3 Царств 8 глава

Третья книга Царств
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Затем царь Соломон созвал к себе в Иерусалим всех старейшин Израиля, всех глав колен Израиля, всех начальников израильских семей, чтобы перенести ковчег Соглашения Господа из города Давида в храм Господний.
2 Все израильтяне пришли к царю Соломону на праздник в месяце афаниме, седьмом месяце года.
3 Когда собрались все старейшины, священники и левиты подняли ковчег Господний и понесли его в храм.
4 Они также несли шатёр собрания со всеми священными вещами в нём.
5 А царь Соломон и весь собравшийся к нему израильский народ шли перед ковчегом, принося в жертву столько овец и крупного рогатого скота, что их невозможно было сосчитать.
6 Затем священники внесли ковчег Соглашения Господа в храм, в Святая святых, и поставили его на особое место под крылья Херувимов.
7 Крылья Херувимов простирались над ковчегом, покрывая ковчег и его шесты.
8 Эти шесты были такие длинные, что их концы были видны из святого места перед Святая святых, но снаружи их не было видно. Они находятся там и до сегодняшнего дня.
9 В ковчеге ничего не было, кроме двух каменных скрижалей, которые Моисей положил туда на горе Хорив, когда Господь заключил соглашение с израильтянами после того, как они вышли из Египта.
10 Когда священники вышли из святого места, облако наполнило храм Господа.
11 Священники не могли продолжать работу, потому что слава Господа наполнила Его храм.
12 Тогда Соломон сказал:
«Господь сотворил солнце сиять в небесах, Сам же пожелал Он жить в тёмном облаке.
13 Но я построил для Тебя прекрасный храм, место, чтобы пребывать Тебе там вовеки».
14 Царь Соломон повернулся и попросил Бога благословить весь народ Израиля, стоявший перед ним.
15 Вот молитва, которую он произнёс Господу:
«Благословен Господь, Бог Израиля, Который исполнил всё, что обещал моему отцу Давиду! Он говорил моему отцу:
16 „С того дня, как Я вывел народ Мой Израиля из Египта, Я не выбрал города ни в одном из колен Израиля, чтобы построить там храм. Но теперь Я выбрал город Иерусалим, в котором будет принесена Мне слава и почёт. Я избрал Давида, чтобы он правил Моим народом, Израилем”.
17 Мой отец Давид очень хотел построить храм в честь Господа, Бога Израиля.
18 Но Господь сказал моему отцу: „Я знаю, что ты очень хочешь построить храм в Мою честь, и это хорошо.
19 Однако ты не тот, кого Я выбрал, чтобы построить храм. Твой сын построит храм в Мою честь”.
20 И исполнил Господь обещание, которое Он дал. Я стал преемником отца моего Давида и сейчас сижу на престоле Израиля, как обещал Господь, и я построил храм для Господа, Бога Израиля.
21 Я приготовил место для ковчега, в котором хранится Соглашение Господнее, заключённое с нашими отцами, когда Он вывел их из Египта».
22 Затем Соломон встал перед алтарём Господа и перед всем израильским народом, поднял руки к небу
23 и сказал:
«О, Господи, Бог Израиля, нет подобного Тебе на небесах и на земле. Ты хранишь своё соглашение, которое заключил со Своим народом. Ты добр и верен людям, которые следуют за Тобой всем своим сердцем.
24 Ты сдержал обещание, которое дал Своему слуге Давиду, моему отцу. Ты изрёк это обещание Своими устами, а сегодня Ты исполнил его Своей рукой.
25 И теперь, о Господи, Бог Израиля, исполни обещание, данное Своему слуге Давиду, моему отцу. Ты говорил: „Если твои сыновья будут во всём подчиняться Мне и служить, как ты служил, то один из членов твоей семьи всегда будет управлять народом Израиля”.
26 И теперь, Боже Израиля, сдержи Своё обещание, данное моему отцу.
27 Но мы знаем, что на самом деле Ты, Боже, не будешь жить на земле с людьми. Всё небо и даже самые высокие небеса не могут вместить Тебя! Поэтому и этот храм, который я построил для Тебя, тоже не может вместить Тебя!
28 Но услышь мою молитву и прошение, о Господи, Боже мой. Услышь мольбу, с которой Твой слуга обращается к Тебе сегодня.
29 Давным-давно Ты сказал: „Меня будут почитать там”. Так пусть Твои глаза будут обращены на этот храм день и ночь! Услышь молитву, которой будет молиться Твой слуга в этом храме.
30 Услышь мольбу Твоего слуги и Твоего народа Израиля, когда будут они молиться на месте этом. Услышь с небес, где Ты живёшь, наши молитвы и прости нас!
31 Если кто-то согрешит против другого человека, его приведут сюда к Твоему алтарю в Твоём храме, и он поклянётся, что не виновен,
32 тогда услышь с небес и рассуди Своих слуг. Если человек виноват, признай его виновным и накажи, а если человек невинен, то признай его невиновным и вознагради его за праведность.
33 Когда Твой народ Израиль будет разбит врагами за то, что согрешил против Тебя, тогда израильтяне вернутся к Тебе и станут восхвалять Тебя. Они будут молиться и умолять Тебя в этом храме.
34 Тогда услышь с небес и прости грехи Твоего народа Израиля, и возврати израильтянам снова землю, которую Ты дал их предкам.
35 Когда небеса закроются и не будет дождя за то, что израильтяне согрешили перед Тобой, тогда они будут молиться на этом месте, будут восхвалять Твоё имя и сожалеть о своих грехах.
