От Матфея 19 глава

От Матфея, святое благовествование
Библейской Лиги ERV → Комментарии Давида Стерна

Библейской Лиги ERV

1 Закончив Свою притчу, Иисус покинул Галилею и отправился в окрестности Иудеи за рекой Иордан.
2 За Ним следовали толпы людей, и Он исцелял там всех, кто был болен.
3 К Иисусу пришли фарисеи и, испытывая Его, спросили:
«По всякой ли причине имеет человек право разводиться со своей женой?»
4 Иисус ответил:
«Разве не читали вы в Писаниях, что в самом начале Бог „сотворил людей мужчиной и женщиной”,
5 и сказал: „Поэтому мужчина оставит отца и мать и соединится со своей женой, и станут двое единой плотью”,
6 так что их уже не двое, а лишь одна плоть. То, что соединил Бог, никто да не разъединит».
7 Тогда фарисеи спросили у Него:
«Почему тогда Моисей приказал: „Выдай ей письмо о разводе и разведись с ней”?»
8 Иисус ответил им:
«Из-за того, что вы отказались принять Божье учение. Моисей разрешил вам разводиться с жёнами, но не так было вначале.
9 Но говорю вам, что каждый, кто разводится со своей женой не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует».
10 Ученики возразили Ему:
«Если у мужа такие обязанности перед женой, то лучше и вовсе не жениться».
11 Тогда Иисус сказал им:
«Не каждый может принять это, а только те, кому дано это было.
12 Потому что есть такие мужчины, которые родились скопцами, и другие, которых люди превратили в скопцов, а есть и такие, которые сами стали скопцами ради Царства Небесного. Тот, кто может принять это, пусть принимает».
13 После этого к Нему привели детей, чтобы Он возложил на них руки и помолился, но ученики порицали тех, кто привёл детей.
14 Иисус же сказал:
«Пусть дети приходят, не препятствуйте им приходить ко Мне, так как Царство Небесное принадлежит таким, как они».
15 И Он возложил на них руки, а после этого ушёл оттуда.
16 Однажды некий юноша пришёл и обратился к Иисусу с вопросом:
«Учитель, какое доброе дело должен я сделать, чтобы обрести вечную жизнь?»
17 Иисус ответил ему:
«Почему спрашиваешь Меня о том, что такое добро? Только Господь один добр, но если хочешь обрести вечную жизнь, то соблюдай заповеди».
18 Юноша спросил:
«Какие заповеди?»
Иисус же сказал:
«„Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не лжесвидетельствуй.
19 Почитай отца и мать. Люби ближнего своего, как самого себя”».
20 Услышав эти слова, юноша спросил:
«Все это до сих пор я соблюдаю. Чего мне ещё недостает?»
21 Иисус ответил ему:
«Если хочешь достичь совершенства, пойди и продай всё, что имеешь, раздай бедным и обретёшь сокровище на небесах. Тогда приди и следуй за Мной».
22 Услышав это, юноша ушёл опечаленный, так как у него было большое состояние.
23 И сказал Иисус Своим ученикам:
«Правду вам говорю: трудно богатому войти в Царство Небесное.
24 И ещё скажу: легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царство Небесное».
25 Когда ученики услышали это, то очень удивились и спросили:
«Кто же тогда может спастись?»
26 Глядя на них, Иисус ответил:
«Это для людей невозможно, но для Бога всё возможно».
27 Пётр тогда сказал Ему:
«Послушай, мы ведь оставили всё и последовали за Тобой. Какая же нам тогда будет награда?»
28 Иисус ответил им:
«Правду вам говорю, что в новом мире, когда Сын Человеческий воссядет на престоле славы Своей, вы, последовавшие за Мной, тоже сядете на двенадцати престолах и станете судить двенадцать племён Израиля.
29 И каждый, кто оставил свои дома или братьев и сестёр, или отца с матерью, или детей, или своё хозяйство, чтобы стать Моим последователем, обретёт в сто раз больше и унаследует вечную жизнь.
30 Но многие из тех, кто были первыми, станут последними, а последние станут первыми».

