2 Царств 7 глава

Вторая книга Царств
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Когда царь Давид жил в своём доме, Господь дал ему отдых от всех окружавших его врагов.
2 И сказал тогда царь пророку Нафану:
«Я живу в доме, построенном из кедрового дерева, а святой ковчег Господний стоит в шатре».
3 Нафан ответил царю:
«Иди и делай всё, что ты задумал, так как Господь пребывает с тобой».
4 Но той же ночью к Нафану пришло слово Господнее:
5 «Пойди и скажи Моему слуге Давиду: „Так говорит Господь: „Ты ли тот, кто построит для Меня дом?
6 Я не жил в доме с того времени, как вывел народ Израиля из Египта и до сегодняшнего дня. Я переходил с места на место и всегда был в шатре.
7 И куда бы Я ни ходил со всем израильским народом, Я никогда не просил ни одного из вождей Моего народа, Израиля, построить Мне роскошный дом из кедра”.
8 Теперь скажи Моему слуге Давиду: „Так говорит Господь Всемогущий: „Я взял тебя от стада, которое ты пас, и сделал тебя вождём Моего народа, Израиля.
9 Я был с тобой везде, куда бы ты ни ходил. Я уничтожил всех твоих врагов, и сейчас Я прославлю имя твоё и сделаю тебя одним из величайших людей на земле.
10 Я выбрал место для Моего народа, Израиля, и укоренил его там. Он будет жить на своём собственном месте и не будет переходить с места на место.
11 Раньше Я посылал судей вести народ Мой, но злые люди приносили ему много бед. Этого больше не повторится! Я дам тебе отдых от всех твоих врагов и обещаю сделать твою семью семьёй царей.
12 Когда ты умрёшь и сойдёшь в могилу к твоим предкам, Я сделаю царём одного из твоих детей.
13 Он построит Мне дом, а Я возведу его на царский престол и укреплю его царство на веки вечные.
14 Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном. Если он согрешит, Я накажу его через других людей. Они будут моим хлыстом.
15 Но Я никогда не отниму у него Своей любви, как Я отнял её у Саула, которого Я отверг, приняв тебя.
16 И будет непоколебим дом твой и царство твоё навеки, и твоё царствование будет продолжаться вечно!”»
17 Нафан рассказал Давиду о своём видении и обо всём, что говорил Господь.
18 Тогда царь Давид пошёл и, сев перед Господом, сказал:
«Господи, Боже мой, почему я так важен для Тебя? Почему моя семья так важна, что Ты меня так возвысил?
19 Кроме того, Ты позволяешь мне узнать, что произойдёт с моей семьёй в будущем. Разве Ты всегда так говоришь с людьми?
20 Что ещё я могу Тебе сказать? Ты знаешь слугу Твоего, о Господи, Боже мой.
21 Согласно Своей воле и Своему обещанию Ты совершаешь эти великие дела для своего слуги. И Ты открыл мне всё, что собираешься сделать.
22 Господи, Боже, Ты — велик, и нет никого, подобного Тебе. Нет Бога, кроме Тебя! Мы слышали о Твоих делах своими собственными ушами.
23 Есть ли где другой народ, подобный Израилю? Нет! Израиль — единственный народ на земле, которого Бог спас, чтобы сделать его Своим народом и прославить имя Своё! Ты совершал великие и прекрасные дела для Твоего народа. Ты изгнал народы и их богов из земель, которые ты отдал Своему народу, спасённому Тобой от египтян.
24 Ты сделал народ Израиля Своим собственным народом навеки, и Ты, Господи, стал их Богом.
25 А сейчас, Господи Боже, исполни Своё обещание для меня, твоего слуги, и моей семьи. Сделай мою семью царской семьёй на веки вечные!
26 Пусть возвеличится имя Твоё во веки веков! Тогда люди будут говорить: „Господь, Бог Всемогущий, правит над Израилем!” Позволь семье твоего слуги Давида по-прежнему усердно служить Тебе!
27 Господь Всемогущий, Бог Израиля, Ты сказал мне, слуге Твоему: „Я сделаю твою семью великой”. И поэтому я, Твой слуга, решился молиться Тебе такой молитвой.
28 О, Господи, мой Бог, Ты — Бог! Твои слова заслуживают доверия, и Ты Сам обещал эти блага мне, Твоему слуге.
29 И сейчас, благослови семью, чтобы мы всегда могли служить Тебе. Ты сам, о Господи, Бог мой, обещал это, и Твоим благословением моя семья будет благословлена навеки».

