4 Царств 14 глава

Четвертая книга Царств
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Амасия, сын Иоаса, иудейский царь, стал царём во второй год царствования Иоаса, сына Иоахаза, израильского царя.
2 Амасии было двадцать пять лет, когда он стал царём, и правил он в Иерусалиме двадцать девять лет. Его мать звали Иегоаддань; она была родом из Иерусалима.
3 Амасия делал то, что Господь считал правильным, но он не следовал Господу всем сердцем, как его предок Давид. Амасия поступал так же, как и его отец Иоас.
4 Он не уничтожил высоты, а народ продолжал приносить жертвы и сжигать благовонное курение на этих высотах.
5 Когда власть Амасии в царстве окрепла, он казнил слуг, которые убили его отца.
6 Но он не убил детей убийц из-за правил, записанных в книге Закона Моисея. Господь приказал:
«Родители не должны быть наказаны смертью за то, что сделали их дети, а дети не должны быть наказаны смертью за то, что сделали их родители. Каждый должен быть наказан смертью только за своё собственное преступление».
7 Амасия убил десять тысяч идумеян в Соляной долине. Во время войны он захватил Селу и назвал её Иокфеил. Это место так называется и до сих пор.
8 Амасия отправил послов к Иоасу, израильскому царю, сыну Иоахаза, сына Ииуя, сказать:
«Выходи, давай сразимся один на один».
9 Но Иоас, израильский царь, ответил Амасии, иудейскому царю:
«Терновый куст в Ливане послал сказать кедровому дереву в Ливане: „Отдай свою дочь замуж за моего сына”. Но пришёл дикий зверь из Ливана и затоптал этот тёрн.
10 Ты победил Едом и теперь из-за этой победы ты возгордился. Хвастайся об этом у себя дома! Не ищи сам себе беды! Иначе ты погибнешь, и Иуда погибнет вместе с тобой!»
11 Однако Амасия не послушался предостережения. Тогда Иоас, израильский царь, вышел против Амасии, иудейского царя, и встретился с ним в Вефсамисе Иудейском.
12 Израильтяне разбили иудеев, и все иудеи разбежались по домам.
13 В Вефсамисе Иоас, израильский царь, захватил Амасию, иудейского царя, сына Иоаса, сына Охозии. Затем Иоас отправился в Иерусалим и разрушил там стену Иерусалима, от ворот Ефрема до угловых ворот, на 400 локтей.
14 Он забрал всё золото, всё серебро и всю посуду из храма Господа и из сокровищниц царского дворца. Он также взял людей в плен и вернулся в Самарию.
15 Все остальные великие дела Иоаса, включая описание битвы с Амасией, иудейским царём, записаны в книге «Летописи израильских царей».
16 Когда Иоас умер, он был похоронен в Самарии с израильскими царями, а после него новым царём стал его сын Иеровоам.
17 Амасия, сын Иоаса, иудейский царь, прожил пятнадцать лет после смерти Иоаса, сына Иоахаза, израильского царя.
18 Все великие дела Амасии описаны в книге «Летописи иудейских царей».
19 В Иерусалиме против него готовился заговор, и поэтому Амасия бежал в Лахис. Но заговорщики послали за ним людей в Лахис и убили его там.
20 Тело Амасии привезли обратно на конях и похоронили в Иерусалиме с его предками в городе Давида.
21 Затем весь народ Иудеи сделал Азарию новым царём вместо его отца Амасии. Азарии было тогда шестнадцать лет.
22 Он заново отстроил Елаф и возвратил его Иуде после того, как умер Амасия.
23 Иеровоам, сын Иоаса, израильский царь, стал царём в Самарии в пятнадцатый год царствования Амасии, сына Иоаса, иудейского царя. Иеровоам правил в течение сорока одного года.
24 Иеровоам делал то, что Господь считал злом, не прекратив совершать грехи Иеровоама, сына Навата, который ввёл Израиль в грех.
25 Он вернул Израилю землю, которая простиралась от Лево-Емафа до Мёртвого моря. Всё произошло так, как предрёк Господь, Бог Израиля, через Своего слугу Иону, сына Амафии, пророка из Геф-Хефера.
26 Господь видел, что все в Израиле: и рабы, и свободные — терпят великое бедствие. Не осталось никого, кто бы мог помочь Израилю.
27 Господь не говорил, что сотрёт с лица земли имя Израиля. Поэтому Господь спас народ Израиля с помощью Иеровоама, сына Иоаса.
28 Все остальные великие дела, которые совершил Иеровоам, как он воевал, и как он возвратил Израилю Дамаск и Емаф, описаны в книге «Летописи израильских царей».
29 Иеровоам умер и был похоронен с израильскими царями, а новым царём после него стал его сын Захария.

