«Идти ли мне против какого-либо из городов Иуды?»
Господь сказал ему:
«Иди».
Давид спросил:
«Куда мне идти?»
Господь ответил:
«В Хеврон».
«Господь благословит вас за то, что вы оказали эту милость своему господину Саулу и похоронили его.
«Пусть юноши померяются силами перед нами».
Иоав ответил:
«Хорошо, пусть так и будет».
«Ты ли это, Асаил?»
Асаил ответил:
«Да, это я».
«Перестань преследовать меня. Сверни направо или налево. Выбери одного из молодых воинов, тебе будет легко взять его оружие».
Но Асаил продолжал преследовать Авенира.
«Перестань преследовать меня, иначе мне придётся тебя убить. Как смогу я тогда смотреть в лицо твоему брату Иоаву?»
«Будем ли мы вечно сражаться и убивать друг друга? Ты же знаешь, что последствия будут печальные. Скажи своим людям: пусть перестанут преследовать своих братьев».
«Так же верно, как то, что Господь жив, если бы ты ничего сейчас не сказал, то люди преследовали бы своих братьев до утра».
Толкование Далласской семинарии
Б. Противостояние Авенира Давиду (глава 2)
2Цар 2:1−4а. Итак, Давид оплакал прошлое, ознаменованное смертью Саула; она же ознаменовала для Давида и начало будущего, предвозвестием которого явился для него день помазания его Самуилом — более чем за 15 лет до того (1Цар 16:13). Со смертью Саула и трех его сыновей от Ахиноами (у него было еще два сына от наложницы Рицпы, 2Цар 21:8, 11; относительно Ахиноами 1 Цар. 14:50) возник «вакуум власти», в частности, в Иудее. В обстановке безвластия для Давида естественно было искать воли Божией; и сказано ему было, чтобы шел в Хеврон, где и помазали Давида (официально) на царство над домом Иудиным. (Позднее он был помазан в третий раз — как царь всего Израиля; 5:3.)
Помазание в Хевроне было весьма важным шагом, означавшим окончательный разрыв Давида с филистимлянами, у которых прежде он, вступив с ними в союз, обрел убежище; кроме того, это помазание ознаменовало как бы независимость Иуды от Израиля (полное свое выражение она нашла в разделении на Южное и Северное царства по смерти Соломона; 3Цар 12:16). Наконец, совершившееся в Хевроне делало царя Давида соперником Иевосфея, сына Саулова, наследовавшего трон отца на севере страны.
2Цар 2:4б−11. Давид сразу же заявляет о себе как искусный дипломат. Он пытается расположить к себе жителей Иависа Галаадского, восхваляя их за то, что почтили останки царя Саула (сравните 1Цар 31:11−13). В то же время Давид напоминает им, что теперь, когда Саул умер, их господином становится он. Но проблему наследования трона ему приходится решать с военачальником войска Саулова — Авениром.
Можно предположить, что этот энергичный полководец, пользуясь тем, что о первоначальных подвигах Давиде в народе стали забывать, зато помнили о его союзе с филистимлянами, настроил израильтян в пользу Иевосфея, последнего сына Саулова. (Очевидно, первоначальным именем Иевосфея было Ешбаал — 1Пар 8:33; 9:39 — что значит «огонь Баалов»; имя это, содержавшее в себе «языческий элемент», было заменено на другое, означавшее «совестливый человек».) Важное хронологическое значение имеет то обстоятельство, что Иевосфею было сорок лет (2:10), когда умер его отец.
Поскольку вначале царствования Саула он, при перечислении сыновей царя не упоминается (1Цар 14:49), но в полный «список» сыновей Саула включен (1Пар 8:33), напрашивается вывод, что Иевосфей (Ешбаал) родился уже после вступления отца на трон и, значит, царствовал Саул, по меньшей мере, 40 лет (сравните Деян 13:21; также толкование на 1Цар 13:1).
Иевосфей правил северными территориями страны из Маханаима (восточно-центральной части Трансиордании), и правление это было кратким: всего два года. Тот факт, что Давид царствовал в Хевроне над домом Иудиным семь с половиной лет, прежде чем сделал своей столицей Иерусалим (2Цар 5:5), не означает, что столько же времени правил из Маханаима Иевосфей; это противоречило бы сказанному в 2:10. Можно предположить, что между смертью Саула и воцарением Иевосфея имел место какой-то период междуцарствия; представляется очевидным, что после смерти Иевсофея Давид продолжал управлять Иудеей из Хеврона (до иерусалимский период его царствования).
2Цар 2:12−32. Со вступления Давида на царство его истинным противником на севере был не Иевосфей, а Авенир. Когда воины двух соперников встретились у Гаваонского пруда, то поначалу, видимо, предполагалось разрешить дело поединком двадцати четырех юношей (по 12 с каждой стороны). Однако все они закололи друг друга мечами (название, которое получило это место — Хелхаф-Хаццурим, означает «поле мечей»), и победителей таким образом не оказалось. Страсти, однако, разгорелись и вылились в жесточайшее сражение, в котором Авенир и его воины потерпели поражение от войска Давида.
Бежавшего с поля боя Авенира преследовали три брата — Иоав, предводитель воинов иудейских, Авесса и Асаил. В конце-концов легконогий, как серна, Асаил пал от руки Авенира, ставшего таким образом личным врагом Иоаву (стих 22). Тот (вместе с Авессой) должен был совершить отмщение (стих 24). Однако на этот раз восторжествовало благоразумие (стихи 26−28). Иоав затрубил отбой, и воины его прекратили преследовать Израильтян.
Авенир и люди его, проделав долгий путь и перейдя через Иордан и глубокое ущелье Битрои, возвратились в Маханаим (стих 29), а Иоав со своими воинами вернулся в Хеврон (стих 32). В этом сражении, окончание которого не означало, однако, окончания войны, Давид потерял двадцать воинов, а Авенир — триста шестьдесят.