От Матфея 6 глава

От Матфея, святое благовествование
Библейской Лиги ERV → Под редакцией Кулаковых

 
 

«Остерегайтесь совершать богоугодные поступки при людях, иначе не получите вознаграждения от вашего Отца Небесного.
 
Остерегайтесь, [однако], выставлять свою праведность1 напоказ, не будет вам иначе награды от Отца вашего Небесного.

Поэтому, когда подаёшь неимущему, не труби об этом, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы люди похвалили их. Правду вам говорю: это единственная награда, которая будет дана им.
 
Вот и когда подаешь милостыню, не труби на весь свет,2 как поступают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы люди восхваляли их. Поверьте Мне, в этом и вся их награда.

У тебя же, когда подаёшь неимущему, пусть даже твоя левая рука не ведает, что творит правая,
 
Когда подаешь ты нищим, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая:

чтобы подаяние твоё было втайне. И тогда твой Отец, видящий тайное, вознаградит тебя».
 
милостыня твоя должна быть втайне, а Отец твой, видящий тайное, Он воздаст тебе.

«И когда молишься, не уподобляйся лицемерам, которые любят стоять в синагогах и на углах улиц и молиться напоказ перед людьми. Правду вам говорю: это единственная награда, которая будет дана им.
 
И когда молитесь, не ведите себя, как лицемеры: они любят молиться на виду у людей, стоя в синагогах и на перекрестках. Поверьте Мне, в этом и вся их награда.

Ты же, когда молишься, скройся в отдалённой комнате и, закрыв плотно дверь, молись твоему Отцу, Который находится повсюду, и Он, видящий тайное, вознаградит тебя.
 
А ты, когда молишься, войди в свою комнату и, затворив за собой дверь, помолись Отцу своему, Который и в тайном месте присутствует; и Отец твой, видящий тайное, Он воздаст тебе.

И когда молишься, не болтай напрасно как язычники, которые считают, что будут услышаны благодаря своему многословию.
 
Молясь же, не твердите пустых слов, как язычники, которые думают, что в многословии своем будут услышаны.

Не уподобляйтесь им, потому что ваш Отец знает, в чём вы нуждаетесь, прежде чем вы попросите Его об этом.
 
Не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем нуждаетесь вы, прежде чем сами Его попросите.

А потому молитесь вот как: „Отец наш Небесный, пусть будет свято имя Твоё.
 
Молитесь же так: Отец наш Небесный! Почитаемо да будет святое имя Твое,

Пусть наступит Царство Твоё. Пусть исполнится воля Твоя на земле, как и на небе.
 
да придет Твое Царство. И на земле да будет воля Твоя, как на Небе.

Пошли нам хлеб насущный на каждый день
 
Хлеб наш насущный3 даруй нам сегодня.

и прости нам наши грехи, как мы простили тех, кто причинил нам зло.
 
И прости нам долги наши, как и мы простили4 тем, кто нам должен.

Не подвергай нас искушению, но избавь нас от лукавого”. [Так как Тебе принадлежат и Царство, и сила, и слава вовеки. Аминь!]
 
Не дай нам впасть во искушение5 и от злого духа нас избавь. Твое ведь Царство и сила и слава вовеки. Аминь.6

Потому что если вы простите людей за их грехи, то и Отец ваш Небесный тоже простит вам.
 
Если простите другим согрешения их, простит и вам Отец ваш Небесный.

Если же вы не простите тех, кто причинил вам зло, то и Отец ваш не простит ваши грехи».
 
А если не будете людям прощать, то и вам не простит ваш Отец согрешения ваши.

«А когда поститесь, не уподобляйтесь лицемерам с унылыми лицами, потому что они принимают мрачный вид, чтобы люди видели, что они постятся. Правду вам говорю: это единственная награда, которая будет дана им.
 
Когда поститесь, не будьте угрюмы, как лицемеры. Это они кичатся скорбными лицами,7 чтобы люди видели их постящимися. Поверьте Мне, в этом и вся их награда.

Ты же, когда постишься, приведи себя в порядок и умой своё лицо,
 
А ты, когда постишься, голову умасти елеем и умой лицо свое

чтобы не видели люди, что ты постишься, а только твой Отец, Который находится повсюду. И тогда Он, видящий тайное, вознаградит тебя за это».
 
и постись не на глазах у людей, но лишь пред Отцом своим, Который и в тайном месте присутствует; и Он, видящий тайное, Он воздаст тебе.

«Не накапливайте сокровищ на земле, где тлен и ржавчина разрушают их и воры врываются и крадут.
 
Не копите богатства себе на земле, где моль и ржавчина точат их и где воры добираются до них и крадут их;

Лучше копите себе сокровища на небе, где ничто: ни тлен, ни ржавчина — не уничтожит их, и куда воры не могут проникнуть и украсть.
 
приумножайте лучше свои богатства на небе, где нет моли и ржавчины и нет воров и краж.