36 Тогда услышь с небес их молитву и прости грехи Твоих слуг и Твоего народа Израиля. Укажи людям правильный путь, как жить, и пошли дождь на землю, которую Ты дал Своему народу.
37 Если придёт на землю голод или великая болезнь распространится среди людей, или весь урожай, который вырастет, будет уничтожен насекомыми, или неприятель будет теснить народ в земле его, или будет какое-либо бедствие или эпидемия,
38 и, если хоть один человек пожалеет о своём грехе и протянет в молитве свои руки к этому храму,
39 тогда с небес, где Ты обитаешь, услышь его молитву и помилуй. Только Ты один знаешь, что на сердце у каждого человека. Поэтому суди всех людей и будь к ним справедлив.
40 Сделай это, чтобы Твои люди всегда боялись Тебя, пока будут жить на земле, которую Ты дал нашим предкам.
41 Люди из далёких стран услышат о Твоём величии и силе.
42 Они придут из далёкой земли, чтобы помолиться в этом храме.
43 Услышь с небес, где Ты обитаешь, их молитвы и сделай всё, о чём будут просить Тебя эти люди, чтобы все народы земли знали Твоё имя и боялись Тебя, как Твой народ в Израиле. Тогда все повсюду будут знать, что я построил этот храм, чтобы прославлять Тебя.
44 Когда Ты прикажешь своим людям пойти и сразиться со своими врагами, тогда они будут молиться Тебе, Господи, повернувшись к городу, который Ты избрал, и к храму, который я построил, чтобы прославлять Твоё имя,
45 тогда услышь с небес их молитву и помоги им.
46 Твои люди будут грешить против Тебя, потому что нет безгрешного человека. Ты будешь зол на них и позволишь врагам разбить их. Враги возьмут их в плен и отведут в чужую землю далеко от дома.
47 И в той земле Твои люди будут сожалеть о своих грехах и будут молиться Тебе, говоря: „Мы согрешили, мы совершили зло”.
48 Твои люди обратятся к Тебе всем своим сердцем, находясь в земле своих врагов, которые пленили их. Они будут молиться Тебе, повернувшись к своей земле, которую Ты дал их предкам, к городу, который Ты избрал, и к храму, построенному мной в Твою честь.
49 Тогда, прошу Тебя, услышь с небес, где Ты живёшь, их молитву и помоги им.
50 Прости Твоему народу все его грехи и прости израильтян за то, что они пошли против Тебя. Сделай так, чтобы их враги были милостивы к ним.
51 Помни, что они — Твой народ. Ты спас их, выведя из Египта, как будто вытащил их из огненной печи.
52 Господи Боже, прислушивайся к молитвам Твоего народа Израиля, чтобы слышать его всегда, когда он будет просить Тебя о помощи.
53 Ты выбрал его из всех народов земли, сделав его Своим особым народом, объявив об этом через Твоего слугу Моисея, когда Ты, о Всевышний Господи, вывел наших предков из Египта».
54 Соломон молился Господу, стоя на коленях перед алтарём, с руками, протянутыми к небесам. Он закончил свою молитву,
55 а затем громким голосом попросил Бога благословить весь израильский народ. Соломон сказал:
56 «Благословен Господь, Который дал покой Своему народу Израилю, как и обещал! Ни одно из Его благих обещаний, которые Он дал через Своего слугу Моисея, не осталось неисполненным.
57 Я молюсь, чтобы Господь, Бог наш, был с нами, как был Он с нашими предками. Я молюсь, чтобы Господь никогда не покинул нас!
58 Я молюсь, чтобы мы обратились к Нему и следовали за Ним. Тогда мы будем соблюдать Его заповеди, уставы и законы, которые Он дал нашим предкам.
59 Я молюсь, что Господь, Бог наш, будет всегда помнить эту молитву и мои просьбы, чтобы делать всё это изо дня в день для Своего слуги и для Своего народа Израиля.
60 Чтобы все народы узнали, что Господь — единственный истинный Бог и что нет другого, подобного Ему.
61 А вы, люди, должны быть полностью преданы Господу, Богу нашему. Вы всегда должны следовать Его законам и соблюдать Его заповеди, как сейчас».
62 Затем царь и все израильтяне с ним принесли жертву Господу.
63 Соломон принёс и приношения содружества Господу: двадцать две тысячи быков и сто двадцать тысяч овец. Так царь и все израильтяне освятили храм Господу, тем самым показав, что храм принадлежит Ему.
64 В тот же день царь освятил среднюю часть двора перед храмом Господа и там принёс жертвы всесожжения, хлебные приношения и жир животных, которых использовали для приношений содружества. Царь совершил эти приношения во дворе потому, что бронзовый алтарь перед Господом был слишком мал, чтобы поместить всесожжения, хлебные приношения и жир приношений содружества.
65 Затем Соломон устроил в храме праздник, и весь израильский народ праздновал с ним. Там собрались люди со всего Израиля: от ущелья Емаф на севере и до границы с Египтом на юге. Они веселились перед Господом семь дней, а затем остались там ещё на семь дней. Всего они праздновали четырнадцать дней.
66 На восьмой день Соломон отправил народ домой. Люди благословили царя и разошлись по домам. Они веселились и радовались всему доброму, что Господь сделал для Своего слуги Давида и для народа Своего Израиля.

