2 Царств 21 глава

Вторая книга Царств
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Во времена царствования Давида на земле три года подряд был голод. Давид помолился Господу, и Господь ответил ему:
«Всё это случилось из-за Саула и его семьи убийц, за то, что он убил гаваонитян».
2 Гаваонитяне не принадлежали к роду израильтян, они были аморреями. Израильтяне поклялись не причинять им зла, но Саул, питая сильные чувства к Израилю и Иудее, пытался истребить их. Царь созвал гаваонитян и говорил с ними.
3 Давид спросил их:
«Что мне сделать для вас? Что мне сделать, чтобы снять грех Израиля и чтобы вы благословили народ Господа?»
4 Гаваонитяне ответили Давиду:
«В семье Саула нет столько серебра и золота, чтобы отплатить за все совершённые грехи, и у нас нет права убивать кого-либо в Израиле».
Давид спросил:
«Что вы хотите, чтобы я сделал для вас?»
5 И они ответили царю Давиду:
«Саул губил нас и хотел истребить весь наш народ, живущий на земле Израиля.
6 Выдай нам семь его сыновей, и мы повесим их перед Господом на горе Гаваон Саула, избранного Господом».
Царь Давид ответил:
«Я выдам их вам».
7 Но царь пощадил Мемфивосфея, сына Ионафана, сына Саула, потому что между Давидом и Ионафаном была клятва, данная Давидом перед Господом.
8 Давид отдал им Армона и Мемфивосфея. Они были сыновьями Саула и Рицпы, дочери Айя. Давид также отдал пять сыновей Меровы, дочери Саула, которых она родила Адриэлу, сыну Верзеллия из Мехолы.
9 Он отдал их в руки гаваонитян, и они повесили их на горе перед Господом. Все семеро погибли вместе; они были умерщвлены в первые дни жатвы ячменя.
10 Рицпа, дочь Айя, взяла покрывало печали и расстелила его на камне. И от начала жатвы до начала дождей Рицпа сидела там день и ночь. Она не позволяла прикасаться к телам ни птицам небесным в дневное время, ни диким зверям в ночное время.
11 Давиду донесли, что сделала Рицпа, дочь Айя, наложница Саула.
12 Тогда Давид забрал кости Саула и кости его сына Ионафана у жителей Иависа Галаадского (жители Иависа Галаадского тайно взяли их с площади Беф-Сана после того, как филистимляне убили Саула в Гелвуе).
13 Давид перенёс оттуда кости Саула и кости его сына Ионафана. Они также принесли и кости тех семерых, которые были повешены.
14 Кости Саула и кости его сына Ионафана были похоронены в земле Вениамина в могиле Киса, отца Саула. Люди сделали всё, что велел им царь. И тогда Бог услышал молитвы людей на земле.
15 И снова началась война между филистимлянами и Израилем. Давид со своими людьми вышел сразиться с филистимлянами, но он очень утомился и ослабел.
16 У Иесвия, одного из воинов, посвящённых богу Рефаиму, было копьё, медная часть которого весила 300 шекелей, и новые доспехи. Иесвий хотел убить Давида,
17 но Авесса, сын Саруи, спас царя, убив филистимлянина Иесвия. Тогда люди Давида поклялись ему:
«Никогда больше ты не выйдешь с нами на войну, чтобы Израилю не потерять своего величайшего вождя».
18 И снова была война с филистимлянами в Гобе. Тогда Совохай хушатянин убил Сафута, одного из потомков Рефаима.
19 А потом было ещё одно сражение с филистимлянами в Гобе. Тогда Елханан, сын Ягаре-Оргима вифлеемского, убил Лахмия, брата Голиафа гефянина, у которого древко копья было таким же длинным, как ткацкий навой.
20 И было ещё одно сражение в Гефе. Там был один очень рослый человек, у которого было по шесть пальцев на руках и по шесть пальцев на ногах, всего двадцать четыре. Он также был одним из потомков Рефаима.
21 Этот человек высмеивал израильтян и провоцировал их к битве, но его убил Ионафан, сын Шимея, брата Давида.
22 Эти четверо были потомками Рефаима из города Геф. Они пали от руки Давида и его слуг.

Толкование Далласской семинарии

Ж. Убийство и погребение сыновей Саула (глава 21)

2Цар 21:1−8. В какой-то момент царствования Давида, вероятно, ближе к его концу, Израиль поразила засуха, и голод продолжался три года. Вопросив Господа о причине его, Давид получил ответ, что это в наказание за преступление Саула, умертвившего Гаваонитян. Напомним, что гаваонитяне появляются в среде Израиля в дни Иисуса Навина (Нав 9:15−21). В то время народ разрушил под командованием Навина Иерихон и Гай и готовился выступить против федерации аморрейских царей в горной части Ханаана.

Но гаваонитяне, земля которых лежала на пути у Навина, послали к нему делегацию из людей, прикинувшихся, будто пришли из дальних земель. Обманным путем они добились заключения союза с евреями, и, в конечном счете, получили от Навина обязательство (когда обман их был раскрыт), что народ их не будет уничтожен, но впредь станет трудиться для Израиля, исполняя тяжелую и «непрестижную» работу.

