От Матфея 25 глава

От Матфея, святое благовествование
Библейской Лиги ERV → Под редакцией Кулаковых

 
 

«В тот День Царство Небесное будет подобно десяти девушкам, которые взяли лампы и отправились навстречу жениху.
 
Тогда в Царстве Небесном то же самое произойдет, что случилось с десятью девами,1 которые вышли со своими светильниками встречать жениха.

Пять из них были мудры, а другие пять — глупы.
 
Пять из них неразумными2 были, и пять были мудрыми.3

Глупые взяли лампы, но не взяли масла.
 
Неразумные, взяв свои светильники, не захватили с собой масла,

Мудрые же вместе с лампами взяли и масло в кувшинах.
 
а мудрые взяли вместе со светильниками и кувшинчики с маслом.

Жених задерживался, девушки захотели спать и уснули.
 
Жених задержался, и девы все задремали, а потом и уснули.

Но в полночь раздался крик: „Вот приближается жених! Идите встречать!”
 
Но в полночь раздался крик: „Смотрите, жених! Встречайте [его]!“

В тот же миг все девушки встали и засветили свои лампы.
 
Все девы пробудились и поправили свои светильники.

Но глупые сказали мудрым: „Дайте нам немного масла. Наши лампы догорают!”
 
Неразумные же сказали мудрым: „Дайте нам масла, а то наши светильники гаснут“.

В ответ мудрые сказали: „Мы ничего не можем вам дать, так как ничего не останется ни вам, ни нам. Пойдите к торговцам и купите у них масла для ваших ламп”.
 
Но мудрые ответили: „У нас не хватит масла и для себя, и для вас.4 Лучше сходите к тем, кто его продает, и купите себе“.

Пока те ходили за маслом, прибыл жених, и те девушки, которые были готовы, пошли на свадебный пир вместе с ним. Дверь же закрыли и заперли.
 
Пока же они ходили за маслом, пришел жених, и те, кто был готов, пошли с ним на брачный пир, и дверь за ними закрыли.

Наконец пришли остальные девушки и сказали: „Господин! Господин! Отвори дверь и впусти нас!”
 
Приходят потом остальные девы и просят: „Господин! Господин! Открой нам!“

Но он ответил: „Правду вам говорю: я не знаю вас!”
 
„Одно могу сказать вам, — ответил он, — не знаю я вас“.

Так бодрствуйте же, потому что неизвестен вам ни день, ни час возвращения Сына Человеческого».
 
Итак, бодрствуйте, ибо не знаете вы ни дня назначенного, ни часа пришествия.

«Царство Небесное подобно человеку, который, перед тем как отправиться в путешествие, позвал слуг и поставил их присматривать за своим имуществом.
 
В Царстве Небесном всё так же будет, как у человека, который, уезжая из дома, созвал своих слуг и поручил им распорядиться его достоянием.

Одному из них он дал пять талантов, другому дал два таланта, а третьему дал один талант. Каждому он дал долю по способностям и после этого отправился в путешествие.
 
Одному дал он пять талантов,5 другому — два, и третьему — только один, каждому в соответствии с их способностями, сам же уехал.

Тот, кто получил пять талантов, сразу же пустил деньги в оборот и заработал на них ещё пять талантов.
 
Тот, что получил пять талантов, тотчас пустил их в оборот и нажил еще пять.

Тот, у кого было два таланта, тоже заработал ещё два таланта.
 
Получивший два таланта таким же образом нажил еще два.

Тот же, который получил один талант, пошёл, выкопал яму в земле и спрятал там деньги господина.
 
А тот, который получил один талант, пошел, выкопал в земле яму и спрятал в ней деньги своего господина.

После долгого отсутствия господин вернулся и потребовал отчёта.
 
Прошло немало времени, вернулся господин тех слуг и потребовал у них отчета.

Тот, кто получил пять талантов, пришёл и принес ещё пять талантов. Он сказал: „Господин, ты поручил мне пять талантов, вот ещё пять талантов, которые я заработал”.
 