Толкование Далласской семинарии

к. Благочестивое правление Амасии в Иудее (14:1−22)

1. ОБ АМАСИИ (14:1−6)

4Цар 14:1−6. Амасия стал царствовать в Иудее примерно через год после того, как в Израиле воцарился Иоас, сын Иоахаза. Он был довольно молод в ту пору, двадцати пяти лет от роду, и правил долго: двадцать девять лет (796−767 г. до Р. Х.). Значительную часть этого времени вместе с Амасией правил его сын Азария (790−767 г. до Р. Х.).

Амасия продолжал политику своего отца Иоаса иудейского: был ревностным приверженцем Иеговы, хотя высоты, на которых народ совершал богослужения, вопреки Моисееву закону (Втор 12:2−7, 13−14), не были отменены и при нем (толкование на 3Цар 22:43). Уровня царя Давида, основателя их династии и величайшего из царей Иудеи, Амасия, конечно, не достиг.

Сказано, однако, что именно в согласии с законом Амасия не предал смерти детей убийц своего отца, как обычно поступали ближневосточные монархи. Очевидно, сознавая, что оставленные им в живых, они — потенциальные мятежники, он принес это дело Богу.

2. ВОЙНА АМАСИИ С ЕДОМОМ (14:7)

4Цар 14:7. Об этой войне с идумеями более подробно написано в 2Пар 25:5−16. При царе Иораме идумеи восстали и освободились от вассальной зависимости от Иудеи (4Цар 8:20). И Амасия вознамерился «возвратить их под руку свою», так как через территорию Едома Иудея получала доступ к южным торговым путям.

Битва, о которой здесь речь, произошла в долине Соляной, которая представляла собой заболоченную равнину у южной оконечности Мертвого моря (сравните 2Цар 8:13). Город Села, переименованный Амасией в Иокфеил, позднее стал называться Петрой (что значит «скала»); это был укрепленный город идумеев, высеченный в отвесных горных «стенах».

3. ВОЙНА АМАСИИ С ИЗРАИЛЕМ (14:8−14)

4Цар 14:8−10. Почувствовав себя «на высоте» после победы над Едомом, Амасия решил бросить вызов Северному царству, страдавшему в то время от нападений сирийцев (13:22). «Приглашение» Амасии, направленное Иоасу, царю Израильскому, было равносильно объявлению войны (подробнее об этом в 2Пар 25:5−13), хотя Израиль и по количеству населения и по размерам своей территории значительно превосходил Иудею. Иоас ответил на вызов Амасии предупреждением в форме притчи. Как терн, так и кедры были весьма распространены в Ливане.

Уподобляя Амасию терну, себя Иоас сравнивал с кедром. Как диким зверям легко вытоптать терн, так легко Израилю при его силе нанести сокрушительное поражение Иудее. Благоразумным советом Иоаса «сидеть у себя дома» Амасия, однако, пренебрег, и, уязвленный в гордости своей, еще более загорелся желанием «затеять ссору». Чувство это охватило его по воле Господа, готовившего поражение Амасии, ибо он, одержав победу над идумеями, ввел в Иудее поклонение их богам (2Пар 25:14, 20).

4Цар 14:11−14. «Встреча» между царями все-таки состоялась. Перехватив инициативу, израильский царь вторгся на территорию Иудеи, и увиделись Иоас и Амасия лично. И разразилась битва при Вефсамисе (в двадцати с чем-то километрах западнее Иерусалима), в которой разбиты были Иудеи, а царь Амасия взят в плен.

После этого царь Израильский вошел в Иерусалим и разрушил немалую часть городской стены. В качестве трофеев он взял все остававшиеся в храме драгоценности, ограблен был и царский дворец. Взяв, кроме того, заложников, он возвратился в Самарию. Вероятно, пока Амасия находился в плену, Иудеей стал управлять его сын Азария (началом его правления считается 790 г. до Р. Х.).

4. СМЕРТЬ ИОАСА (14:15−16)

4Цар 14:15−16. Возможно, второе упоминание о смерти Иоаса (сравните 13:12−13) как-то связано с необычной ситуацией, возникшей между двумя царствами из-за пленения Амасии израильтянами. Когда Иоас умер (в 782 г. до Р. Х.), Амасия был освобожден и вернулся в Иерусалим. Преемником же Иоаса в Израиле стал, как уже говорилось, Иеровоам II, сын его.

5. СМЕРТЬ АМАСИИ (14:17−22)

4Цар 14:17−20. Амасия, умерший в 767 г. до Р. Х., пережил Иоаса царя Израильского на пятнадцать лет. После возвращения в Иудею он делил трон со своим сыном Азарией, пока не умер.

