Бытие 1 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Вначале, когда Бог сотворил небо и землю,
2 земля была гола и бесформенна. Земля покоилась под океанскими глубинами, и тьма скрывала океан, а над водами словно ураган носился Дух Божий.
3 И тогда Бог сказал:
«Да будет свет!» — и воссиял свет.
4 Бог увидел свет и был доволен увиденным. Затем Бог отделил свет от тьмы.
5 И назвал Он свет «днём», а тьму —
«ночью».
И был вечер, а потом настало утро. Это был день первый.
6 Тогда Бог сказал:
«Да будет воздух, разделяющий воду посередине!»
7 И сотворил Бог воздух и разделил воду посередине. Часть вод была над воздухом, а часть — под воздухом.
8 Бог назвал воздух небом. И был вечер, а потом настало утро. Это был день второй.
9 Тогда Бог сказал:
«Пусть воды, которые под небом, сомкнутся, чтобы появилась суша».
И стало так.
10 Бог назвал сушу землёй, а сомкнувшиеся воды назвал морями. И Бог был доволен увиденным.
11 Затем Бог сказал:
«Пусть на земле растут трава, злаки и фруктовые деревья. Фруктовые деревья будут давать плоды с семенами, и каждое растение будет приносить собственные семена согласно своему роду. Пусть эти растения будут произрастать на земле».
Всё именно так и произошло.
12 На земле росли трава, злаки и деревья, приносившие плоды с семенами. Каждое растение порождало собственные семена по своему подобию. И Бог был доволен увиденным.
13 И был вечер, а потом настало утро. Это был день третий.
14 Тогда Бог сказал:
«Да будут в небе светила. Они отделят дни от ночей, будут служить для особых знамений, а также указывать время для священных собраний. И ещё они будут служить для указания дней и лет.
15 Эти светила будут в небе, чтобы светить на землю».
И стало так.
16 И сотворил Бог два великих светила: одно светило большее, чтобы властвовать над днём, а другое меньшее, чтобы властвовать над ночью.
17 и поместил все эти светила на небеса, чтобы они сияли над землёй.
18 Он поместил эти светила на небеса, чтобы они властвовали над днём и над ночью и отделяли свет от тьмы. И Бог был доволен увиденным.
19 И был вечер, а потом настало утро. Это был день четвёртый.
20 Затем Бог сказал:
«Да заполнит воду множество живых существ, и пусть летают птицы в воздухе над землёй».
21 Тогда Бог создал морских животных и всё живое, что обитает в море. Бог сотворил также и всякого рода птиц, летающих в небе. Бог увидел всё это и был доволен увиденным.
22 Бог благословил этих животных и велел им расплодиться и заполнить моря. Бог велел птицам на суше наплодить великое множество птенцов.
23 И был вечер, а потом настало утро. Это был день пятый.
24 Тогда Бог сказал:
«Да породит земля множество живых существ! Пусть будет множество разных животных: крупные животные и мелкие ползучие животные всякого рода, и пусть наплодят эти животные других животных».
И стало так.
25 И сотворил Бог всякого рода животных: диких зверей, домашних животных и всех мелких ползучих тварей. И Бог был доволен увиденным.
26 Тогда Бог сказал:
«Теперь создадим людей по Нашему образу и подобию. Они будут властвовать над всеми рыбами в море и над всеми птицами в небе, будут властвовать над всеми крупными животными и над всеми мелкими тварями, ползающими по земле».
27 И сотворил Бог людей по Своему образу и подобию: мужчин и женщин.
28 Затем Бог благословил их, сказав:
«Обзаводитесь детьми, чтобы умножалось число людей. Заполните землю и владейте ею. Властвуйте над рыбами в море и над птицами в небе, властвуйте над всеми живыми существами, обитающими на земле».
29 Бог сказал:
«Я даю вам все злаки и все фруктовые деревья, которые приносят плоды с семенами. Зерно и плоды будут вашей пищей.
30 Я также даю животным все зелёные растения. Все животные на земле, все птицы в небе и все ползающие существа будут питаться ими».
И стало так.
31 Бог посмотрел на всё, созданное Им, и увидел, что всё это очень хорошо. Настал вечер, а потом пришло утро. Это был день шестой.