Получивший пять талантов пришел и принес с собой еще пять. „Господин, — сказал он, — ты дал мне пять талантов, вот еще пять, которые я нажил“.

Господин сказал ему: „Молодец! Ты хороший и верный слуга. Ты хорошо распорядился этой малой суммой денег, и теперь я поручу тебе большую. Раздели со мной мою радость”.
 
„Хорошо, добрый и верный слуга, — сказал ему господин Его, — ты был верен в малом, и я многое доверю тебе. Приди на пир мой и раздели радость господина твоего“.

Потом пришёл тот, кто получил два таланта и сказал: „Господин, ты поручил мне два таланта, вот ещё два таланта, которые я заработал”.
 
Подошел и получивший два таланта. „Господин, — сказал он, — ты дал мне два таланта, вот еще два таланта, которые нажил я“.

Господин сказал ему: „Молодец! Ты хороший, верный слуга. Ты хорошо распорядился небольшими деньгами, и теперь я поручу тебе большие. Раздели со мной мою радость”.
 
„Хорошо, добрый и верный слуга, — сказал ему господин его, — ты был верен в малом — многое доверю тебе. Приди на пир мой и раздели радость господина твоего“.

Затем к нему подошёл тот, кто получил один талант, и сказал: „Господин, я знаю, что ты человек жёсткий. Ты собираешь урожай там, где ничего не посадил и жнёшь там, где не сеял.
 
Подошел и тот, что один получил талант. „Господин, — сказал он, — я знал, что ты человек жестокий: жнешь ты там, где не сеял, и там собираешь, где не рассыпал.

Я боялся тебя, поэтому я пошёл и закопал талант в землю. Вот, возьми то, что тебе принадлежит”.
 
В страхе пошел я и зарыл твои деньги6 в землю. Вот они, возьми свое!“

В ответ господин сказал ему: „Ты плохой и нерадивый слуга! Ты знаешь, что я жну, где не посеял и собираю урожай, где не посадил;
 
И сказал ему господин его: „Нечестивый и ленивый слуга! Так ты знал, что я жну там, где не сеял, и собираю там, где не рассыпал?

ты должен был пустить мои деньги в оборот, и тогда после своего возвращения, я получил бы своё с прибылью.
 
В таком случае, следовало тебе отдать мои деньги в рост, чтобы, вернувшись, получил я свое с прибылью.

Возьмите у него талант и отдайте тому, у кого десять талантов.
 
Возьмите же у него и этот талант и отдайте его тому, у кого десять талантов.

Да, каждый, кто имеет, получит ещё и будет иметь больше, чем ему нужно; у того же, у кого ничего нет, будет отнято и то, что имеет.
 
Ибо, у кого есть, тому и еще будет дано, и дано в изобилии. У того же, у кого нет, будет взято и то, что есть у него.

Бросьте этого нерадивого слугу во тьму бесконечную, туда, где рыдают и скрежещут зубами от нестерпимой боли”».
 
А негодного этого слугу возьмите и выбросите вон, во тьму: там будет плач и скрежет зубовный“.

«Когда придёт Сын Человеческий во всей Своей славе в сопровождении Своих Ангелов, то сядет на престоле Своей славы.
 
Когда придет Сын Человеческий во славе Своей и с Ним все Его ангелы, сядет Он на Свой царский престол,7

И тогда все народы соберутся перед Ним, и Он отделит их друг от друга, подобно тому как пастух отделяет овец от козлов.
 
и будут собраны перед Ним все народы, и Он отделит их друг от друга, как пастух отделяет овечье стадо от козьего.

Он поместит овец по правую руку от Себя, козлов же поместит по левую руку.
 
Он поставит овец по правую, а козлов по левую сторону.8

И тогда Царь скажет тем, кто по правую руку от Него: „Придите те, кто благословен Отцом Моим. Унаследуйте Царство, предназначенное вам от сотворения мира.
 
И скажет Царь стоящим справа от Него: „Придите все, кого благословил Отец Мой! Владейте9 Царством, приготовленным для вас от сотворения мира.