Ведь где твоё сокровище, там и сердце твоё будет».
 
Ибо там, где богатство твое, там будет и сердце твое.

«Глаз — источник света для тела, и потому если твои глаза здоровы, то и всё тело полно света.
 
Глаз есть светильник тела. Если глаза твои беззлобны, всё тело твое будет во свете.

Но если твои глаза больны, то и всё тело полно тьмы! И если тьма твой единственный источник света, то как же ужасна эта тьма!»
 
Но если глаза твои недобры, всё тело твое будет во тьме. Когда же свет, который в тебе, — не что иное, как тьма, сколь велика эта тьма!

«Никто не может служить двум господам, так как этот человек будет ненавидеть одного господина и любить другого или станет верным слугой одному и нерадивым другому. Вы не можете быть слугой и Богу, и деньгам».
 
Никто не может служить двум господам: полюбив одного, он не сможет любить другого;8 будучи предан одному, станет пренебрегать другим. Не можете разом служить вы мамоне9 и Богу.

«Поэтому говорю вам: не заботьтесь о том, что есть и что пить для поддержания вашей жизни, ни об одежде для вашего тела. Ведь жизнь значит больше пищи, а тело — одежды.
 
Вот почему говорю вам: не тревожьтесь10 о повседневной жизни вашей, что будете вы есть [или что пить] и будет ли у вас одежда для тела. Ведь жизнь — это больше, чем пища. И тело не больше ли, чем одежда?

Посмотрите на птиц в небе! Они не сеют и не жнут, не собирают урожая, а ваш Отец Небесный кормит их. Разве вы не значите гораздо больше, чем они?
 
Взгляните на птиц поднебесных: не сеют они и не жнут, в закрома не собирают, однако Отец ваш Небесный питает их. Разве не дороги вы для Него много более, чем они?

Да и кто из вас может волнением продлить свою жизнь хоть на час?
 
Да и кто из вас, сколько бы он ни заботился, может хотя бы на час продлить свою жизнь?11

И зачем беспокоитесь об одежде? Посмотрите на полевые цветы, как они растут: они не трудятся и не шьют себе одежды.
 
И об одежде зачем беспокоитесь? Вот лилии полевые: они не изнуряют себя трудом, не прядут.

Говорю вам, что даже Соломон со всем своим великолепием не носил таких одеяний, какие имеют они.
 
Но даже и Соломон, во всей своей славе и блеске, не одевался — говорю вам — так, как любая из них.

И если Бог с такой роскошью одевает полевые растения, которые сегодня есть, а завтра будут брошены в печь, то разве Он не оденет вас, маловеров, ещё лучше?
 
Но если траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет в печь брошена, Бог так одевает, не сделает ли Он большее для вас, маловеры?

Так не беспокойтесь и не говорите: „Что нам есть?” — или: „Что нам пить?” — или: „Во что одеться?”
 
Итак, не тревожьтесь и не говорите: „Что нам есть?“, „Что нам пить?“, „Во что нам одеться?“ —

Язычники беспокоятся обо всём этом. Ваш же Отец Небесный знает все ваши нужды.
 
это ведь для язычников главная забота. Что же до ваших нужд, знает обо всех о них Отец ваш Небесный.

Заботьтесь прежде всего о Царстве Божьем и о том, что Бог требует, а тогда всё необходимое будет вам дано.
 
Царство [Божие] и Божия праведность — вот к чему должны вы стремиться прежде всего, а остальное всё будет дано вам в придачу.

И не заботьтесь о завтрашнем дне, потому что завтрашний день принесёт с собой свои заботы. Каждый день полон своих забот».
 
Итак, не тревожьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам позаботится о себе. Довольно каждому дню своего беспокойства.

Примечания:

 
 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — В некот. рукописях: (давать) милостыню.
2  [2] — Букв.: не труби перед собой.
11  [3] — Или: хлеб наш на день грядущий.
12  [4] — В некот. рукописях: прощаем.
13  [5] — Букв.: не введи нас во искушение. В свете апостольского учения о том, что Бог «никого… не искушает» (Иак 1:12−14), эти слова молитвы, вероятно, могут пониматься как наша просьба о Божественной помощи в борьбе с искушением.
13  [6] — Большинство древн. рукописей не включают последние два предложения. См. в Словаре Аминь.
16  [7] — Или: лицемеры принимают постное/скорбное выражение лица.
24  [8] — Букв.: ибо одного он будет ненавидеть, а другого любить — семитская идиома, выражающая предпочтение одного другому.
24  [9] — Мамона — вероятно, арамейское слово, означающее богатство или земные блага, имя языческого бога богатства.
25  [10] — Один и тот же греческий глагол переводится как «тревожиться» (ст. 25, 31 и 34), «заботиться» (ст. 27), «беспокоиться» (ст. 28).
27  [11] — Друг. возм. пер.: прибавить себе роста немного (букв.: на один локоть).
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.