«Для чего всё это?»
Тогда Сива ответил:
«Ослы предназначены для царя, чтобы ездить, хлеб и фрукты — для пищи воинам, а вино — для питья ослабевшим в пустыне».
«Где Мемфивосфей?»
Сива ответил царю:
«Он остался в Иерусалиме и говорит: „Сегодня израильтяне вернут мне царство моего деда”».
«Всё, что принадлежало Мемфивосфею, я сейчас отдаю тебе».
Услышав эти слова, Сива ответил:
«Поклон тебе за это. Я надеюсь всегда находиться в милости у тебя».
«Уходи, уходи, ты никчёмный убийца!
«Почему должен этот мёртвый пёс оскорблять моего господина царя? Позволь мне отрубить ему голову».
«Что мне делать с вами, сыны Саруи? Если это Господь велел ему поносить меня, то кто же может сказать: „Зачем ты так делаешь?”»
«Если мой собственный сын пытается убить меня, у этого вениамитянина есть больше на это причин! Оставьте его. Пусть злословит, потому что Господь повелел ему это.
«Да здравствует царь! Да здравствует царь!»
«Почему ты неверен своему другу Давиду? Почему ты не ушёл с ним из Иерусалима?»
«Я принадлежу тому, кого избирает Господь. Этот народ и весь Израиль избирают тебя, поэтому Я останусь с тобой.
«Посоветуй, что нам делать».
«Твой отец оставил здесь нескольких из своих наложниц присматривать за домом. Войди к наложницам твоего отца, тогда все израильтяне узнают, как ты унизил Давида, и ещё усерднее станут поддерживать тебя».
Толкование Далласской семинарии
2. АВЕССАЛОМ УКРЕПЛЯЕТ СВОЮ ВЛАСТЬ (Глава 16)
В результате вынужденного бегства Давида из Иерусалима не только его собственное правление оказалось в опасности: возникла угроза возобновления борьбы за власть между династиями Саула и Давида. Утвердившись у власти в Иерусалиме, Авессалом несомненно попытался бы взять под свой контроль все северные территории. Представляется, что, наблюдая растущие вражду и разделение в доме Давидовом, оставшиеся в живых родственники Саула могли бы предпринять попытку восстановить собственную власть.
2Цар 16:1−4. Возможное свидетельство этому находим в известии, которое принес Давиду Сива, слуга Мемфивосфея, внука Саулова. Давид встретил его в пустыне ведущим ослов навьюченных провиантом и вином. Все это предназначалось для царя-изгнанника и его спутников; Сива мог действовать и по собственному почину (а не по указу своего господина), из чувства благодарности Давиду (глава 9). Но когда царь спросил его о Мемфивосфее (стих 3), то услышал от него, будто тот лелеет надежду возвратить себе — в результате конфликта между Давидом и Авессаломом — царство отца своего (Ионафана, сына Саулова). Сказанное в 16:3 сравните, однако, с 19:24−30. Получив это известие, Давид все, чем облагодетельствовал некогда Мемфивосфея, передает Сиве (стих 4; сравните 9:7, 13).
2Цар 16:5−14. Следующим, кого встретил на своем пути Давид, был Семей, родственник Саула. Выйдя из Бахурима, который лежал восточнее Елеонской горы, тот долго шел по окраине горы, на некотором расстоянии от Давида и его воинов, и не переставал сыпать обвинениями и оскорблениями в адрес царя и кидать в сторону уходивших камнями и пылью. Семей зло укорял Давида в том, что он убийца и кровопийца, и что в отмщение за кровь дома Саулова Господь отнял у него царство и предал его в руки Авессалома.
Это было неправдой — ведь Давид, несмотря на не раз представлявшуюся ему возможность, не поднял руки на Саула, которого считал помазанником Господним, и, напротив, пользовался каждым случаем, чтобы оказать благодеяние родственникам Саула. Истинной причиной ненависти Семея к Давиду было то, что он воцарился вместо Саула (стих 8).
Авесса, один из телохранителей царя и его племянник, просил разрешения прикончить Семея, этого «мертвого пса» (выражение крайнего презрения, уничижения; сравните 9:8), но Давид не позволил ему этого. Господь повелел ему злословить Давида, рассудил царь; и если собственный сын его, Авессалом, ищет души его то стоит ли ему обращать внимание на злословие Семея (этого, как и Саул, Вениамитянина)! Может быть, Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне благостию — выражает надежду царь.
2Цар 16:15−23. Тем временем Авессалом и все, кто приняли его сторону, пришли в Иерусалим, и вскоре к нему явился Хусий Архитянин, друг Давидов, чтобы заявить о своей «лояльности» новому царю. Свою миссию — давать советы, противоположные тем, что станет давать Ахитофел, главный советник царя, он исполнит позже. К Ахитофелу и обратился Авессалом прежде: скажи, что нам делать?
И тот посоветовал ему войти — пред глазами всего Израиля — к наложницам отца, в знак того, что царская власть переходит теперь к нему (сравните 3:6−7; толкование на эти стихи). Авессалом не замедлил последовать этому совету. В свете того, что советы Ахитофела приравнивались его соплеменниками Божьим наставлениям (столь мудрым человеком почитался он!), миссия Хусия становилась особенно трудной.