«Царь плачет и горюет об Авессаломе».
«О, сын мой Авессалом! Авессалом, сын мой, сын мой!»
«Ты унизил сегодня всех своих воинов, которые спасли твою жизнь, жизнь твоих сыновей и дочерей, а также жизнь твоих жён и наложниц.
«Царь Давид избавил нас от наших врагов и освободил от филистимлян, а затем сам бежал от Авессалома.
«Скажите старейшинам Иудеи: „Почему не ваш род первым хочет вернуть царя в его дом? Смотрите, все израильтяне только и говорят о том, чтобы вернуть царя.
«Ты принадлежишь к моей семье. Пусть Бог накажет меня, если я не сделаю тебя начальником своей армии вместо Иоава».
«Возвратись со всеми своими людьми!»
«Господин мой царь, не думай о тех грехах, которые я совершил, когда господин мой царь выходил из Иерусалима. Не вспоминай их и не держи зла на сердце своём.
«Мы должны убить Шимея, так как он проклинал помазанника Господа».
«Что мне делать с вами, сыны Саруи. Ваше поведение может принести нам беды. Сегодня никто в Израиле не будет лишён жизни. Сегодня, в день, когда я узнал, что я царь над Израилем».
«Ты не умрёшь».
И царь поклялся ему в этом.
«Мемфивосфей, почему ты не пошёл со мной, когда я бежал из Иерусалима?»
«Господин мой царь, меня обманул слуга. Я сказал ему: „Я — хром. Оседлай мне осла. Я сяду на него и поеду с царём”.
«Хватит говорить об этом. Я решил, что ты и Сива разделите между собой землю».
«Пусть Сива возьмёт себе всю землю; для меня достаточно того, что господин мой царь с миром вернулся к себе домой».
«Перейди реку и живи со мной в Иерусалиме, я сам буду заботиться о тебе».
«Мне слишком мало осталось жить, чтобы идти с царём в Иерусалим.
«Пусть Кимгам пойдёт со мной, и я сделаю для него всё, что ты хочешь. Я буду добр к нему ради тебя; я сделаю всё, что ты ни пожелаешь».
«Почему наши братья, иудеи, похитили тебя и проводили тебя со всей твоей семьёй и всеми твоими людьми через Иордан?»
«Мы сделали это потому, что царь — наш близкий родственник. Почему вы сердитесь на нас за это? Мы не питались за счет царя, и он не давал нам подарки».
Но иудеи ответили ещё грубее и злее, чем израильтяне.
Толкование Далласской семинарии
Е. Давид возвращает себе власть (главы 19−20)
1. ЦАРЬ ГОТОВИТСЯ К ВОЗВРАЩЕНИЮ В ИЕРУСАЛИМ (ГЛ. 19)
2Цар 19:1−3. Радостный день победы и возвращения себе царства обернулся для Давида днем скорби по сыну. В подавленном настроении были и все его воины, которые ходили украдкою — не как победители, а как люди, стыдящиеся своего поражения.
2Цар 19:4−8а. Наконец к царю явился Иоав — решительный и энергичный, однако, не отличавшийся способностью к состраданию. (Красноречивые свидетельства его характера находим в 3:27−39 и в 14:28−33.) Он осыпал Давида упреками: ты любишь только врагов твоих и не ценишь друзей, говорил он; ты более радовался бы, если бы не Авессалом погиб, а все твои вожди и слуги, которые спасли жизнь тебе и дому твоему.
Пользовавшийся немалым авторитетом, этот «сильный человек» осмелился говорить с царем в угрожающем тоне (19:7). И Давид внял его настояниям, и сел у ворот, т. е. появился перед своими воинами, чтобы выразить им благодарность за верную службу.
2Цар 19:8б−13. Под «Израильтянами» в стихе 8 понимаются сторонники Авессалома. Все они оказались в затруднительном положении. Они сплотились вокруг Авессалома, который теперь был мертв. А ведь Давид в недавнем прошлом явил себя деятельным правителем и сильным военачальником. Особую неловкость испытывали, очевидно, старейшины Иудины — ведь они предали царя из своего же клана, и поэтому медлили и не высказывались долее других относительно возвращения царя в дом его, т. е. в Иерусалим.
