — Ср. Притч 5 и 7.
28  [14] — Это высказывание напоминает речение Диоге́на Синопского (V—IV вв. до Р. Х.): «Ищу человека!»
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.