2 Царств 15 глава

Вторая книга Царств
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 После этого Авессалом приобрёл себе колесницу, лошадей и пятьдесят человек, которые бежали перед ним.
2 Он вставал рано утром и становился у городских ворот, и, когда кто-нибудь приходил со своей тяжбой к царю на суд, Авессалом подзывал его и спрашивал:
«Откуда ты?»
Человек отвечал:
«Я из такого-то колена Израиля».
3 Тогда Авессалом говорил этому человеку:
«Твои слова правильные и честные, но царь не станет слушать тебя».
4 Затем Авессалом добавлял:
«О, если бы меня поставили судьёй в этой земле! Я бы смог помочь каждому, кто пришёл ко мне со своими делами, и судил бы его справедливо».
5 А если кто-то подходил к нему поклониться, то Авессалом протягивал к человеку руки, обнимал и целовал его.
6 Авессалом вёл себя так со всеми, кто приходил к царю за правосудием, и так завоёвывал сердца израильтян.
7 Через четыре года Авессалом сказал царю Давиду:
«Позволь мне пойти в Хеврон и исполнить обет, который я дал Господу.
8 Живя в Гессуре, я дал такой обет: „Если Господь вернёт меня в Иерусалим, я буду служить Господу в Хевроне”».
9 Царь сказал ему:
«Иди с миром».
И Авессалом пошёл в Хеврон.
10 Он разослал лазутчиков во все израильские племена, чтобы сказать им:
«Когда вы услышите звуки труб, то говорите: „Авессалом воцарился в Хевроне!”»
11 С Авессаломом из Иерусалима пошли двести человек, которых он пригласил. Они пошли по простоте своей, не зная, в чём дело.
12 Во время жертвоприношения Авессалом призвал Ахитофела гилонянина, советника Давида, из города Гило. Заговор Авессалома продолжал набирать силу, и вокруг него собиралось всё больше и больше народа.
13 К Давиду пришёл вестник и сказал:
«Израильтяне стали поддерживать Авессалома».
14 Тогда Давид сказал всем слугам, которые были с ним в Иерусалиме:
«Мы должны бежать! Или никто из нас не спасётся от Авессалома. Мы должны бежать немедленно, пока Авессалом не захватил нас, не разрушил город и не убил всех людей».
15 И ответили ему царские слуги:
«Мы сделаем всё, что ты скажешь».
16 Когда Давид покинул Иерусалим, вся его семья пошла следом за ним. Царь оставил десять наложниц, чтобы они присматривали за домом.
17 Он отправился с людьми, следовавшими за ним, и через некоторое время они остановились на привал у последнего дома.
18 Все слуги проходили мимо царя. Все хелефеи, все фелефеи и около шестисот гефян, которые пришли с ним из Гефа, прошли мимо царя.
19 Царь сказал Еффею гефянину:
«Зачем и ты идёшь с нами? Возвращайся и оставайся с царём Авессаломом. Ты — чужеземец, изгнанный из своей земли.
20 Только вчера ты пришёл к нам. Должен ли ты сейчас скитаться со мной с места на место? Возвратись и возьми с собой своих братьев. Пусть милость и преданность Господа сопутствуют тебе».
21 Но Еффей ответил царю:
«Так же верно, как то, что Господь жив, и как жив господин мой царь, я всегда буду с тобой, в жизни ли или в смерти!»
22 И сказал Давид Еффею:
«Тогда пойдём».
Еффей гефянин и вся его семья с детьми отправились вместе с Давидом, и
23 все люди громко рыдали.
Царь Давид перешёл поток Кедрон, и весь народ пошёл по направлению к пустыне.
24 Садок и все левиты, бывшие с ним, несли ковчег Соглашения Господнего. Они поставили ковчег Божий, и Авиафар стал молиться, пока весь народ не покинул Иерусалим.
25 Затем царь повелел Садоку:
«Возьми ковчег Божий и отнеси его обратно в Иерусалим. Если Господь доволен мной, Он возвратит меня и позволит мне снова увидеть Его и Его шатёр.
26 А если Он скажет, что недоволен мной, то пусть тогда делает со мной всё, что захочет».
27 И ещё царь сказал священнику Садоку:
«Ты пророк, не правда ли? Возвратись же в город с миром. И возьми с собой своего сына Ахимааса, а также Ионафана, сына Авиафара.
28 Я буду ждать возле того места, где люди переходят через реку в пустыню. Я буду ждать там до тех пор, пока ко мне не придёт известие от вас».
29 Тогда Садок и Авиафар возвратили ковчег Божий в Иерусалим и остались там.
30 А Давид продолжал подниматься на Елеонскую гору, громко рыдая. Его голова была покрыта, а ноги босы. И все люди, бывшие с ним, покрыли себе головы и шли, плача.
31 Давиду сказали:
«Ахитофел находится среди заговорщиков с Авессаломом».
Тогда Давид ответил:
«Господи, сделай совет Ахитофела бесполезным».
32 Когда Давид поднялся на вершину горы, где люди обычно молились Богу, навстречу ему вышел Хусий архитянин. Одежда на нём была разорвана, а голова посыпана пылью.
33 Давид сказал Хусию:
«Если ты пойдёшь со мной, то будешь мне в тягость.
34 Но если ты вернёшься в Иерусалим, то сможешь сделать совет Ахитофела бесполезным. Скажи Авессалому: „Царь, я — слуга твой. Раньше я был слугой твоего отца, а теперь я буду твоим слугой”.
35 Священники Садок и Авиафар будут с тобой. Рассказывай им всё, что услышишь в доме царя.
36 Ахимаас, сын Садока, и Ионафан, сын Авиафара, будут находиться с ними. Ты пошлёшь их рассказать мне всё, что услышишь».
37 Хусий, друг Давида, добрался до Иерусалима в то время, когда Авессалом вступал в город.

