2 Царств 12 глава

Вторая книга Царств
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Господь послал к Давиду Нафана, и тот сказал:
«В одном городе жили два человека: один богатый, а другой бедный.
2 У богатого было очень много мелкого и крупного скота,
3 а у бедного не было ничего, кроме маленькой овечки, которую он купил. Он выкормил её, и она выросла вместе с его детьми. Она ела то, что он ел, пила из его чаши, спала у него на груди и была ему как дочь.
4 Однажды к богатому человеку пришёл странник, но богач не хотел брать животное из своих овец и коров, чтобы приготовить еду для странника. Он взял овечку бедняка и приготовил её для гостя, который пришёл к нему».
5 Давид очень разгневался на этого человека и сказал Нафану:
«Так же верно, как то, что Господь жив, человек, совершивший этот поступок, достоин смерти!
6 За овечку он должен заплатить вчетверо, так как совершил этот страшный грех и не имел сострадания».
7 Затем Нафан сказал Давиду:
«Ты и есть тот человек! Вот что говорит Господь, Бог Израиля: „Я помазал тебя на царство в Израиле, Я избавил тебя от руки Саула.
8 Я дал тебе дом твоего господина, дал тебе жён твоего господина и царства Израиля и Иудеи. И если бы этого было мало, Я дал бы тебе ещё больше.
9 Почему же ты пренебрёг словом Господа, сделав то, что Он считает злом? Ты поразил мечом Урию хеттеянина и взял себе его жену. Ты убил его мечом аммонитян.
10 За то, что ты пренебрёг Мной и взял себе жену Урии хеттеянина, твоя семья никогда не будет жить в мире”».
11 Так говорит Господь:
«Я навлеку беды против тебя в твоём собственном доме. У тебя на глазах Я возьму твоих жён и отдам их человеку, который очень близок тебе. Он будет спать с твоими жёнами, и все будут об этом знать.
12 Ты втайне познал Вирсавию, Я же прилюдно накажу тебя».
13 И сказал Давид Нафану:
«Согрешил я перед Господом».
Нафан ответил Давиду:
«Господь простил тебе твои грехи, ты не умрёшь.
14 Однако своим грехом ты дал повод врагам Господа возненавидеть Его, поэтому умрёт родившийся у тебя сын».
15 После того как Нафан пошёл к себе в дом, Господь поразил ребёнка, которого родила Давиду жена Урии, и он заболел.
16 Давид молился Богу о младенце. Он постился и, уединившись в доме, проводил ночи, лёжа на земле.
17 Старейшины его дома пришли к нему, чтобы поднять его с земли, но он не встал и отказался есть с ними.
18 На седьмой день младенец умер. Слуги Давида боялись сказать ему, что ребёнок мёртв, так как полагали следующее:
«Мы пытались говорить с Давидом, когда ребёнок был ещё жив, но он отказывался слушать нас. Как же нам сказать ему, что ребёнок умер? Услышав эту весть, он сделает с собой что-нибудь безумное».
19 Давид заметил, что его слуги перешёптываются между собой, и понял, что ребёнок умер. Он спросил:
«Умер ребёнок?»
Слуги ответили:
«Да, умер».
20 Тогда Давид встал с земли, умылся, переоделся и пошёл в дом Господа молиться. Затем он пошёл домой и потребовал, чтобы ему принесли еду. Слуги принесли ему еду, и он стал есть.
21 Слуги Давида спросили его:
«Почему ты ведёшь себя так? Когда ребёнок был ещё жив, ты постился и плакал, а когда ребёнок умер, ты встал и попросил есть».
22 Давид ответил:
«Когда ребёнок был ещё жив, я постился и плакал потому, что думал: „Кто знает? Может, Господь помилует меня, и дитя останется живым”.
23 Но сейчас ребёнок умер. Зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Нет! Когда-нибудь я пойду к нему, но он не вернётся ко мне».
24 Затем Давид утешил Вирсавию, свою жену. Он вошёл к ней и спал с ней. Она снова забеременела и родила сына, которого они назвали Соломоном. Господь полюбил его
25 и поэтому послал пророка Нафана, и тот от имени Господа дал ребёнку имя «Иедидиа».
26 Равва была столицей аммонитян. Иоав воевал против Раввы и захватил город.
27 Иоав отправил послов к Давиду с таким сообщением:
«Я воевал против Раввы и захватил источник, питающий город.
28 Теперь собери остальной народ, подойди к Равве и захвати его. Если я возьму город, то он будет назван моим именем».
29 Тогда Давид собрал весь народ и пошёл к Равве. Он сразился против Раввы и захватил город.
30 Давид снял с головы их царя корону из чистого золота, украшенную драгоценными камнями весом в один талант. Эта корона была возложена на голову Давида. Он также вынес из города много драгоценных вещей.
31 Давид также вывел всех жителей Раввы и заставил их работать пилами, железными кирками, топорами и обжигать кирпич. Так он поступил со всеми аммонитскими городами. Затем Давид и всё его войско возвратились в Иерусалим.

