«Соломон, проси Меня о чём ты хочешь».
«Ты был очень добр к Твоему верному слуге, моему отцу Давиду, за то, что он был справедлив, честен и предан Тебе. Ты оказал ему величайшую милость, когда позволил его сыну править на его троне после него.
«Ты не просил себе долгой жизни, ты не просил себе богатства или смерти врагов твоих, а просил себе разума, чтобы судить и принимать правильные решения.
«Господин мой! Я и эта женщина живём в одном доме. Я родила ребёнка, когда она была со мной в этом доме.
«Нет! Живой ребёнок мой, а мертвый — твой!» Тогда первая женщина возразила:
«Нет! Твой сын мёртвый, а мой живой».
И так они спорили перед царём.
«Каждая из вас говорит, что живой ребёнок её. И каждая из вас говорит, что мёртвый ребёнок принадлежит другой женщине».
«Принесите мне меч».
И царю принесли меч.
«Пусть он не достанется ни одной из нас. Рубите его надвое!» Но первая женщина, настоящая мать ребёнка, была полна любви к своему сыну и сказала царю:
«Прошу тебя, господин мой, не убивай ребёнка! Отдай ей живого ребёнка!»
«Не убивайте его. Отдайте живого ребёнка первой женщине. Она его мать!»
Толкование Далласской семинарии
2. МУДРОСТЬ СОЛОМОНА (ГЛ. 3)
Мудрость Соломона, явленную им в обращении с его политическими противниками, автор подчеркивает и на протяжении главы 3.
а. Соломон женится на дочери фараона; почитание им, наряду с Господом, других богов (3:1−3)
Отношение царя к возложенным на него обязанностям и его отношение к Богу — причина получаемых им свыше благословений.
3Цар 3:1. О женитьбе Соломона на дочери египетского фараона, видимо, сообщается вне хронологической связи с другими событиями его жизни, но — как о факте, имевшем важное историческое значение. Соломон заключил мирный договор с фараоном (по всей видимости, с одним из последних фараонов 21-ой династии), который и скрепил браком с его дочерью.
В его гареме было немало неизраильтянок; постановления закона, касавшиеся брака (Исх 34:16; Втор 7:3), Соломон не соблюдал с надлежащей строгостью, хотя по поводу его брака с египтянкой следует сказать, что упомянутые постановления прежде и более всего относились к хананеям, и есть основания полагать, что, по крайней мере, культ служения египетским богам этой царевной принесен в Иерусалим не был.
Заключив этот «политический брак», Соломон установил мир с большой соседней страной (лежавшей на юго-запад от Израиля), которая в дни Соломона значительно ослабела.
Свою жену-египтянку царь поселил в городе Давидовом, который в то время занимал лишь восточный холм Иерусалима. Стены, построенные вокруг него еще Давидом, Соломон значительно расширил (что и подразумевается под фразой «построил… стены вокруг Иерусалима»; это так называемая «первая стена»). Какое-то время спустя (после женитьбы на египтянке) Соломон воздвиг в Иерусалиме царский дворец и храм, и другие здания, в частности, дворец для египетской царевны (7:8).
3Цар 3:2−3. В дни Судей израильтяне переняли у хананеев обычай приносить жертвы на высотах, т. е. на вершинах холмов и на других возвышенных местах. (Хананеи полагали, что таким образом они «приближаются» к небу, и молитвы и жертвы их скорее достигают богов. (Хотя и запрещенные законом (Лев 17:3−4; Втор 12:5−6), жертвоприношения на высотах продолжали — до построения храма — совершаться (1Цар 9:12), совершал их и Соломон, несмотря на то, что «возлюбил… Господа и ходил по уставу Давида» (стих 3). Видя в этом известную «несовместимость», автор 3-й Царств употребляет частицу но (стих 3).
