2 Царств 14 глава

Вторая книга Царств
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Иоав, сын Саруи, знал, что царь Давид думает об Авессаломе.
2 Тогда Иоав отправил послов в Фекою, чтобы они привели оттуда мудрую женщину. Он сказал ей:
«Притворись скорбящей. Надень траурные одежды и веди себя как женщина, много дней оплакивающая умершего.
3 Затем пойди к царю и скажи ему следующие слова».
Тогда Иоав научил женщину, что говорить.
4 Женщина из Фекои вошла к царю, поклонилась ему до земли и сказала:
«О царь, помоги мне!»
5 Царь спросил её:
«Что беспокоит тебя?»
Женщина сказала:
«Я вдова. Мой муж умер.
6 У меня было два сына. Они подрались в поле, и некому было их разнять. Затем один поразил другого и убил его.
7 И теперь весь род восстал против меня. Они говорят мне: „Отдай нам сына, который убил своего брата, и мы убьём его за жизнь брата, которого он погубил”. Если они убьют его, то погасят мою единственную искру и оставят моего мужа без имени и без потомства на земле».
8 И сказал царь женщине:
«Иди домой, а я распоряжусь насчёт тебя и помогу».
9 Но женщина из Фекои сказала царю:
«Господин мой царь, пусть вина будет на мне и на семье моего отца, а царь и его престол останутся неповинны».
10 Царь ответил:
«Если кто-нибудь скажет плохое против тебя, приведи его ко мне, и он больше не будет тебя беспокоить».
11 Женщина сказала:
«Тогда, царь, именем Господа, Бога твоего, поклянись, что остановишь этих людей, и они не отомстят моему сыну за убийство брата, и не погубят его».
И сказал царь:
«Так же верно, как то, что Господь жив, ни один волос не упадёт с головы твоего сына».
12 Тогда женщина сказала:
«Позволь твоей рабе сказать ещё что-то моему господину царю».
Давид ответил:
«Говори».
13 И сказала женщина:
«Почему ты задумал такое против народа Божьего? Когда ты произнёс слова эти, ты обвинил самого себя, так как не возвращаешь домой сына, которого ты изгнал.
14 Мы все умрём и будем как пролитая на землю вода, которую нельзя собрать. Бог не накажет человека за то, что он найдёт путь вернуть домой того, кто был изгнан.
15 И теперь я пришла сказать эти слова моему господину царю, потому что народ напугал меня. Я подумала: „Я поговорю с царём, может быть, он мне поможет.
16 Царь выслушает меня и спасёт от людей, которые хотят убить меня и моего сына за собственность, которую Бог дал нам”.
17 Пусть слова моего господина царя принесут мне покой, так как господин мой царь, подобно Ангелу Божьему, может отличить хорошее от плохого. Да будет с тобой Господь, Бог твой».
18 Тогда царь сказал женщине:
«Ответь на вопрос, который я задам тебе».
Женщина сказала:
«Спрашивай, господин мой царь».
19 Царь спросил:
«Не Иоав ли велел тебе сказать всё это?»
И женщина ответила:
«Так же верно, как то, что ты жив, господин мой царь, ты прав! Твой слуга Иоав приказал мне сделать всё это и сказать тебе все эти слова,
20 чтобы ты по-другому посмотрел на обстоятельства. Господин мой, ты мудр как Ангел Божий. Ты знаешь всё, что творится на земле».
21 И сказал царь Иоаву:
«Хорошо, я сделаю так, как обещал. А теперь пойди и возврати юношу Авессалома».
22 Иоав поклонился до земли, благословил царя и сказал:
«Сегодня я знаю, что ты доволен мной, господин мой царь, так как ты исполнил всё, о чём я просил».
23 Затем Иоав встал, пошёл в Гессур и привёл Авессалома в Иерусалим.
24 Но царь сказал:
«Пусть Авессалом возвратится в свой дом. Я не хочу, чтобы он приходил ко мне».
После этого Авессалом жил в своём доме, и ему не дозволено было являться к царю.
25 Авессалома восхваляли как самого красивого мужчину во всём Израиле. С головы до пят не было у него изъяна.
26 Каждый год Авессалом состригал волосы с головы, когда ему становилось слишком тяжело их носить, а потом взвешивал их. И весили его волосы 200 шекелей по царским весам.
27 У Авессалома было три сына и одна дочь по имени Фамарь. Она была очень красивая женщина.
28 Авессалом жил в Иерусалиме два года, не бывая у царя.
29 И послал Авессалом за Иоавом, чтобы послать того с поручением к царю. Но Иоав отказался прийти к нему. Он послал во второй раз за Иовом, но тот и тогда не пришёл.
30 Тогда Авессалом сказал своим слугам:
«Видите участок поля Иоава возле моего. У него там растёт ячмень. Пойдите и подожгите его».
И слуги Авессалома подожгли тот участок поля.
31 Тогда Иоав пришёл в дом к Авессалому и сказал:
«Почему твои слуги выжгли моё поле?»
32 Авессалом ответил Иоаву:
«Я посылал за тобой с просьбой прийти ко мне. Я хотел послать тебя к царю, чтобы ты спросил его, зачем я вернулся из Гессура. Я не могу видеть царя, так лучше мне было бы оставаться там. Так позволь же мне повидать царя, а если я в чём-то виноват, то пусть он меня убьёт!»
33 Иоав пошёл к царю и пересказал ему эти слова. Тогда царь призвал к себе Авессалома. Авессалом пришёл и поклонился царю до земли, и царь поцеловал его.