Давид же горячо желал вновь привлечь своих братьев на свою сторону, и вот послал к ним священников Садока и Авиафара со словами примирения: вы кости мои и плоть моя! Добиваясь их поддержки, царь велел священникам обещать Амессаю, своему племяннику (17:25 сравните с 1Пар 2:17), что навсегда сделает его своим главнокомандующим, вместо Иоава (стих 13). Иоав, тоже племянник Давида, от другой его сводной сестры (1Пар 2:16), окончательно лишился доброго расположения царя, приказы которого неоднократно дерзко нарушал (3:26−29; сравните 18:14).
2Цар 19:14−23. Миссия Садока и Авиафара увенчалась успехом: единодушно послали иудеи к царю сказать: возвратись ты и все слуги твои. Они даже направили делегацию к Иордану, чтобы встретить царя и перевести его через реку. Среди встречавших Давида был и Семей Вениамитянин (стих 16), проклинавший царя, когда тот уходил в изгнание (16:5−8); был там и Сива (стих 17), слуга Мемфивосфея, который помог Давиду и его воинству перед началом битвы с Авессаломом, снабдив их необходимыми припасами (16:1−4).
Сознавая, какую опасность навлек на себя, Семей стал умолять царя о прощении, каковое он и даровал ему (несмотря на возражения Амессая), не желая омрачать торжество своего возвращения на престол умерщвлением кого-либо в Израиле. Прощение это было, однако, дано на время (сравните стихи 21−23 с поручением Давида при конце его жизни Соломону в 3Цар 2:8−9). Большое число Вениамитян, пришедших почтить Давида (19:17), которых Семей определяет как «дом Иосифа» (т. е. говорит о них как о представителях Израиля, населявших северные территории; 19:20), свидетельствует о первых шагах колена Вениаминова, направленных на объединение с Иудой, коленом южным.
2Цар 19:24−30. Вышедший навстречу царю Мемфивосфей, внук Саулов и сын друга Давида Ионафана, обвинил своего слугу Сиву в клевете: он, Мемфивосфей, вовсе не за тем остался в Иерусалиме и не ушел с Давидом в изгнание, чтобы вернуть себе престол деда (16:3). Трудно сказать, кто из двоих — Сива или Мемфивосфей — говорил правду.
Возможно, поверив до некоторой степени сыну Ионафана и чтя память отца его, Давид отменил прежнее свое распоряжение отдать все, что имел Мемфивосфей, Сиве (16:4) и повелел им разделить поровну поля. Может быть, он полагал, что донесение Сивы, который к тому же на деле явил ему свою лояльность, не было лишено оснований, и поэтому всего, что принадлежало Мемфивосфею, не возвратил ему (сравните 9:9−10).
2Цар 19:31−38. Верзеллий Галаадитянии поставил множество припасов Давиду, когда тот перешел Иордан (17:27−29). Теперь Верзеллий предстал перед царем. Испытывая глубокую признательность к этому 80-летнему старцу, Давид хотел взять его в Иерусалим, чтобы он до конца дней своих жил при царском дворце. Тот, однако, ответил, что слишком стар уже, чтобы насладиться царской милостью, и предпочел бы умереть в собственной земле, но попросил о сыне своем Кимгаме. Давид с радостью удовлетворил его просьбу.
2Цар 19:39−43. Наконец, царь и сопровождавшие его перешли Иордан и направились в Галгал, где были встречены толпой сограждан, представлявших как Иуду, так и Израиль. Израильтяне были, однако, огорчены тем, что мужи Иудины опередили всех остальных и как бы похитили у них Давида и всех приближенных его, переведя их через Иордан (стих 41). Израильтяне, вероятно, думали явиться к царю в его заиорданское убежище, но опоздали.
На ответ иудеев, что царь, — соплеменник их, их ближний (стих 42), они возразили, что представляют десять племен (две другие «части» составляли Иуда и Вениамин; стих 4) и, следовательно, во всех отношениях имеют больший вес (мы более, нежели вы, стих 4). Кроме того, они напомнили, что первыми заговорили о том, чтобы возвратить царя (19:9−10). Вся эта сцена свидетельствует о непостоянстве народа, который то переметнулся, недолго размышляя на сторону Авессалома, то спешил приветствовать возвращение Давида. Указывает она и на разделение между иудеями и израильтянами, которое, все углубляясь, в конце-концов привело к образованию двух царств.