Толкование Далласской семинарии

I. События первобытного времени (1:1 — 11:26)

А. Творение (1:1 — 2:3)

Описание творения служит началом книги Бытия, и это логично, потому что это описание объясняет начало вселенной. Соответствующие стихи всегда привлекали (как и следовало ожидать) внимание науки. Но прежде всего они представляют собой богословский трактат, полагающий основание всему Пятикнижию.

Создавая этот труд для Израиля, Моисей стремился изобразить Бога как Основателя и Творца жизни во всей ее полноте; он стремился показать, что Бог, сотворивший Израиля, — тот же самый Бог, который сотворил мир и все, что в нем, и что теократическая форма правления зиждется таким образом на высшей и всеобъемлющей власти Бога-Творца. Израилю следовало познать, какой Бог образовал его как народ, познать, что он сам, его закон, обычаи и верования уходят корнями в то, что представляет собой этот Бог.

Невозможно преувеличить значение того, что из этого вытекает. Это, во-первых, значит, что все существующее находится под Божиим контролем. Ибо творение не может не быть в подчинении у Творца. Силы ли природы, предметы или твари, в том числе враждебные Богу, которые стали божествами язычников, не могут, следовательно, представлять серьезной угрозы для служителей живого Бога.

Во-вторых, в описании акта творения нам открывается основание Моисеева закона. Если Бог действительно был до всего и создал все, то как же неразумно поклоняться другим «богам», вместо Него! Они и не боги вовсе перед лицом Его. И если Бог на самом деле сотворил человека по образу Своему, чтобы тот имел представление о Нем, то сколь неразумно пытаться изображать Бога! Если Бог действительно отделил один день для Себя как день покоя от работы, то не должен ли человек последовать Ему в этом? Итак, заповеди находят здесь разумное объяснение.

В-третьих, из этих стихов следует, что Бог-Творец есть и Бог-Избавитель. Ибо в них повествуется о том, как Он вывел вселенную из состояния хаоса, повелел из тьмы воссиять свету и отделил одно от другого, как обратил проклятие в благословение и дал событиям развиваться в направлении от зла и тьмы к святости. В этом усматривается параллель тому, что совершал Господь при исходе евреев из Египта, когда Он избавлял Израиля, нанося поражение силам египтян, олицетворявшим в этом контексте хаос.

Недаром в событиях исхода, которые действительно имели место в истории, пророки и апостолы видели пример, приведенный для сравнения и в доказательство искупительной деятельности Бога. В конечном счете Он, Который вызвал свет из тьмы, повелел Своему свету воссиять в сердцах верующих (2Кор 4:6) — с тем, чтобы они сделались новой тварью (2Кор 5:17).

Быт 1:1−2. По традиции эти стихи понимаются как относящиеся к фактическому творению материи, творению из «ничего», т. е. тому, что происходило в «день первый». Но пристальное внимание привлекают в этой связи словарные и грамматические особенности первых двух стихов. В них вводятся основные положения, получающие развитие в дальнейшем описании творения. Что вселенная явилась результатом созидательной Божией работы, предельно четко выражено в словах: …сотворил Бог небо и землю.

Слово бара («сотворил») может подразумевать творение из «ничего», но этим его значение не ограничивается (сравните с 2:7, бара переведено как «создал»). Оно скорее подчеркивает, что созданное было новым и совершенным. (Это слово — бара — всегда употребляется в Библии только по отношению к Богу как к творящему Субъекту.)

Поскольку в 1:2 описывается хаос: земля же была безвидна (согласно другим переводам — «бесформенна») и пуста, и тьма над бездною… — представляется, что речь в этом стихе идет о состоянии мира в то время, когда Бог приступил к обновлению его (стих 3) — потому что хаос, пустота и тьма не могли быть результатом творческого действия (бара) Бога; на страницах Библии они скорее являют собой симптомы греха, навлекающего на мир осуждение.