Толкование Далласской семинарии

5. ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА (ГЛ. 8)

а. Помещение в храм ковчега (8:1−11)

3Цар 8:1−2. В полностью завершенный храм следовало перенести ковчег завета Господня из скинии, установленной для него Давидом (2Цар 6:17) на горе Сион, т. е. в юго-восточной части Иерусалима, носившей название города Давидова (сравните 2Цар 5:7). (карту «Иерусалим во времена царей» — там, где толкование на 3Цар 9:15.) Для этого созвал Соломон старейшин Израилевых и всех глав племен (начальников колен) и глав всех семей (глав поколений), составлявших Израиль. И собрались они все к царю Соломону на праздничное торжество, приуроченное к празднику кущей в месяце Афаним; это сентябрь-октябрь (Лев 23:33−36). (таблицу «Календарь в Израиле» — там, где толкование на Исх 12:1.)

3Цар 8:3−5. Согласно предписанию Бога, ковчег несли священники; они несли его на шестах, продетых в прикрепленные к ковчегу кольца. Можно представить себе, сколь торжественным и радостным был этот день, когда ковчег и скинию собрания, взятую в Гаваоне (2Пар 1:3−4), и все священные принадлежности ее несли по запруженным ликующими толпами улицам Иерусалима — в новый их дом. В этот день принесено было такое великое множество жертв, что исчислить их было невозможно.

3Цар 8:6−9. И поставлен был ковчег… на место его… во Святое Святых, под простертые крылья херувимов (напомним, что на крышке ковчега тоже находились херувимы, но меньшие размером; Исх 25:18). В кольцах по бокам ковчега, теперь уже навсегда, были оставлены шесты, на которых его носили, ибо так повелел Бог (Исх 25:15).

Когда двери в святилище были открыты, головки шестов были… видны… но… наружу они не выходили. Фраза они там и до сего дня, как и следующий стих, были, очевидно, написаны не автором книги, бывшим свидетелем опустошения храма (3Цар 14:26; 4Цар 16:17), а кем-то до разрушения его в 586 г. до Р. Х., и позднее попали в книгу.