Толкование Далласской семинарии

Г. Авессалом в разлуке с Давидом (глава 14)

2Цар 14:1−3. Между тем, Давид стал сильно скучать по своему сыну — беглецу, но приближенные царя не знали, как возвратить Авессалома в дом отца. Наконец, Иоав, умевший избрать нужную тактику в нужное время, послал в Фекою (которая позднее станет родиной пророка Амоса — Ам 1:1; находилась километрах в 10 от Вифлеема) за женщиной. И повелел ей облачиться в траурные одежды и явиться к царю с выдуманной историей, которую он, Иоав вложил в уста ее.

2Цар 14:4−7. И рассказала женщина царю, будто имела двух сыновей, один из которых в драке убил другого, и вот теперь родственники, в согласии с законом кровной мести, требуют жизни оставшегося у нее сына. Если они убьют его, то как ей, вдове, продолжить на земле род покойного мужа ее? Последняя искра их рода будет погашена, образно говорит она.

2Цар 14:8−11. Тронутый горем женщины, царь сказал ей, чтобы спокойно шла домой: он распорядится относительно ее дела. Слова Фекоитянки в стихе 9 следует понимать в том смысле, что вина за предотвращение кровной мести убийце (которая предусмотрена была в законе; Чис 35:9−21) да падет на нее; царь да не будет повинен в этом. Продолжая говорить к Давиду, женщина в конце-концов добивается от него формальной клятвы не допустить умножения кровопролития из мести — да не погибнет сын ее! И сказал царь: жив Господь! не падет и волос сына твоего на землю.

2Цар 14:12−14. Почему ты так мыслишь против народа Божия! Фекоитянка имеет в виду, что, вот, только что царь решительно высказался против древнего израильского обычая кровной мести. И тут же она «обличает» Давида в непоследовательности: почему, даруя амнистию не известному ему убийце, царь не сделает того же в отношении собственного изгнанника? Если и Бог милостив к отверженному, то нам ли поступать иначе? (стих 14).

2Цар 14:15−20. Желая, чтобы Давид подумал, будто ее замечание относительно Авессалома лишь «пришлось к случаю», и что главное для нее — собственное ее дело, женщина снова жалуется царю на народ, который пугает ее, требуя крови ее сына (стих 15). При этом она не скупится на славословия в адрес царя (стих 17; сравните стих 20). Но она «переигрывает», и Давид начинает догадываться об истинном назначении ее притчи, как и о том, что за всем этим стоит Иоав (стихи 19−20). Женщина не считает нужным отпираться.

2Цар 14:21−24. И царь позволяет себя «уговорить», не выразив недовольства тем, что был обманут. Он поступает по слову Иоава, посылая своего военачальника за Авессаломом. Отказ Давида встретиться с возвратившимся в Иерусалим сыном, очевидно, объяснялся его нежеланием дать людям думать, будто совершенное Авессаломом братоубийство он не считает серьезным преступлением.

2Цар 14:25−27. Автор книги Царств не случайно подчеркивает редкую красоту Авессалома: в ней он видит причину особой любви к нему отца и неспособности других людей противиться его обаянию. Не случайна и ссылка на длинные и густые волосы Авессалома, которые он изредка стриг (их вес — двести сиклей по весу царскому — составлял около 2-х с половиной килограмм) — ведь именно волосы станут причиной гибели этого царского сына (18:9). В пользу Авессалома говорит и его искренняя любовь к его обесчещенной сестре Фамари, имя которой он дал своей дочери.

2Цар 14:28−33. Два года жил Авессалом в Иерусалиме, но отца не видел. Дважды звал он к себе Иоава — в надежде, что тот поможет разрешить его конфликт с царем, но Иоав не откликался на просьбы царевича прийти к нему. Тогда Авессалом велел своим слугам выжечь участок поля Иоава, и лишь этим эксцентричным поступком привлек к себе внимание военачальника.

Тот, в конце концов, согласился стать посредником между ним и отцом. Встреча Авессалома с Давидом состоялась, и, по крайней мере, внешне была сердечной (стих 33). Но, как показали последующие события, встреча эта произошла слишком поздно: Авессалом успел ожесточиться против отца и принял решение заставить Давида заплатить за столь длительную непреклонность.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.