Затем: Божие творение в сущности «берет начало» — по Его повелению — в стихе 3, и то, о чем читаем в стихе 2, приводится в процессе творения в порядок и гармонию — с того момента, как стал свет, который рассеял тьму. Выражение «безвидна и пуста» (тоху вабоху), по-видимому, предваряет состояние земли, какое рисуется далее в первой главе, где бесформенной и пустой планете Бог придает форму и наделяет ее «полнотой всего во всем».

Некоторые усматривают здесь некую среднюю стадию, то есть незавершенное творение (стих 2), которое будет завершено (т. е. приведено в то состояние, которое имеем на сегодня) позже (стихи 3−25), но ни синтаксис ни лексика стихов 1−2 не согласуются с такой точкой зрения.

Другие видят между первыми двумя стихами «брешь» во времени, полагая, что в этом промежутке совершилось падение сатаны и вхождение в мир греха, повлекшего за собой хаос. Но более соответствующим истине представляется толкование, которое предлагает в своем Комментарии на Ветхий Завет Меррил Ф. Унгер: по его мнению, в стихе 1 речь идет о некоем относительном, а не абсолютном начале, и в главе 1 объясняется сотворение вселенной такой, какой знает ее человек, а не начало всего вообще, стихи же 1 и 2 образуют введение к этому описанию. Именно «относительному началу» предшествовало падение сатаны и вторжение греха в первоначальное творение, полагает М. Ф. Унгер.

Господь Бог Вседержитель сотворил все существующее Духом (стих 26). Дух Божий носился во тьме хаоса, готовясь привести в действие творящее Слово Бога.

Быт 1:3−5. Здесь вводится порядок (или схема) каждого из дней творения:

а) действие творящего Слова,
б) сообщение о результате,
в) оценка его Богом как «хорошего»,
г) наименование Богом сменяющего друг друга времени суток, и
д) нумерация каждого из дней. На слово «день» (йом) имеется несколько толкований.

1) Дни творения подразумевают неопределенно долгие геологические эры, предшествовавшие появлению на земле человека.

2) Дни — это суточные (24 часа) периоды времени, в которые Бог являл Свои действия по сотворению мира (т. е. придавал им видимый характер).

3) Дни — это буквальные сутки (24 часа), в которые протекала творческая деятельность Бога. В пользу последнего толкования говорит тот факт, что термин йом с сопровождающим его порядковым числительным (первый, второй, третий и т. д.) всегда подразумевает на страницах Священного Писания сутки, состоящие из 24 часов. В его же пользу свидетельствует (в обычном ее понимании) четвертая заповедь (Исх 20:11).

Первое творящее слово Бога произвело свет. Красота и величие этого творения словом представляют разительный контраст с причудливым повествованием язычников о сотворении мира. Могущество Божьего слова являет себя именно в красоте и величии. И это слово было обращено к Израилю, чтобы побудить его довериться Богу и слушаться Его.

Свет, о котором сказано здесь, был естественным, физическим. Его сотворение принесло мгновенную победу, потому что свет рассеял тьму. Противопоставление света и тьмы (дня и ночи) имеет в Библии и глубоко символическое значение — как противопоставление добра и зла. Здесь начал Бог дело Свое, которое завершится в грядущем Веке, когда тьмы (ночи) уже не будет (Откр 22:5). Израиль узнает, что Бог есть Свет, что Он есть Истина и Путь. Этот Свет светил ему во тьме Египта (Исх 10:21−24), и при избавлении своем из рабства Израиль шел за Ним (Исх 13:21).

Быт 1:6−8. В день второй Бог отделил атмосферные воды (воду; точнее, по-видимому, водяные пары) от тех, которые покрывали землю. Он отделил их друг от друга выгнутым пространством неба; в Библии оно названо твердью (в подлиннике — «покрышка»). Речь идет об атмосферной оболочке земли; представляется, что в те необозримо давние времена плотная влажность «обволакивала» землю.