Две каменные скрижали с выбитыми на них словами закона, положенные в ковчег Моисеем, все еще находились там. Они должны были напоминать израильскому народу, что он все еще — объект Божиих благословений и несет ответственность за исполнение Моисеева завета. Однако сосуда с манною и расцветшего посоха Аарона, которые долгие годы хранились в ковчеге (Евр 9:4), в нем — на время установления ковчега в храме — уже не было. Возможно, они похищены были филистимлянами или другими врагами Израиля. Но, может быть, до Соломона и в его дни эти предметы хранились не в ковчеге, а лежали перед ним (Исх 16:33−34; Чис 17:10), а в ковчег были положены позднее и, в конце концов, были утеряны.

3Цар 8:10−11. Облако, наполнившее храм, было зримым свидетельством присутствия в нем славы Господней. Такое же явление имело место по освящении скинии (Исх 40:34−35).

б. Соломон обращается к народу (8:12−21)

3Цар 8:12−14. Ссылаясь на слова Господа, что Он благоволит обитать во мгле, Соломон мог иметь в виду сказанное в Исх 19:9; Втор 4:11; также Исх 34:5; Лев 16:2; Втор 31:15. Из перечисленных мест видно, как часто облако символизировало присутствие Господне. Соломон говорит, что исполнил свое намерение построить храм в жилище Богу, где бы Он пребывал (как прежде пребывал в скинии) во веки (т. е. как можно дольше). В великолепии созданного им храма царь Соломон постарался отразить несравненное величие Иеговы.

Обратившись лицем к стоявшим перед ним израильтянам, царь благословил все их собрание.

3Цар 8:15−21. И ныне исполнил рукою Своею; это означает, что сделанное Соломоном на самом деле исполнено было Самим Богом (сравните стих 24). В стихе 16 Соломон подразумевает обещание Бога, что имя Его (т. е. Он Сам) будет обитать в Иерусалиме (толкование на 2Пар 6:6), где присутствие Его и явления природы Его и силы будут очевидны. В молитвах Соломона слово «имя» встречается 14 раз (3Цар 8:16−20, 29, 33, 35, 41−44; в стихе 43 — дважды и в стихе 48).

Как бы устами Господа воздает Соломон должное отцу своему Давиду за желание построить храм (стихи 17−18), но затем объясняет народу, что желанием Бога было, чтобы храм этот построил сын Давида (сравните 2Цар 7:12−13). И Соломон поступил по желанию Бога и прославил Его. Зримо для людей храм являлся (в первую очередь) местом для ковчега; он был земным троном Бога и вместилищем Божиих обетовании по завету, которые Он дал искупленному Им народу.

в. Молитва Соломона при освящении храма (8:22−53)

3Цар 8:22−24. Соломон… стал, а затем опустился на колени (стих 54), на сооруженный во дворе храма медный амвон (2Пар 6:13). Свою молитву он начал с вознесения хвалы Богу Израилеву, подобного Которому нет ни на небесах ни на земле. Продолжая молитву, Соломон просил Бога не оставлять милостью Своей народ Его — Израиль. Девять просьб можно выделить в этой молитве:

1) Да услышит Бог молитвы царя Соломона и Своего народа.

3Цар 8:25−30. Соломон просит, чтобы верность свою Давиду Господь продолжал являть народу израильскому (да останется «престол Израилев» за наследниками царя Давида; стихи 25−26 сравните с 2:4).

2) Просьба о праведных судах Божиих здесь, на земле.

3Цар 8:31−32. Да разрешает Сам Господь конфликты, возникающие между израильтянами, да воздает им по вине их и по правде.

3) Просьба о прощении грехов, наказание за которые придет на Израиль от неприятелей их.

3Цар 8:33−34. Царь просит Господа прощать кающийся Израиль, всякий раз возвращая его в землю его отцов.

4) Просьба об избавлении от наказания, которое выразится в удержании дождя.

3Цар 8:35−36. сравните Лев 26:18−19; Втор 11:16−17; 28:23−24.

5) Просьба о прощении грехов и избавлении от бедствий, посылаемых за них.

3Цар 8:37−40. Соломон перечисляет голод, болезни, стихийные бедствия, вражеские нашествия. Все это — орудия наказаний Господних. Об избавлении от них по молитвам искреннего покаяния просит царь Того, Кто один знает сердце каждого человека.