Комментарии Давида Стерна

1 После того, как Йешуа рассказал об этом, он покинул Галил и пошёл вдоль восточного берега реки Ярден, пока не пересёк границу Й'гуды. 2 За ним последовали огромные толпы народа, и он исцелил их там. 3 Пришли некоторые из п 'рушим и пытались уловить его в словах, спрашивая: "Разрешено ли человеку разводиться со своей женой по любому поводу?" 4 Он отвечал: "Разве вы не читали, что в начале Творец сотворил их мужчиной и женщиной," (Брешит — Бытие 1:27) 5 и что он сказал: 'Поэтому мужчина должен оставить своего отца и мать и соединиться со своею женою, и двое станут одной плотью'"? (Брешит — Бытие 2:24) 6 Таким образом, они уже не двое, но одЙн. Если так, никто не должен разъединять то, что соединил Бог". 7 Они сказали ему: "Тогда почему Моше дал заповедь о том, что мужчина должен дать своей жене гет (Дварим — Второзаконие 24:1, 3) и развестись с нею?" 8 Он ответил: "Моше позволил вам разводиться с жёнами, потому что ваши сердца ожесточены. Но в начале не было так. 9 И вот что я скажу вам: тот, кто разводится с женой не по причине супружеской неверности и женится на другой женщине, совершает прелюбодеяние!"

Стих 3−9. В Пятикнижии Моисея только отрывок Второзаконие 24:1−4 посвящён теме развода. Однако и там отсутствует подробный анализ причин, по которым разрешён развод. Понимание этого отрывка Гилелем и Шаммаем, жившими за одно поколение до прихода Йешуа, было противоречивым. Школа Шаммая утверждает, что мужчина не может развестись со своей женой до тех пор пока он не найдёт в ней супружеской неверности, как сказано: '...потому что он нашёл в ней непристойность в чём-либо'. Но школа Гилеля говорит, что он может развестись с ней, даже если она приготовила ему пригоревшую пищу, как сказано:'...потому что он нашёл в ней непристойность в чём-либо'". (Мишна: Гитин 9:10)

В стихе 9 Йешуа соглашается с жёстким мнением школы Бейт-Шаммай. И хотя мягкая позиция школы Бейт-Гилель стала галахической нормой, Раби Эль'азар, член Бейт-Гилель, комментирует в Гемаре эту мишну так: "Когда мужчина разводится со своей первой женой, даже жертвенник льёт слёзы", цитируя Второзаконие 24:13−14 в качестве подтверждения (Гитин 906). В еврейской традиции бытует мнение, что во времена Мессии станут нормой более строгие правила Бейт-Шаммай. Приводя в качестве подтверждения место из Писания, Йешуа возвращается к началу, в Ган-Эден (ст. 4−5), чтобы обосновать своё мнение о том, что брак не может быть расторгнут по какой-либо другой причине, кроме прямого пренебрежения целостностью единой плоти, т.е. кроме прелюбодеяния. Стих 9 может подразумевать, что возможен развод и по другим причинам, но без повторного брака (см. 5:31−32 и ком.). Вторая допустимая причина развода дана в 1 Кор. 7:12−16.

10 Талмидим сказали ему: "Если таково положение мужа и жены, лучше вообще не жениться!" 11 Он ответил им: "Не каждый понимает это учение, только те, кому оно предназначено. 12 Потому что есть разные причины, по которым люди не женятся — одни, потому что родились без желания, другие были оскоплены, а третьи отказались от брака ради Царства Небес. Тот, кто может понять это, пусть поймёт".

Стих 10−12. Иудаизм всегда считал брак нормальным и желательным явлением — "Неженатый человек живёт безрадостно, без благословения и без добра... Неженатый человек — неполноценный человек" (Талмуд: Йевамот 62б-63а). С другой стороны, некоторые направления христианства воздают явно преувеличенные почести безбрачию (об этом явлении см. 1 Кор. 7:1−40 и ком.). Йешуа говорит, что жизнь как состоящих в браке, так и холостых людей (выбор зависит от призвания и личных предпочтений человека) может быть посвящена служению Богу и человечеству, и он заботится о том, чтобы свести на нет неуместное в этом случае чувство вины человека, делающего свой выбор.