б. Соломон просит у Бога мудрости (3:4−15)
3Цар 3:4−5. Именно о «возвышенном месте» в Гаваоне идет речь и в стихе 4 (в русском тексте — жертвенник). Гаваон был одним из наиболее почитавшихся в то время мест богослужения (находился километрах в семи на север от Иерусалима, на территории Вениамина). Там-то и совершил Соломон грандиозное жертвоприношение Господу. И там явился Господь Соломону во сне ночью. Подобные явления не были чем-то необычным в древнем Израиле (сравните Быт 28:10−15; 37:5−7 и т. п.). Обращаясь к Соломону, Бог предлагает ему: проси, что дать тебе.
3Цар 3:6−9. Отвечая, царь, прежде всего, признает, что великая милость, которой Бог удостоил отца его, вызвана была неизменным стремлением Давида угодить Богу и тем, что в сердце своем он был искренен перед Ним. Далее Соломон выражает тревогу по поводу собственной неопытности как в общих житейских вопросах (я отрок малый, т. е. «дитя малое»; Соломону не было и 20 лет, когда он вступил на трон), так и в делах управления многочисленным народом, доверенным ему (не знаю ни моего выхода, ни входа — образное выражение). Сможет ли он быть достойным «соправителем» Иеговы? Исходя из этого, Соломон просит у Бога дать рабу Его сердце разумное, чтобы судить народ Его (т. е. управлять им так, как это угодно Богу) и различать, что добро и что зло.
3Цар 3:10−14. Благо Божиего народа Соломон ставил выше естественного для человека желания жить долго и мирно, быть богатым и сильным, наслаждаться славой. И это было угодно в глазах Божиих. А потому Он не только обещал Соломону исполнить его просьбу (Я даю тебе сердце мудрое и разумное, как никому прежде… и после тебя не восстанет подобный тебе), но и дать ему то, чего он не просил — богатство и славу, и долгую жизнь, если будет действовать по воле Его, исполняя Моисеев закон.
3Цар 3:15. Как это часто бывает, благословение Божие еще более приблизило к Богу благословенного Им. Характерно, что, осознав свой сон и все значение его как откровение свыше, Соломон не пошел на одну из высот, а отправился к скинии, в место, назначенное Богом для служения Ему, чтобы там принести Ему жертву благодарения. Он не вошел в Святое Святых, куда входить мог лишь первосвященник, однажды в году (Лев 16).
Но царь стал пред ковчегом завета Господня (т. е. находясь вне скинии, он стоял лицом к ковчегу). Принесенные им всесожжения означали, что он полностью отдает себя Богу; жертвы мирные символизировали радость общения с Богом и людьми, источник которой — Он Сам. И сделал (Соломон) большой пир для всех слуг своих.
в. Соломон являет свою мудрость (3:16−28)
Инцидент, изложенный ниже, несомненно, предлагается здесь с целью показать, что Господь действительно дал Соломону мудрость, как обещал (стих 12). Царь обрел способность проникать в глубинные причины и мотивы человеческих поступков (в данном случае он проник в тайну материнского инстинкта), и это дало ему возможность верно судить, почему в той или иной ситуации люди ведут себя так, а не иначе. Выносить поверхностные суждения — на основании случайных слов и видимых действий — напротив, не совместимо с мудростью.
3Цар 3:16−23. Две… блудницы жили в одном и том же доме, и обе родили (мальчиков); Одна после другой через три дня. Одна из них, нечаянно придушив своего ребенка во сне (она заспала его), подложила мертвого младенца соседке, а ее, живого, сына… взяла себе. И когда на утро та уличила ее, то не призналась в «подлоге» Не в состоянии разрешить своего спора, обе предстали перед царем.
3Цар 3:24−27. Выслушав женщин, Соломон приказал рассечь живое дитя надвое, чтобы «поделить» его, таким образом, между спорящими. Как и предвидел он, женщина, родившая это дитя, предпочла отдать его другой, чем увидеть мертвым. Другая же, не имевшая жалости к не ею рожденному, зло воскликнула, что пусть, мол, никому не достанется: рубите его! И повелел Соломон отдать ребенка той женщине, которая действительно родила его.
3Цар 3:28. Об этом суде Соломона услышал весь Израиль, и люди прониклись к нему благоговейным страхом как к правителю, мудрость которого от Бога.