6) Ходатайство Соломона о чужеземцах.

3Цар 8:41−43. Царь просит у Бога милости для всякого иноплеменника, узнавшего имя Его и пришедшего помолиться к храму. Да станут народы земли так бояться имени Иеговы, как боится его (в значении «чтит») Израиль.

7) Моление о даровании побед в битвах.

3Цар 8:44−45. Народу, молящемуся к храму Иеговы, да будут дарованы Им победы в битвах.

8) Моление о возвращении народа из плена.

3Цар 8:46−51. Как бы в пророческом видении судьбы Божиего народа обращается Соломон к Иегове. Да, за их грехи против Него они будут уведены в чужие земли; и воззовут к Нему о прощении, и Он вернет их в землю отцов. сравните «молиться, обратившись к земле своей», с молитвой Даниила (столетия спустя) у окон, смотревших на Иерусалим (Дан 6:10).

9) Да внимает Господь всякой молитве.

3Цар 8:52−53. Да будут очи Твои отверсты на молитву раба Твоего и на молитву народа Твоего Израиля, чтобы слышать их всегда, когда они будут призывать Тебя (стих 52).

Мысль о том, что народ Израильский — наследие Божие (да хранит Он верность ему и милость в будущем, как хранил в прошлом!) пронизывает всю эту молитву Соломона (стихи 23−53).

г. Соломон благословляет народ (8:54−61)

3Цар 8:54−55. Все сие моление… Соломон произнес, стоя на коленях, с руками, простертыми к небу. И, встав с колен, он благословил народ.

3Цар 8:56−61. Царь прославил Господа за то, что Он дал покой народу Своему Израилю и сдержал все слова обещаний Своих, которые Он изрек чрез раба Своего Моисея. Славя Бога, Соломон одновременно напоминал об этом народу. И еще три желания выразил он, обращаясь к Иегове. Да пребудет Он с ним, Соломоном, и с народом израильским во все время царствования его, как пребывал с отцами их; да даст народу желание и силы соблюдать все заповеди Его и уставы Его и законы Его — да звучат слова Соломонова моления в сердце Господа день и ночь, чтобы Он делал все потребное для них изо дня в день. Последним же пожеланием Соломона было, чтобы все народы земли познали, что единственный истинный Бог — Иегова, Господь (сравните 18:39).

Да будет сердце ваше вполне предано Господу, Богу нашему, вновь повторяет Соломон народу. Он сознавал, что это — непременное условие осуществления Господних обетований, но, к несчастью, сам он, по прошествии времени, нарушил это условие.

«Когда окончил Соломон молитву, сошел огонь с неба и поглотил всесожжение и жертвы, и слава Господня наполнила дом», — читаем мы о завершении освящения храма в 2Пар 7:1.

д. Жертвоприношения Соломона (8:62−66)

3Цар 8:62−63. Неправдоподобно большим представляется число животных, принесенных Соломоном в мирную жертву по случаю освящения храма: двадцать две тысячи крупного скота и сто двадцать тысяч мелкого скота. Однако до нас дошли и записи о других жертвоприношениях, включавших тысячи и тысячи голов скота. В данном же случае следует учесть, что тысячи священников приносили жертвы на «вспомогательных» жертвенниках, и празднество, на протяжении которого мясо жертвенных животных поедалось участниками общинных трапез, продолжалось две недели.

3Цар 8:64−66. В день освящения храма Соломон… освятил — посредством жертвоприношений — и двор пред храмом. Это произошло в начале праздника кущей, который обычно продолжался одну неделю, но по случаю этого особенного торжества продлен был еще на неделю. (Восьмый день в стихе 66 надо понимать как «на следующий день по истечении вторых семи дней».)

Праздник кущей праздновался в воспоминание о годах странствований Израиля в пустыне (Лев 23:33, 41−43). Поэтому и храм следовало освятить именно в этот праздник — ведь сооружение постоянного святилища символизировало окончание этих странствований.

От входа в Емаф до реки Египетской — так обозначены границы Израиля от Севера до юга; народ на празднество сошелся от границы до границы, т. е. весь он участвовал в нем. Возвращаясь по домам, люди радовались всему тому, что сделал Господь… народу Своему Израилю.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.