3 Царств 20 глава

Третья книга Царств
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Венадад, сирийский царь, собрал всё своё войско. С ним было тридцать два царя со своими конницами и колесницами. Они напали на Самарию и воевали против неё.
2 Царь отправил послов в город к Ахаву, израильскому царю,
3 сказать:
«Так говорит Венадад: „Твоё серебро и золото, а также твои лучшие жёны и дети принадлежат мне”».
4 Тогда царь Израиля ответил:
«О, господин мой царь, я согласен, что я и всё, что у меня есть, принадлежит тебе».
5 Затем послы снова вернулись к Ахаву и сказали:
«Так говорит Венадад: „Я говорил тебе раньше, что всё твоё серебро и золото, а также твои лучшие жёны и дети принадлежат мне. Отдай мне их!
6 Завтра к этому времени я пошлю к тебе своих слуг, чтобы они осмотрели твой дом и дом твоих слуг. Ты должен отдать им все свои драгоценности, и они принесут их ко мне”».
7 Тогда израильский царь созвал всех старейшин страны и сказал им:
«Смотрите, Венадад ищет беды. Сначала он сказал, что все мои жёны и дети, моё серебро и золото принадлежат ему. Я не стал возражать этому. Но теперь он хочет забрать всё в своё владение».
8 Однако старейшины и все люди сказали ему:
«Не слушай его и не соглашайся».
9 И сказал он послам Венадада:
«Скажите господину своему царю, что я сделаю всё, о чём он говорил мне в первый раз, но я не могу подчиниться второму требованию».
Послы принесли ответ царю Венададу,
10 который послал их обратно сказать:
«Я полностью уничтожу Самарию. Я обещаю, что ничего не останется от города! Не останется даже по горсти самарийского праха для каждого из моих людей. Пусть боги уничтожат меня, если я не сделаю этого!»
11 Тогда израильский царь ответил:
«Скажите Венададу: „Пусть хвалится не тот, кто надевает доспехи, а тот, кто останется в живых после битвы, чтобы их снять”».
12 Царь Венадад услышал это послание, когда пил в своём шатре с другими царями. Он приказал своим людям подготовиться к атаке, и все воины приготовились к осаде города.
13 В это время один пророк подошёл к Ахаву, израильскому царю, и сказал:
«Так говорит тебе Господь: „Ты видишь это огромное полчище? Сегодня я позволю тебе разбить это войско. Тогда ты узнаешь, что Я — Господь”».
14 Ахав спросил:
«С чьей помощью ты разобьёшь их?»
Пророк ответил:
«Господь говорит: „С помощью молодых слуг областных правителей”».
Тогда царь спросил:
«Кто будет командовать армией?»
Пророк ответил:
«Ты».
15 Ахав собрал молодых слуг областных правителей; всего их было двести тридцать два. Затем он собрал всё израильское войско; всего в нём было семь тысяч человек.
16 Ахав начал наступление в полдень, в то время как царь Венадад вместе с тридцатью двумя царями, помогавшими ему, напились допьяна в своих шатрах.
17 Молодые слуги правителей областей выступили первыми. Люди царя Венадада донесли ему, что воины вышли из Самарии.
18 И он сказал:
«Может быть, они вышли воевать, а может быть, вышли просить мира. Схватите их живыми».
19 Молодые слуги областных правителей первыми пошли в атаку. И всё израильское войско следовало за ними.
20 Каждый израильтянин убивал своего противника. Сирийцы побежали, а израильтяне погнались за ними, но Венадад, сирийский царь, спасся на коне в сопровождении нескольких кавалеристов.
21 Царь Израиля повёл войско, захватил коней и колесницы и нанёс великое поражение сирийскому войску.
22 Тогда к израильскому царю подошёл пророк и сказал:
«Следующей весной сирийский царь Венадад снова пойдёт против тебя. Ты должен сейчас пойти и укрепить своё войско и составить план действий».
23 Слуги царя Венадада сказали ему:
«Боги Израиля являются богами гор. Мы сражались с ними в горной местности, и поэтому они одолели нас. Давай сразимся с ними на равнине, тогда мы победим.