Быт 1:9−13. Суша, с ее растительным покровом, была сотворена в день третий. Растительная жизнь является частью упорядоченной вселенной, и начало ей положил Бог — однажды и навсегда (а не по принципу «циклического» умирания и возобновления жизни, как этот описывается в языческих мифах). И Он же положил пределы суше и морям (сравните с Иов 38:8−11), так что тщетно веровали язычники в «божества бездны» как в силы, с которыми следует считаться.

Быт 1:14−19. В день четвертый появляются солнце (для управления днем; стих 16), а также луна и звезды — для управления ночью. Светила эти либо были сотворены уже имеющими определенный возраст либо были созданы ранее, и только теперь стали видимы с земли. (Следует заметить, что космогоническая картина планет, «поставленных» Богом на «тверди небесной», дается в соответствии с миропониманием первобытного человека и с его непосредственным, чувственным, восприятием, и не должна поэтому сопоставляться с научным, астрономическим, видением мироздания. Ибо цель Библии — не в изложении научных положений, а в приобщении человека к тайнам духовного бытия. — от ред.)

Эти небесные тела должны были служить для отделения дня от ночи и как подающие знамения (здесь в значении «регулирующие смену времен года»; имеются в виду фазы луны, восход и заход различных звезд — все эти признаки или «знамения» служили руководством в хозяйственной жизни, для путешественников и моряков).

Быт 1:20−23. Пресмыкающихся (по другим переводам — «движущихся») тварей морских и птиц небесных Бог сотворил в день пятый. В стихе 21 второй раз в этой главе повторяется «бара» — «сотворил». Крупные морские «чудища», ставшие предметом языческого поклонения в древнем мире, были таким образом ничем иным, как творением могучего Бога. И самая способность их плодиться и размножаться явилась результатом Его благословения (стих 22).

Быт 1:24−31. День шестой, когда Бог сотворил не только диких зверей земных, часть которых будет впоследствии приручена людьми и станет «домашними» (скотом) и наземных пресмыкающихся (гадов), но и человека, стал кульминационным днем творения. Упоминаемый последним при перечислении всего созданного Богом, человек, тем не менее, был именно сотворен, а не сформировался в процессе эволюции.

Он был сотворен по образу Божию (стих 27; буквально — «в существе своем по образу Божию»); заметим, что к образу этому был приобщен лишь человек. Но самое слово «образ» (селем) употреблено тут в переносном смысле, потому что Богу человеческое обличье не присуще. Быть созданным по образу Божию означает, что люди разделяют — хотя и не в совершенстве и ограниченно — Божию природу, то есть обладают рядом Его атрибутов, которые и обусловливают их способность к духовному общению с Творцом; вот они, эти атрибуты: человек — это личность; ему дана жизнь; ему присущи стремление к истине, мудрость, любовь, святость, жажда справедливости.

Сотворение Богом человека по образу Своему было целенаправленным: людям предстояло владычествовать (стихи 26,28), т. е. управлять; другими словами, быть «представителями» на земле суверенного небесного Владыки. (В свое время фараоны — идолопоклонники практиковали нечто «подобное»: они приказывали отливать изображавшие их статуи, как бы «представлявшие» их владычество над землей Египта.) Однако по причине вторжения в мир греха не все покорилось человеческой власти (Евр 2:8). Полное владычество над землей осуществит Иисус Христос (Евр 2:5−8) по Своем втором пришествии.

Сотворив мужчину и женщину, Бог благословил их, дав им способность плодиться и размножаться. Самое это понятие — «благословения» подразумевает в книге Бытия дарование процветания и плодородия (чадородия). Какой огромный смысл таили в себе на будущее эти дивные распоряжения Бога для Израиля, которому предназначено было стать Его «уполномоченным» на земле! Ведь именно Израилю надлежало войти в обетованную землю и жить там в ожидании не оскудевающих Божьих благословений.



2007–2022, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.