Толкование Далласской семинарии

В. Завет Господа с Давидом (глава 7)

2Цар 7:1−2. После того, как Давид утвердился на иерусалимском троне и какое-то время жил Божией милостью мирно, не тревожимый «окрестными врагами» своими, стал он задумываться о том, чтобы переносную скинию заменять постоянным «домом для Господа», где Он мог бы обитать среди народа Своего. Не гоже это, думал царь, чтобы ковчег Божий находился под шатром, тогда как он, Давид, живет в доме из кедрового дерева.

2Цар 7:3−17. О своем желании царь сказал пророку Нафану, и тот поначалу одобрил его намерение, оказавшееся, однако, преждевременным, о чем как пророку, так и самому Давиду, предстояло узнать весьма скоро. Ибо в ту же ночь было слово Господа к Нафану. Со дня исхода евреев из Египта, сказал Господь пророку в его ночном видении, Он обитал среди Своего народа во временном святилище. И нет необходимости менять это. Не было на то Божией воли, чтобы Давид строил Ему дом, но Сам Господь устроит дом Давиду! (стих 11).

Не из убожества ли вызвал Он Давида, чтобы сделать его пастырем народа Своего (стих 8), который Он намерен «укоренить» на месте (т. е. на земле) его. Под «домом», который Бог устроит для Своего избранника, подразумевался царствующий дом, или царская династия. Она началась с Давида, но конца ей не будет (стих 16). Это будут вечное царство и вечный престол, потому что вечен Сын Давидов, Которому они принадлежат (сравните 23:5).

Обещание Давиду и его «семени» царского достоинства, в сущности, дано было во исполнение гораздо более древнего благословения и обетования, согласно завету с Авраамом, о том, что от патриархов пойдут цари (Быт 17:6, 16; 35:11). Иуде, правнуку Авраама, было ясно сказано, что обещанный правитель произойдет от него (Быт 49:10). И вот Самуил помазал Давида, потомка Иуды, о котором Господь сказал, что «это он» (1Цар 16:12).

Давид знал, что избран Богом, и сознавал высший смысл этого выбора в плане осуществления мессианского родословия, завершиться которому предстояло в Небесном Потомке и Царе (Пс 2:6−7; 109; обратите внимание на слова Ефана в Пс 88:4−5). Да и пророки свидетельствовали о Мессии из рода Давидова, правление Которого будет вечным (Ис 9:1−7; 11:1−5; Иер 30:4−11; Иез 34:23−24; 37:24−25; Ам 9:11−15).

Обетование, что народ Господень, царство Давидово, навсегда укоренятся в своей земле, тоже основывалось и на более ранних откровениях Господа. Так, Бог сказал Аврааму, что «семени» его Ханаан будет дан как дом его в вечное владение (Быт 13:15; 15:18; 17:8; Втор 34:4). Что же касается храма, то Давиду не было дано построить его, но чести этой предстояло удостоиться его сыну (2Цар 7:12−13).

Разбираемые стихи являют собой интересный пример ветхозаветного откровения, в котором одни элементы подлежат исполнению в непосредственном будущем (все, что касалось Соломона и других потомков Давида по сугубо человеческой линии), а другие — во времена гораздо более отдаленные (явление Иисуса Христа, сына Давидова; Лк 1:31−33).

2Цар 7:18−29. Потрясенный этим откровением, царь Давид от всего сердца славит Бога и Его несравненное величие (стих 22). Обращает на себя внимание фраза в стихе 19: Это уже по человечески, Господи мой, Господи! Давид хочет сказать, что ощущает Бога, снисходящего до него и являющего ему столько незаслуженной заботы и милости, как близкого себе человека.

Особенно глубоко трогает его попечительство Бога об Израиле, который Он выделил среди всех народов, приобретя его Себе у Египтян, чтобы явить на нем силу искупления Своего и прославить имя Свое посредством совершения перед Израилем великих и страшных дел (выразившихся, в частности, в изгнании из Ханаана других народов и богов их; стихи 23−24).

Свое славословие Давид завершает мольбой к Богу исполнить и то, что изрек Он теперь (через Нафана) — и да возвеличится имя Его во веки. Обращает на себя внимание благоговейное и вместе исполненное искренним чувством обращение Давида к Богу: это его неоднократное Господи мой, Господи, Господи Саваоф, Боже Израилев! (евр. адонаи, Яхве). Сознавая всю свою малость перед Ним, еврейский царь подчеркнуто называет себя рабом Его, 10 раз употребив это слово в стихах 19−29.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.