24 Ты должен сделать вот что: не разрешай тридцати двум царям командовать армией. Пусть начальники ведут свои войска.
25 Собери сейчас такое же войско, как было разбито, и коней и колесниц столько же, сколько было. Мы сразимся с израильтянами на равнине, и тогда мы победим».
Венадад послушался их и сделал так, как они посоветовали.
26 Следующей весной Венадад собрал сирийцев, и они пошли к Афеку, чтобы сразиться с Израилем.
27 Израильтяне тоже подготовились к войне. Взяв продовольствие, они вышли Араму навстречу. Они разбили свой стан напротив лагеря сирийцев, и в сравнении с теми выглядели как два небольших стада овец, в то время как армия Арама заполонила всю округу.
28 Божий человек подошёл к израильскому царю и сказал:
«Господь говорит: „Сирийцы сказали, что Я, Господь, являюсь Богом гор, а не Богом долин. Я позволю тебе сегодня разбить это огромное полчище. Тогда ты будешь знать, что Я — Господь, находящийся повсюду!”»
29 Войска стояли друг против друга семь дней, и на седьмой день началась битва. Израильтяне убили сто тысяч сирийцев в один день.
30 Остальные спаслись в Афеке, но обвалившаяся там городская стена погубила двадцать семь тысяч солдат. Венадад тоже убежал в город и спрятался в одной из внутренних комнат.
31 Слуги сказали ему:
«Мы слышали, что израильские цари милостивы. Позволь нам пойти к израильскому царю в мешковине и с верёвками на голове. Может быть, он пощадит твою жизнь».
32 Они оделись в мешковину, повязали верёвки на головы и пошли к израильскому царю. Они сказали:
«Твой слуга Венадад говорит: „Пощади мою жизнь”».
Тогда Ахав сказал:
«Разве он ещё жив? Он мой брат».
33 Люди Венадада приняли это за знак того, что Ахав не убьёт царя Венадада, так как он назвал Венадада братом. Поэтому они без промедления подтвердили:
«Да! Венадад — твой брат».
Ахав приказал:
«Приведите его ко мне».
Когда Венадад пришёл к нему, Ахав посадил его с собой в колесницу.
34 Венадад сказал ему:
«Ахав, я отдам тебе города, которые мой отец отобрал у твоего отца. И ты можешь построить свои торговые площади в Дамаске, как мой отец сделал в Самарии».
Ахав ответил:
«Если ты согласен на это, то я отпущу тебя».
Два царя заключили мирное соглашение, а затем Ахав отпустил Венадада.
35 По велению Господа один пророк сказал другому пророку:
«Бей меня!» Но тот отказался.
36 Тогда первый пророк сказал:
«За то, что ты не подчинился приказу Господа, как только ты уйдёшь от меня, тебя убьёт лев».
И после того как человек ушёл оттуда, его встретил лев и убил.
37 Первый пророк нашёл другого человека и сказал ему:
«Бей меня!» Тогда этот человек ударил его и покалечил.
38 Затем пророк закрыл своё лицо покрывалом, чтобы никто не мог видеть, кто он, пошёл и встал у дороги, ожидая царя.
39 Когда царь проезжал мимо, пророк сказал ему:
«Я ходил на сражение. Один из наших людей привёл ко мне воина, взятого в плен, и сказал: „Охраняй этого человека. Если он убежит, тебе придётся отдать свою жизнь вместо него или заплатить штраф в талант серебра”.
40 Но я занялся другими делами, и тот человек убежал».
И сказал царь Израиля:
«Ты сам сказал, что виноват, позволив воину убежать. Поэтому ты знаешь ответ: ты должен сделать то, что тебе сказали».
41 Тогда пророк быстро снял покрывало с головы. Израильский царь увидел, что этот человек был одним из пророков.
42 Пророк сказал царю:
«Так говорит Господь: „Ты отпустил человека, который должен был умереть. Поэтому ты займёшь его место, ты умрёшь вместо него. И твои люди займут место его людей, твои люди умрут вместо врагов!”»
43 И израильский царь отправился домой в Самарию встревоженный и огорчённый.