Эпизод, который здесь подразумевается (связанный с нарушением обязательства Навина Саулом) в Библии не записан. В 21:2 сказано, что Саул хотел истребить гаваонитян в интересах будущей безопасности евреев: по ревности своей о потомках Израиля и Иуды. Давид же, желая восстановить справедливость через наказание клятвопреступления, спрашивает у гаваонитян: что мне сделать для вас? (именно в этом смысле — снятия последствий клятвопреступления — надо понимать фразу в стихе 3: чем примирить вас, чтобы вы благословили наследие Господне?

Не пожелав возмещения серебром и золотом, гаваонитяне, вассалы Израиля, очевидно, рассматривая Саула и дом его как посторонних Израилю (не нужно нам, чтоб умертвили кого в Израиле), просят смерти семи (число полноты и совершенства) потомков Саула, который хотел истребить их из среды израильского народа (стихи 4−5). Вероятно, требование их было продиктовано древним законом возмездия (лекх талионис): глаз за глаз, зуб за зуб, душу за душу (Исх 21:23−25).

Давид признал справедливость этого требования, однако, не желая нового нарушения клятвы (той, которую он сам некогда дал другу своему Ионафану; 1Цар 20:15−16), пощадил Мемфивосфея, сына его. Смерти он обрек других потомков Саула: двух сыновей Рицпы, которая родила Саулу Армона и другого Мемфивосфея (2Цар 3:7), а также пятерых сыновей дочери Саула Меровы (не Мелхолы; хотя во многих еврейских манускриптах стоит «Мелхола», это противоречит сказанному в 6:23, что Мелхола умерла бездетной, и в 1Цар 18:19, где Адриэл из Мехолы назван мужем Меровы).

2Цар 21:9−10. Семеро сыновей и внуков Саула были публично повешены гаваонитянами (сказано — пред Господом) в начале жатвы ячменя, т. е. ранней весной. Мать двоих из них, Рицпа, не позволила снять повешенных и предать их земле. Охваченная горем, она оплакивала их там, на горе (стих 10), пока не полились на них воды Божии с неба, что означало конец засухи и голода. Поведение Рицпы трудно поддается объяснению, если не исходить из того, что в гибели своих сыновей она видела не только отмщение гаваонитян, но и руку Божию, каравшую землю Израиля за грех Саула.

То, что тела повешенных оставались на месте казни, пока не пролился дождь, очевидно, подразумевает, что они понесли на себе проклятие Божие, адресованное земле, ибо «проклят пред Богом всякий повешенный на древе» (Втор 21:23). Посылая дождь, Бог «заявлял» о снятии проклятия, значит, тела можно было предать погребению.

Оговоренное в законе, что тело казненного должно быть снято с дерева до захода солнца (Втор 21:23), относилось к тому, кто был умерщвлен за свое преступление. В данном случае умерщвленные никакого греха не совершили. Но клятвопреступление, за которое Божий гнев излился на весь народ, требовало публичного воздаяния; расширенное значение свершившегося, его глубокая символика должны были быть усвоены народом.

2Цар 21:11−14. И донесли Давиду, что сделала Рицпа. Возможно, это напомнило царю, как в свое время филистимлянами были выставлены на постыдное обозрение тела погибших в Гелвуе Саула и Ионафана (1Цар 31:11−13). И хотя их останки были взяты и захоронены жителями Иависа Галаадского, они все еще были далеко от родного города Саула — Гивы. И повелел Давид перенести туда кости Саула и кости Ионафана и собрали кости повешенных. И похоронили их в земле Вениаминовой в гробе Киса, отца Саула. И умилостивился Бог над страною после того.

2Цар 21:15−22. Глава заканчивается кратким сообщением о возобновлении вражды между Филистимлянами и Израильтянами. Между тем, Давид — некогда сильный воин, состарился и ослабел. И попытался сразить его Иесвий, потомок Рефаимов (так называют в Библии древних, как предполагают, первых обитателей Ханаана, отличавшихся высоким ростом и незаурядной физической силой; Втор 2:10−11; Чис 13:34); Иесвий был вооружен копьем и мечем, и копье его было вылито из 300 сиклей меди (т. е. более чем из 8 кг).

Спас Давида Авесса, умертвивший Филистимлянина. После чего приближенные царя категорически воспротивились тому, чтобы он впредь ходил с ними на воину. Ибо с его смертью, говорили они, угас бы светильник Израиля — ведь благословения, обещанные народу по завету, осуществлялись Богом в Давиде и через него (3Цар 11:36; 15:4; 4Цар 8:19).

Перечисляются дальнейшие столкновения с Филистимлянами — в Гобе и в Гефе. В Гобе Елханан убил Голиафа из Гефа (сравните с 1Пар 20:5, где сказано, что Елханан поразил Лахмия, брата Голиафа). Возможно, среди филистимлян жили в разное время два бойца по имени Голиаф, отличавшиеся неимоверной физической силой; одного из них убил Давид, а другого — Елханан. Не исключено, что в 1Пар один из них назван другим именем — во избежание путаницы.

Из «рослых» Рефаимов, сражавшихся в Гефе, упоминается человек особенно устрашающего вида, который имел по шести пальцев на руках и на ногах; его убил племянник Давида Ионафан, очевидно, названный так по имени того, кто был верным другом Давида в дни его юности. Вероятно, с гибелью упомянутых четырех выдающихся бойцов филистимлян они перестали представлять для Израиля угрозу.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.