Те, кто составили против него заговор, по именам не названы; скорее всего, это были люди из числа его приближенных. Амасия бежал от них в Лахис, бывший царский город на южной границе Иудеи. Оставив Лахис, он мог бы оказаться за пределами страны, но заговорщики действовали оперативно и, подослав убийц в Лахис умертвили царя.

Погребен был Амасия по-царски — в той старой части Иерусалима, которая называлась городом Давидовом.

4Цар 14:21−22. Предполагают, что воцарение Азарии в шестнадцать лет произошло не после убийства его отца в Лахисе, а когда отец (Амасия) был уведен в плен в Израиль (в 790 г. до Р. Х.). Единоличным же правителем Азария стал в 767 г. до Р. Х. — по смерти Амасии. Восстановление им Елафа (ныне порт Элат на берегу Акабского залива), идумейского города, который он возвратил Иуде, завершив покорение Едома, начатое его отцом, было, вероятно, одним из самых примечательных дел Азарии, и поэтому о нем здесь упоминается особо. Более подробно об Азарии рассказывается в 15:1−7.

Л. Нечестивое правление Иеровоама II в Израиле (14:23−29)

4Цар 14:23−24. Иеровоам II делил трон со своим отцом Иоасом с 793 по 782 г. до Р. Х. В пятнадцатый год Амасии царя Иудейского, который и соответствовал 782 году, он стал единовластно править в Израиле, в Самарии. Всего он царствовал сорок один год (793−753 г. до Р. Х.), дольше, чем кто-либо из его предшественников.

В духовном плане он следовал своим «отцам» — прежним израильским царям, и делал неугодное в очах Господних. Однако как политический деятель он был сильнейшим из царей Израиля. Но лишь некоторые из его «дел» записаны автором 4-й Царств, ибо для него духовные аспекты израильской истории были важнее политических достижений.

4Цар 14:25−27. Иеровоам II восстановил Израиль в тех примерно пределах, какие он имел при Соломоне (за исключением, конечно, территории Иуды и Вениамина, образовавших Южное царство). Емаф находился примерно в 250 км на северо-восток от моря Киннеретского. «Морем пустыни» названо здесь Мертвое море.

О возвращении Израилем территорий в этих именно границах было предсказано пророком Ионой, который служил Господу в царствование Иеровоама II (таблицу «Цари Иудеи и Израиля и пророки в пору до вавилонского пленения» — там, где толкование на 12:25−33). На страницах Писаний это пророчество Ионы — того самого, который ходил в Ниневию с Божиим призывом к ассирийцам покаяться (Иона 1:1) — не записано. Иона был родом из Гафхефера, расположенного на несколько километров севернее Назарета.

Бедствие Израиля явилось результатом непрестанных агрессивных вылазок сирийского царя Азаила. Из сострадания к Своему народу Господь послал ему некоторое облегчение при царе Иоасе (4Цар 13:22−25) и продолжал «спасать» его рукою Иеровоама, сына Иоасова. Объяснение ко второй части стих 26 можно найти в комментарии на аналогичную фразу в 3Цар 21:21.

4Цар 14:28−29. Иеровоам II возвратил Израилю Дамаск (столицу Сирии) и Емаф. Когда-то эти города и прилегавшие к ним территории, действительно, принадлежали Иуде, но это было в дни Давида и Соломона, т. е. до разделения царства. Взяв под свой контроль эти земли, Иеровоам II несомненно отвоевал и всю Трансиорданию, захваченную у Израиля сирийским царем Азаилом (10:32−33). Так Израиль стал самым крупным государством на восточном побережье Средиземного моря.

Победы Иеровоама II оказались возможными потому, что Дамаск ослабел в результате многократных вторжений ассирийцев (при Ассурдане III; толкование на 13:5) в северо-восточные пределы Сирии. Но и сама Ассирия теряла силу в это время: она, в свою очередь, подвергалась набегам со стороны государства Урарту, северная граница которого прилегала к Ассирии, и от бесконечных разногласий с другими соседними народами, а также от того, что на престоле ее один слабый правитель сменял другого. Иоас был хорошим военным стратегом (14:11−14) и, видимо, сын его Иеровоам не только унаследовал способности отца, но и превзошел их.

В царствование Иеровоама II в Израиле служили Господу и пророки Амос и Иосия (помимо Ионы); Ам 1:1 и Ос 1:1. Читая их пророчества, можно яснее понять специфику обстановки и дел в Израиле в дни Иеровоама II. Умер он в 753 г. до Р. Х. И наследовал ему Захария, сын его (4Цар 15:8−12).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.