Толкование Далласской семинарии

4. ЦАРЬ СИРИЙСКИЙ ПРОТИВ АХАВА (ГЛ. 20)

В этой главе на Ахаве вновь сосредоточено больше внимания, чем на Илии.

а. Битва за Самарию (20:1−25)

Это была первая из трех битв, о которых записано в 3 книге Царств (20:26−43; 22:1−38), между Ахавом и Венададом II, царем Сирии, северным соседом Израиля.

1) Нападение Венадада (20:1−12).

3Цар 20:1−4. Речь здесь идет именно о Венададе II, очевидно, сыне Венадада I, которого в свое время подкупил иудейский царь Аса, чтобы он напал на израильского царя Ваасу (15:18, 20; 20:34). В союзе с Венададом II выступили на этот раз еще тридцать два царя (по всей вероятности, правители соседних городов-государств, может быть, находившиеся в вассальной зависимости от Сирии). Они поднялись по холму, на котором была построена Самария, и осадили ее. Затем посланцы Венадада явились к Ахаву с требованием отдать ему серебро свое и золото, жен своих и лучших сыновей. Ахаву ничего не оставалось, как подчиниться, ибо враги намного превосходили его числом и силою.

3Цар 20:5−9. После того, как Ахав согласился на его требования, Венадад, видимо, пожалел, что «запросил мало», и опять послал в Самарию послов, с новым требованием впустить его людей во дворец и в дома царских сановников, чтобы они могли разграбить их. И тогда царь — созвал… всех старейшин Израиля и по их совету воспротивился новым домогательствам Венадада.

3Цар 20:10−12. Вскоре к Ахаву в третий раз явились послы Венадада, чтобы передать хвастливую угрозу своего господина — сравнять Самарию с землею, да так, что и по горсти мусора (праха) после этого не хватит на всех его воинов. Как и Иезавель, угрожавшая Илии, Венадад призвал на себя гнев богов, если не осуществит своей угрозы (стих 10 сравните с 19:2; также 2:23). Амбиции и хвастовство Венадада подогревались вином, которое он пил (стих 12). Но Ахав послал к нему с ответом, чтобы не хвалился преждевременно; в стихе 11 имеется в виду подпоясывающийся оружием, т. е. идущий на битву, и снимающий с себя оружие по возвращении с битвы (распоясывающийся).

Поскольку «обмен посланиями» не достиг результата, Венадад приказал рабам своим начать атаку на город: именно так надо, очевидно, понимать две последние фразы стих 12, потому что осадили город они еще прежде (стих 1).

2) Поражение Венадада (20:13−25).

3Цар 20:13. Для ободрения Ахава к нему был послан некий пророк, не названный по имени, со словом от Господа. Господь, сказал он, намерен предать Ахаву все полчища сирийские, да познает израильский царь, кто есть истинный Бог. Так Господь предпринял еще один шаг, чтобы вернуть Себе признание Своего народа.

3Цар 20:14−16. Как именно, чрез кого, осуществит это Господь? — спросил Ахав, и пророк ответил ему, что руками молодых офицеров (называемых иногда «оруженосцами»; 2Цар 18:15), находящихся в распоряжении областных начальников. Таковых (офицеров) оказалось двести тридцать два; Ахав возглавил их и семь тысяч своего войска и выступил, как, вероятно, было сказано ему, в полдень. Венадад и его 32 союзника лежали в это время пьяными в своих шатрах, и предпринятое израильтянами явилось полной для них неожиданностью. Заметим, что и сегодня на Ближнем Востоке редко что предпринимается в полдень — из-за невыносимой жары.