13 После этого к нему привели детей, чтобы он возложил на них руки и помолился за них, но талмидим упрекали людей, приводивших их. 14 Однако Йешуа сказал: "Пусть дети приходят ко мне, не препятствуйте им, потому что Царство Небес принадлежит таким, как они". 15 Возложив на них руки, он продолжил свой путь. 16 Один человек приблизился к Йешуа и сказал: "Раби, что доброго я должен сделать, чтобы иметь вечную жизнь?" Он сказал ему: 17 "Почему ты спрашиваешь меня о добром? Есть только Один, кто добр! Но если хочешь обрести вечную жизнь, соблюдай мицвот". 18 Человек спросил у него: "Какие из них?" и Йешуа ответил: "Не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не давай ложных показаний 19 почитай своего отца и мать (Шмот — Исход 20:13−16) и люби своего ближнего как самого себя" (Ваикра — Левит 19:18)

Стих 18−19. Йешуа называет с шестой по девятую и пятую из Десяти Заповедей (см. 5:21). Все они относятся к межличностным отношениям, как, например: "люби ближнего своего, как самого себя", которая включает в себя смысл остальных (Рим. 13:8−10).

20 Юноша сказал ему: "Всё это я соблюдал; чего же ещё мне не хватает?" 21 Йешуа сказал в ответ: "Если ты твёрдо решил достичь цели, пойди и продай своё имущество, раздай бедным, и будут у тебя сокровища на небесах. Затем приходи и следуй за мной!"

Стих 21. Если ты твёрдо решил достичь цели. Обычно и столь же обоснованно это место переводится так: "Если хочешь быть совершенным". См. Рим. 10:4.

22 Но услышав это, юноша ушёл, расстроившись, потому что он был богат. 23 Тогда Йешуа сказал талмидим; "Да, говорю вам, очень трудно будет богатому человеку войти в Царство Небес. 24 И ещё говорю вам, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Божье Царство".

Стих 24. Игольное ушко. Образ, который использует Йешуа имеет буквальное значение: верблюд, самое большое животное известное в Израиле в I веке н.э., не в состоянии пройти сквозь игольное ушко — самое маленькое отверстие. Смысл этого высказывания похож на 6:19−24.

25 Талмидим услышали это и удивились. "Тогда кто же, — спросили они, — может спастись?" 26 Йешуа взглянул на них и сказал: "Людям это невозможно; но с Богом возможно всё". 27 Кифа отвечал: "Смотри, мы всё оставили и пошли за тобой. Что же нам будет?" 28 Йешуа сказал им: "Да. Говорю вам, что в возрождённом мире, когда Сын Человеческий сядет на троне славы, вы, последовавшие за мной, также сядете на двенадцати престолах и будете судить двенадцать колен Израиля.

Стих 28. Танах, а именно Исайя 1:25 — 2:5, 11:1−16, 65:17; Иеремия 23:3−8, 30:1 — 31:40; Михей 4:1 — 5:3; Захария 12:1 — 14:21; Псалмы 2, 21, 88; Даниил 7−12, говорит о возрождённом мире. Отметьте также Рим. 8:19−23, Отк. 21:1 — 22:5. В раввинской литературе говорится об олам габа ("мир," "век грядущий") и в таких местах Талмуда, как Сангедрин 96−99, описывается время его наступления и характер.

Вы также сядете на двенадцати престолах и будете судить двенадцать колен Израиля. Это очень важный стих Нового Завета, подтверждающий Божьи обещания народу Израиля, например, Исайя 1:26: "И я восставлю твоих судей, как прежде". См. также Иезкииля 48, Исайю 9:5−6 (6−7). Этот стих даёт логическое обоснование избранию двенадцати посланников (10:2−4) и сохранению этого количества (Деян. 1:15−26); сравните также Отк. 21:10−14

29 Каждый, кто оставил ради меня дом, братьев, сестёр, отца, мать, детей, землю, получит в сто раз больше, и приобретёт вечную жизнь. 30 Многие первые станут последними, а последние — первыми.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.