Это — ваша награда, потому что Я был голоден, и вы накормили Меня. Меня томила жажда, и вы дали Мне пить. Я был странником, и вы приютили Меня.
 
Ибо Я был голоден — и вы дали Мне есть, жаждал — и вы дали Мне пить, пришельцем был — и вы приютили Меня,

Я был нагим, и вы одели Меня. Я был болен, и вы ухаживали за Мной. Я был в темнице, и вы навещали Меня”.
 
был наг — и вы одели Меня, болен был — и вы посетили Меня, в тюрьме был — и вы навестили Меня“.

И тогда праведники скажут Ему в ответ: „Господи, когда это мы видели Тебя голодным и накормили или видели Тебя томимым жаждой и напоили?
 
Тогда праведные спросят Его: „Господи! Когда мы видели Тебя голодным и накормили? Когда жаждавшего Тебя напоили мы?

Когда это мы видели Тебя странником и приютили Тебя? Или видели Тебя нагим и одели?
 
Когда мы видели Тебя пришельцем и приютили или нагого одели Тебя?

Когда видели Тебя больным или в темнице и ухаживали за Тобой?”
 
Когда мы навещали Тебя больного или в тюрьме посетили Тебя?“

Царь ответит им: „Правду вам говорю: когда вы делали что-либо для одного из наименьших братьев Моих, вы делали это для Меня”.
 
И ответит им Царь: „Скажу Я вам, сделав это одному из братьев Моих меньших, вы сделали это Мне“.

И скажет тогда Царь тем, кто по левую руку: „Уйдите прочь от Меня, проклятые, отправляйтесь в огонь вечный, что приготовлен для дьявола и его ангелов.
 
А тем, кто по левую сторону, скажет Он: „Уйдите прочь от Меня, проклятье на себя навлекшие.10 Ступайте в вечный огонь, приготовленный дьяволу и ангелам его!

Это — наказание ваше, так как Я был голоден, но вы не накормили Меня. Меня томила жажда, но вы не дали Мне пить.
 
Ибо Я был голоден — вы не дали Мне есть, жаждал — вы не напоили Меня,

Я был странником, но вы не приютили Меня. Я был болен и в темнице, но вы не позаботились обо Мне”.
 
пришельцем был — вы не приютили Меня, нагим Я был — вы не одели Меня, был болен и был в тюрьме — вы не навестили Меня“.

И тогда они спросят Его: „Господи, когда это было, что Мы видели Тебя голодным или томимым жаждой, или странником, или нагим, или больным, или в темнице и не помогли Тебе всячески?”
 
Они же спросят Его: „Господи, когда же мы видели Тебя голодным, жаждущим, пришельцем, нагим, больным или в тюрьме — и не позаботились о Тебе?“

И Царь тогда скажет им в ответ: „Правду вам говорю, что каждый раз, когда вы не помогали униженным братьям Моим, то это вы Мне не помогали”.
 
Тогда Он ответит им: „Скажу Я вам, не сделав11 этого для одного из Моих меньших братьев, вы не сделали этого и для Меня“.

И тогда неправедные отправятся на вечное наказание, а праведники будут наслаждаться вечной жизнью».
 
И пойдут они прочь: удел таковых — наказание вечное, а праведных — вечная жизнь».

Примечания:

 
 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: Царство Небесное можно сравнить с десятью девами.
2  [2] — Или: глупыми/безрассудными.
2  [3] — Или: умными.
9  [4] — Друг. возм. пер.: как бы не оказалось недостатка у нас и у вас.
15  [5] — Талант — наибольшая в то время денежная единица. См примеч. к 18:24.
25  [6] — Букв.: твой талант.
31  [7] — Букв.: на престоле славы Своей.
33  [8] — Обычно в Палестине козы и овцы днем паслись вместе, а на ночь разделялись пастухом на два отдельных стада.
34  [9] — Букв.: наследуйте.
41  [10] — Букв.: проклятые. В отличие от благословения, которое исходит от Бога (ср. ст. 34), это проклятие и, как следствие, наказание явилось результатом выбора тех, кто не захотел творить добро.
45  [11] — Или: поскольку вы не сделали.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.