3Цар 20:17−21. Получив сообщение о том, что люди вышли из Самарии, Венадад не мог понять, идут ли они просить мира или сразиться с ним, однако, приказал своим воинам в любом случае хватать их живыми. Между тем, слуги израильских областных начальников и войско, шедшее за ними, уже перехватили инициативу и стали успешно — один на один — поражать сирийцев, вышедших им навстречу, каждый — противника своего. Венадад же… спасся на коне. Ахав, царь Израильский, одержав в этой битве победу, взял множество трофеев.

3Цар 20:22−25. После битвы тот же пророк… подошел к Ахаву и предупредил его (несомненно, получив об этом откровение от Господа), что через год (судя по еврейскому тексту, речь шла о следующей весне; весна была временем, «когда выходят цари в походы» — 2Цар 11:1) Венадад снова предпримет поход против него, а потому ему следует «укрепиться» в военном отношении (стих 22).

Совет, но со стороны своих приближенных, получил и сирийский царь. Они пришли к выводу, что проиграли битву потому, что Бог израильтян есть Бог гор (представление, свойственное язычникам, о «локальном характере» каждого из богов, которое они распространяли и на Создателя всего сущего). А потому сирийцам следует, мол, сразиться с израильтянами на равнинных местах (где, к слову сказать, евреи, не имевшие достаточно колесниц и конницы, сражений избегали). И еще один совет дали Венададу его приближенные: заменить войска 32 союзных царей собственным вновь набранным регулярным войском. Венадад принял оба совета и стал ждать следующей весны, чтобы подойти под стены Самарии.

б. Битва при Афеке (20:26−43)

1) Победа Ахава (20:26−34).

3Цар 20:26−27. Согласно тому, как открыл это Ахаву пророк (стих 22), следующей весной (856 г до Р. Х.) Венадад собрал новое войско и пришел с ним к Афеку (это название, означающее «крепость», носили в Израиле несколько городов). В данном случае речь может идти о городе, располагавшемся на плато восточнее Геннисаретского озера, где-то между Самарией и Дамаском. Итак, на этот раз битве предстояло разыграться на равнине. Ахав вывел израильтян навстречу им. Но, по сравнению с полчищами сирийцев, израильское войско было подобно «двум небольшим стадам коз». Вероятно, Ахав преследовал какую-то стратегическую цель, разбив свою армию на две группы.

3Цар 20:28−30а. Человек Божий — это, по всей вероятности, все тот же пророк, который уже дважды говорил с Ахавом (стихи 13, 22). Снова он повторил, что целью Бога является показать Ахаву (возможно, и сирийцам, считавшим Его «богом гор», а наравне с ними и израильтянам), что Он есть Господь (сравните стих 13).

Прошло семь дней, прежде чем началась битва. Но в первый же день ее израильтяне поразили сто тысяч сирийских пехотинцев. Двадцать семь тысяч оставшихся в живых скрылись за стенами Афека, но волей Божией гибель настигла и их — под обрушившейся на них городской стеной.

3Цар 20:30б−34. Венадад же скрылся в один из городских домов и бегал там от страха из комнаты… в комнату (стих 30). Слуги его пришли к нему в этот дом с предложением — сдаться на милость победителя, поскольку, мол, цари израильские слывут милостивыми. По сравнению с другими ближневосточными правителями, они действительно были таковыми. Вретища… и веревки, которые посланцы Венадада к Ахаву возложили себе на чресла… и на головы, служили у побежденных знаком смирения.

Явившись к израильскому царю, они молили его сохранить жизнь Венададу, давая понять, что, будучи пощажен Ахавом, тот готов стать его рабом (впрочем, и здесь это скорее знак или «формула смирения» побежденного перед победителем). В ответ Ахав выразил удивление, что Венадад остался в живых, и назвал его не рабом, а братом своим, и тем признал его царем равным себе. Может быть, он имел в виду заключить с ним в дальнейшем оборонительный союз против Ассирии.