Толкование Далласской семинарии

Б. Нафан укоряет царя; наказание Давида (глава 12)

2Цар 12:1−6. Через какое-то время после того, как Вирсавия родила, послал Господь пророка Нафана к Давиду, и тот поведал ему о единственной овечке бедняка, украденной у него богатым человеком, иносказательно описав царю преступление, совершенное им самим. Достоин смерти человек, сделавший это, в гневе воскликнул царь, и вчетверо должен заплатить он за то, что не имел сострадания; отдать четыре овцы за одну украденную требовалось согласно закону (Исх 22:1).

2Цар 12:7−14. Реакция Давида на рассказ Нафана была искренней и непосредственней, потому что человеку свойственно, обличая в том или ином грехе других, в себе самом тот же грех не сознавать. И потому слова пророка: ты — тот человек! — потрясли Давида.

От имени Господа Нафан напомнил царю, что все, включая дом и жен предшественника своего Саула, получил он высшей милостью в свою полную власть. И больше дал бы ему Господь, но он, отняв Вирсавию у Урии и послав его самого на смерть, украл овечку бедняка (стих 9). И теперь ему предстоит так же страдать от меча, как пострадал от меча Аммонитян Урия. И жены Давида будут отняты от него, как отнял он Вирсавию у Хеттеянина. Последнее осуществилось, когда собственный сын Давида Авессалом «вошел к наложницам отца пред глазами всего Израиля» (16:22). Позор Давида будет тем горше, что зло, которое он сотворил тайно, Господь сделает по отношению к нему явно.

Позволительно спросить, почему же Бог не наказал Давида смертью — ведь двойной грех прелюбодеяния и убийства давал для этого все основания (Исх 21:12; Лев 20:10)! Ответ безусловно в искренности покаяния Давида (для сравнения заметим, что Саул, хоть и каялся, сознавая свой грех, сердцем не болел за содеянное; 1Цар 15:24−31); Давид же, осознав, сколь отвратительно было его согрешение, сокрушался всей душой, о чем проникновенно свидетельствует Псалом 50, и особенно трогательно — 12-ый и 13-ый стихи этого Псалма: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня».

Господь был достаточно милостив, чтобы снять с Давида грех его: ты не умрешь, свидетельствовал ему Нафан. И в общении с Ним впредь не отказал Господь помазанному Своему, но последствия злого дела, совершенного им, он должен был понести, и до конца дней предстояло Давиду пить горькую чашу, и не только ему, но и всему народу.

2Цар 12:15−23. Вскоре после встречи Давида с Нафаном тяжело заболел новорожденный сын царя, смерть которого предсказал пророк (стих 14). Через неделю дитя умерло, несмотря на то, что все это время Давид постился и горячо молился. И прекратил Давид излияние скорби своей, как только узнал об этом. Но привел себя в порядок (с ритуальной точки зрения; стих 20), принял пищу и поклонился Богу. Он вел себя вопреки обычаю, и это изумило приближенных его; замечателен ответ им Давида: доколе дитя было живо я постился и плакал. А теперь оно умерло; зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его?

2Цар 12:24−25. По прошествии времени Вирсавия родила Давиду другого сына, который получил двойное имя: родители назвали его Соломон, что значит «мир», а Господь, через Нафана нарек ему имя Иедидиа («возлюбленный Богом»).

2Цар 12:26−31. Тем временем Иоав успешно вел осаду Раввы Аммонитской. Почти (стих 26) он взял ее в том смысле, что лишил город воды (стих 27). Остальное он предложил довершить царю, чтобы честь взятия Раввы (теперь называется Амманом; столица современной Иордании) выпала Давиду, а не ему. И взял Давид Равву, и множество военной добычи досталось ему, включая венец царя (здесь евр. малкам; оно может означать и Молоха, главного аммонитского бога), в котором золота было талант, т. е. примерно 40 кг. (Аммонитяне, потомки Лота, были грубыми идолопоклонниками, ненавидевшими израильтян; пророки неоднократно грозили им за это наказаниями от Бога; Иер 49:1−6; Иез 25:2−10.) Глава завершается описанием казней, которым подверг Давид жителей Раввы и других городов аммонитских.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.