Толкование Далласской семинарии

Д. Авессалом восстает против отца (главы 15−18)

I. АВЕССАЛОМ ОВЛАДЕВАЕТ ЦАРСТВОМ (глава 15)

2Цар 15:1−6. Обдумывая свой план мщения Давиду, Авессалом перво-наперво постарался расположить к себе народ, сделаться в глазах людей простым и доступным. Он завел колесницы и лошадей и скороходов, и это тоже производило впечатление. Становясь рано утром у ворот города, он встречал всех приходивших в столицу с жалобами, и в беседе с каждым «сожалел», что, вот, у царя нет времени для него, и даже судей не удосужился он назначить, чтобы выслушивать приходящих с тяжбами. А если бы он был судьей, вздыхал Авессалом, у него на всех хватило бы времени для беспристрастного суда в каждом деле! И обнимал и целовал Авессалом каждого подходившего поклониться ему и вкрадывался в сердце Израильтян.

2Цар 15:7−12. Наступил день, когда Авессалом почувствовал, что популярность его в народе возросла достаточно высоко. И тогда он обратился к царю за разрешением (и получил его) пойти в Хеврон, якобы ради исполнения обета, данного им Господу еще в Гессуре (13:37).

По прошествии сорока лет. В евр. тексте слов «царствования Давида» нет, и полагают, что здесь вкралась описка; в нескольких версиях (переводах; включая перевод на англ. язык) этого библейского текста, начиная с древних, стоит: «по прошествии четырех лет» (очевидно, со времени возвращения Авессалома в Иерусалим, или, как у Иосифа Флавия, со времени примирения его с Давидом). Если все-таки принять «сорок лет», то речь может идти о годах, прошедших с помазания самого Давида в Вифлееме (1Цар 16:13).

Итак, Авессалом счел, что время, благоприятное для его мятежа против отца, наступило. Явившись в Хеврон, имевший историческое значение для становления Давидовой династии, в город, откуда сам Давид начинал свое правление (2Цар 3:2−3), Авессалом объявил об узурпации им власти (стих 10). Двести человек, сопровождавшие его в Хеврон, не подозревали о его планах, и позднее, возможно, поддались уговорам Авессалома, как поддался им Ахитофел Гилонянин, занимавший пост советника Давидова.

2Цар 15:13−23. Как только известие о происшедшем в Хевроне достигло Давида, царь, не надеясь устоять против сына, решил добровольно уступить ему власть и тем спасти от разрушения Иерусалим. В сопровождении всех, кто остался ему верен (стихи 15, 21, 23), Давид направился на восток, к Трансиордании. А в столице оставил лишь десять жен, наложниц своих, для хранения дома.

С Давидом была его личная гвардия (все Хелефеи и все Фелефеи), а также около шестисот наемников-филистимлян из Гефа, которыми командовал Еффей Гефянин. На предложение Давида перейти на службу к новому царю и не рисковать своей жизнью и покоем (стихи 19−20) Еффей ответил отказом, почтя за честь разделить с царем, которому он и его воины верно служили до сих пор, его судьбу в изгнании (стих 21).

2Цар 15:24−29. Садок и Авиафар, два главных священника, были отосланы Давидом назад, в Иерусалим. Ибо Давид смиренно принял волю Бога в отношении себя, сказав: если Ему угодно, Он возвратит меня. Собственный уход из города Давид не считал основанием для того, чтобы уносить ковчег из святилища. Кроме того, он решил ждать в пустыне известия из Иерусалима, с которым могли бы придти к нему Ахимаас и Ионафан, сыновья главных священников. Возможно, под известием Давид понимал откровение Божие, которое могло быть ему дано через священников.

2Цар 15:30−37. Итак, путь Давида и сохранивших верность ему лежал на восток, через долину Кедрон, на гору Елеонскую. Покрытая голова и босые ноги его свидетельствовали о глубине его отчаяния. В довершение всего царь получил известие о том, что его доверенный советчик Ахитофел в числе заговорщиков. В ответ Давид предпринимает «практические меры»: он посылает в Иерусалим своего друга Хусия Архитянина с напутствием стать Авессалому советником, наряду с Ахитофелом, но говорить тому наперекор, лишая его советы силы (стих 34; сравните с молитвой Давида Господу об этом в стихе 31). Хусию поручено было сотрудничать в Иерусалиме с Садоком и Авиафаром и с сыновьями обоих священников и держать Давида в курсе всего происходящего (17:21; 18:19). И продолжал Давид свой путь, Авессалом же вступил в Иерусалим.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.