Обрадованные слуги Венадада поспешили заверить Ахава, что брат его жив, и когда затем, выполняя приказ израильского царя, они привели сирийца к нему, то он оказал ему действительно царские почести, усадив рядом с собою на колесницу. Стремясь поскорее еще более расположить к себе Ахава, Венадад II обещал ему возвратить города, которые Венадад I взял у отца Ахава (если речь идет о городах, взятых сирийцами у израильтян при Амврии, то среди них мог быть и Рамоф Галаадский (22:3)); однако под «отцом» здесь мог подразумеваться и один из предшественников Ахава на израильском троне, а именно Вааса — 15:20. В дополнение Венадад предложил Ахаву те же привилегии, которые отец Венадада имел в Самарии, а именно выделить еврейским купцам особые площади… в Дамаске для ведения торговых операций. Два царя договорились о заключении договора, после чего Ахав отпустил Венадада с миром.

Три года спустя (853 г. до Р. Х.) Ахав и Венадад отразили в Каркаре на р. Оронт (в Сирии) нападение общего своего врага — ассирийского царя Салманассара III (859−824 гг. до Р. X.). Со стороны Ахава участвовали в этом сражении 10 тысяч воинов и 2 тысячи колесниц. И хотя в Библии об этом сражении ничего не говорится, сохранилась запись о нем, сделанная самим Салманассаром, которую можно увидеть в Британском музее.

2) Непослушание Ахава (20:35−43).

3Цар 20:35−36. Сынами пророческими называли тех, кто жил и обучался в особых школах или сообществах для пророков, предположительно основанных в Израиле еще пророком Самуилом (1Цар 19:20−24); назначением «сынов пророческих», «отцом» которых назывался руководивший ими старший пророк, было изучать и хранить преемственность Моисеева закона и слова Божиего.

То, что делает, по повелению Господа ученик одной из таких школ, носит чисто символический характер: он обращается к своему собрату с настоятельной просьбой ударить, избить его. Символическим же оборачивается и понятный, казалось бы, отказ того удовлетворить эту странную просьбу, ибо тем самым он совершает акт неповиновения гласу Господню. Завершение этого эпизода опять-таки символично: отказавшегося, пусть из добрых побуждений, подчиниться воле Божией, настигает смерть. Орудием наказания, по слову того, кого избрал для этой миссии Господь, опять (сравните 13:24) служит лев.

3Цар 20:37−40а. Другой человек согласился избить пророка (и сделал это со всем «усердием»), после чего тот отправился на дорогу, по которой должен был возвращаться в Самарию царь Ахав, чтобы, встретив его, разыграть перед ним роль изувеченного воина. Лицо он, однако, прикрыл покрывалом, чтобы царь не узнал в нем пророка (сравните стих 41). Остановив колесницу царя криком, пророк рассказал ему, что, вот, он потому-де теперь в таком плачевном состоянии, что не усмотрел за пленным, которого ему поручено было стеречь в ходе битвы — под угрозой заплатить собственной жизнью или талантом серебра (примерно 35 кг), если пленник сбежит.

3Цар 20:40б−43. «Небрежность» мнимого воина была сходу осуждена царем; ты сам вынес себе приговор! — воскликнул он. Здесь, как и в случае встречи Нафана с царем Давидом (2Цар 12:1−7), на «историю», рассказанную пророком, царь отвечает в словах, осуждающих его самого. Пророк же немедленно «сбрасывает маску» (в данном случае буквально: он тотчас снял покрывало с глаз своих). Не он, заявил пророк, а царь, повинен в небрежности, причем по отношению к указанию Божию, ибо не покончил, как велел Господь, с Венададом.

Хотя о таком указании в библейском тексте не говорится, Ахав, по всей видимости, получил его. Но вместо того, чтобы послушаться Господа и избавиться от вечно досаждавших Израилю сирийцев, он предпочел последовать собственному плану. Он, вероятно, полагал, что союз с Венададом против Ассирии будет для Израиля полезнее, чем смерть сирийского царя. Но вот пророк дал ему ясно понять, что теперь ему самому придется умереть, вместо Венадада (3Цар 22:37), и народу израильскому — пострадать вместо… народа Венадада (сирийцев). В тяжелом состоянии возвратился царь в Самарию (стих 43); вероятно, в душе он клял и самого себя и пророка.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.